Материалы ректорского совещания
Повестка совещания
О координационных советах по трем областям образования
Министерство образования и науки РФ разделило все направления подготовки и специальности высшего образования на 57 укрупненных групп, объединенных в девять областей образования, в рамках которых формируются координационные советы. А учебно-методические объединения (УМО) теперь создаются для каждой из 57 укрупненных групп. Задачей каждого координационного совета является определение образовательной политики в соответствующей области, реализацию которой будут обеспечивать создаваемые УМО (см. Материалы ректорского совещания от 12.01.2015, п. 1). Шесть из них были созданы раньше, а 19 марта Минобрнауки РФ утвердило составы еще трех координационных советов по областям образования («Математические и естественные науки», «Гуманитарные науки», «Науки об обществе»). Сопредседателями всех трех советов стали ректор СПбГУ Н. М. Кропачев и ректор МГУ В. А. Садовничий.
См. также: Нужна ли реформа высшей школе России? (ТК «Россия 1», 29 марта 2014); Николай Кропачев: «Кризис образования — общая проблема глобализации» (Управление бизнесом, 22 апреля 2014, ответ 8); Лучший — докажи (Российская газета, 29 мая 2014, ответ 1); Честность и открытость (Парламентская газета, 30 июля 2014, ответ 3–5); Материалы ректорского совещания от 06.04.2015, п. 5; от 13.04.2015, п. 2; от 13.07.2015, п. 1.
Координационные советы формируются по новому принципу: в их состав в значительной части войдут представители работодателей, общественных объединений, в том числе профессиональных. Проректор по учебно-методической работе М. Ю. Лаврикова подчеркнула, что политика, ориентированная на активное вовлечение работодателей, которую сейчас внедряет министерство, проводится в СПбГУ уже не первый год. Представители работодателей не только традиционно приглашаются в состав государственных аттестационных комиссий или привлекаются к реализации практических дисциплин в рамках образовательных программ. Они уже включены в состав практически всех учебно-методических и научных комиссий… Минобрнауки РФ ведет работу по созданию учебно-методических объединений (УМО) для каждой из 57 укрупненных групп специальностей. В связи с этим проректор М. Ю. Лаврикова поручила директорам институтов и деканам факультетов в течение недели прислать предложения о кандидатурах в состав УМО по направлениям подготовки, реализуемым в СПбГУ.
Конкурс «Молодой профессор»
В СПбГУ впервые пройдет конкурс молодых ученых на замещение должностей профессора по специальностям, соответствующим шести приоритетным направлениям Программы развития СПбГУ. Начальник главного управления по организации работы с персоналом В. В. Еремеев сообщил, что прием документов на конкурс будет открыт 27 апреля на месяц. В конкурсе будут участвовать молодые ученые (возраст — не больше 37 лет на момент подачи документов) с ученой степенью доктора наук или приравненной к ней в установленном порядке. В приказе об организации конкурса будут сформулированы высокие требования к участникам (в том числе не меньше десяти научных публикаций в журналах, индексируемых в базах данных WoS и Scopus с импакт-фактором не меньше 2.0, за три года и не меньше трех за год). Будут обеспечены соответствующие условия для работы этих молодых профессоров: гарантированная зарплата (не меньше 150 тыс. рублей в месяц), стартовый грант в размере 1 млн рублей для организации конференций, приобретения оборудования и расходных материалов, для организации научных публикаций (но не для выплаты зарплаты), приоритетный доступ к оборудованию Научного парка СПбГУ, доступ к электронным информационным ресурсам СПбГУ, возможность приглашения до двух постдоков, возможность участия в конкурсе научных руководителей аспирантов, получение служебного жилья, отдельного помещения для работы, а также вспомогательный персонал.
В. В. Еремеев описал также процедуру проведения конкурса «Молодой профессор». Предварительной оценкой кандидатов займется кадровая комиссия, которая будет создана в Университете (и в которую войдут выдающиеся ученые, в том числе и не работающие в СПбГУ, и работодатели). Участникам конкурса будет предоставлена возможность выступить с пробной лекцией и научным докладом. Окончательное решение примет Ученый совет СПбГУ.
Директор института наук о Земле С. В. Аплонов спросил, какие степени будут приравниваться к докторским. В. В. Еремеев ответил, что этот вопрос будет решаться индивидуально, в установленном в Университете порядке. Ректор добавил, что при этом будут обращать внимание на конкретные достижения ученых, а не только на формальные показатели. Требования к участникам конкурса очень высокие — для их выполнения недостаточно быть рядовым доктором наук (см. также: Материалы ректорского совещания от 05.05.2015, п. 10).
Результаты проверки Роспатента
Проректор И. А. Дементьев проанализировал проблемные зоны в жизни Университета, выявленные недавней проверкой, проведенной Федеральной службой по интеллектуальной собственности:
- низкий уровень использования потенциальных возможностей для оформления и защиты интеллектуальной собственности Университета еще на стартовом этапе, при подготовке заявок на гранты; сейчас такая оценка в плановом режиме не проводится, документы в патентную службу не направляются
- такая работа будет организована, любая заявка на финансирование НИР будет проходить такой анализ. Любая НИР будет оцениваться с точки зрения возникновения и защиты интеллектуальной собственности уже при планировании исследования
- в отчетах о выполнении НИР теперь будет отдельный раздел: оценка авторами научной новизны в достигнутых результатах интеллектуальной деятельности и возможности их защиты методами, предусмотренными законодательством; пока именно на основании анализа этого раздела отчетов будут приниматься решения и о целесообразности мер по защите интеллектуальной собственности и об эффективности проведенного научного исследования через призму объема и качества полученных результатов интеллектуальной деятельности
- очень низкий уровень количества и качества создаваемой в Университете интеллектуальной собственности. По мнению проверяющих, СПбГУ — единственный вуз, где в полном соответствии с законодательством выплачивают предусмотренное вознаграждение авторам после оформлении интеллектуальной собственности. Но при этом у нас крайне низкий уровень активности в регистрации прав на интеллектуальную собственность. Активность сотрудников — ключевой фактор при формировании интеллектуального потенциала организации
- проверяющие Роспатента связывают это с тем, что научно-педагогические работники Университета опасаются совершения большого объема административных действий. По их мнению: «Ум ученого не должен быть отягощен административной работой». Проректор подчеркнул необходимость и дальше последовательно проводить разграничение академических и административных полномочий (в том числе и в трудовом договоре с каждым сотрудником)
- проверяющие отметили неоправданно большое количество исследований в СПбГУ, проводимых на неоправданно маленькое финансирование. При этом, по их мнению, вероятность формирования интеллектуальной собственности крайне невелика. Это важное замечание: никто пока не оценивал наши исследования с точки зрения эффективности, но тенденция будет развиваться в этом направлении
И. А. Дементьев напомнил, что в Университете примерно год назад начался детальный анализ вопросов защиты интеллектуальной собственности. К сожалению, пока результаты этого анализа неутешительны. В СМИ регулярно появляется информация о том, что университетские ученые что-то изобрели. Но чаще всего оказывалось, что интеллектуальный продукт зарегистрирован на имя физических лиц. Или научная группа получает средства эндаумент-фонда Университета для проведения НИР, а в научных публикациях по результатам этих исследований нет аффилиации с СПбГУ. И при этом научная комиссия факультета решает вопрос, кому заплатить за административное обеспечение этих НИР (см. Материалы ректорского совещания от 23.03.2015, п. 2). Ресурс Научного парка или информационные ресурсы СПбГУ (включая затраты на расходные материалы или обслуживающий персонал), активно используемые учеными, далеко не всегда приводят к формированию прав Университета на соответствующую интеллектуальную собственность, вместо этого интеллектуальный продукт оформляется через родственников и знакомых. Проректор заключил: Университет тратит больше 1,5 млрд рублей в год на то, чтобы формировать интеллектуальную собственность. А если сюда добавить зарплату ученых, то эта сумма вырастет раза в три. И как показала проверка Роспатента, мы тратим эти деньги неэффективно! И. А. Дементьев сообщил, что предложения по необходимым мероприятиям будут приветствоваться.
О работе репозитория СПбГУ
Проректор по научной работе С. П. Туник напомнил, что архив открытого доступа (репозиторий) СПбГУ был открыт в 2013 году (см. Материалы ректорского совещания от 24.03.2014, п. 3). Сейчас в нем больше 660 документов, и это явно недостаточно для Университета. Одна из функций репозитория — повышение видимости публикаций для мирового научного сообщества, поэтому его нужно пополнять новыми материалами. Возможно включение широкого спектра информации о достижениях и проблемах, решаемых в Университете. В том числе научные лекции на заседаниях Ученого совета СПбГУ, ученых советах институтов и факультетов, лекции приглашенных докладчиков (например, лекция академика РАН С. А. Лукьянова «Флуоресцентные белки: природное разнообразие и применение в экспериментальной биологии»), лекции на семинарах ведущих ученых, работающих в СПбГУ по мегагрантам Правительства РФ и грантам Университета, другие научные доклады.
Репозиторий, отметил С. П. Туник, должен служить «зеркалом» научных достижений Университета, благодаря этому инструменту мировое научное сообщество сможет увидеть и высказать свою оценку научных исследований ученых СПбГУ. Если в репозитории выложить материалы магистерских диссертаций, материалы всех конференций, которые проводятся за счет Университета, то мы сможем узнать их общественную оценку… Тематический план издательства СПбГУ будет пересмотрен в ближайшее время, там будут печататься учебно-методические пособия по тем направлениям подготовки, где есть дефицит. А оценка вышедших пособий с помощью репозитория — это дело всего университетского сообщества, коллеги должны знать, на что потрачены средства и насколько эффективно они расходуются. С. П. Туник поручил директорам институтов и деканам факультетов в течение двух недель направить предложения с вариантами возможностей пополнения материалами репозитория СПбГУ.
И. о. декана свободных искусств и наук Т. В. Черниговская привлекла внимание участников совещания к семинару, который проходит дважды в месяц, большая часть обсуждений записывается на видео, есть архив записей. Она спросила, какова степень давности материалов, которые публикуются в репозитории? С. П. Туник ответил, что срока давности нет, размещать в репозитории надо всё, а пользователи репозитория пусть сами решают, какие материалы актуальны и важны, какие видеозаписи представляют реальный интерес для коллег-исследователей.
Ректор подчеркнул: репозиторий — это способ открыть, сделать видимым тот интеллектуальный продукт, что мы реально производим. С одной стороны, мы делимся им со всеми, а с другой, мы даем возможность его оценить, мы с нетерпением ждем этих оценок. От этого обсуждения, этой критики качество научной и учебно-методической продукции Университета будет расти. Включать в репозиторий можно все, что принадлежит Университету.
Об учебных курсах программы «Юрислингвистика»
Проректор М. Ю. Лаврикова напомнила об инициативе СПбГУ по мониторингу материалов СМИ и текстов законодательных актов (см. Материалы ректорского совещания от 19.01.2015, п. 10). В связи с этой работой в СПбГУ в 2015 году открыт прием на междисциплинарную магистерскую образовательную программу «Юрислингвистика». Подготовлен учебный план и другие материалы, программа готова к набору. Она вызывает интерес со стороны абитуриентов, если судить по результатам Дня открытых дверей. Выпускники этой программы будут уникальными специалистами, они смогут проводить анализ и экспертизу юридически значимых текстов и консультировать по этим вопросам.
Разграничение академических и административных полномочий
Анализируя конкретные примеры, проректор И. А. Дементьев продолжил разговор о разграничении академических и административных полномочий, начатый на предыдущих ректорских совещаниях (см. Материалы ректорского совещания от 02.03.2015, п. 6; от 16.03.2015, п. 6; от 23.03.2015, п. 2). Пример первый: в Виртуальную приемную пришел запрос об оказании из ректорского фонда материальной помощи семье доцента, умершего в августе 2014 года. В обращении сообщается, что заявление было подано еще в сентябре, но помощь до сих пор не оказана. Чем объясняется такая задержка? Когда стали разбираться, то выяснили, что коллеги написали заявление в профком, а не проректору. И в результате у них сложилось впечатление, что о сотрудниках не заботятся… А вся проблема в том, что надо было подать заявление по правильному адресу. Коллеги не знали, к кому обратиться, кто-то дал им неверную информацию. Вопрос не решался, потому что они шли по неправильному пути. Хотя, заметим, ответ на любой вопрос можно получить в Виртуальной приемной… Пример второй: сотрудник, который занимается работой поискового отряда, долго ходил по кабинетам и выяснял у сотрудников, кто из должностных лиц должен подписать обращение в органы власти. Потратил на это две недели и получил огромное количество недостоверных «консультаций». Вместо того чтобы на сайте посмотреть или обратиться с вопросом в Виртуальную приемную.
Ректор добавил еще один пример. В ходе его встречи с Почетными профессорами больше двух месяцев назад профессор-историк спросил, действует ли приказ ректора о статусе Почетного профессора. А затем сообщил, что вторая часть его книги «Ленинград в борьбе за выживание в блокаде» не издается, несмотря на то, что у него имеется приоритетное право издавать свои труды в Университете. Два года назад, по его словам, первую часть его книги выпустили в издательстве СПбГУ. А теперь в ответ на его просьбу об издании говорят, что денег нет, печатать не будем… Он даже ходил к директору института истории, и тот, по его словам, ответил, что денег действительно нет. И выглядело это так, что ему сначала отказали в издательстве Университета! А на самом деле профессор разговаривал только с директором института истории, и тот ему сказал, что у него нет средств на издание книги… Получается, что в основе ситуации лежит ошибка: профессор не к тому пошел со своим вопросом. А когда он через месяц обратился к директору издательства СПбГУ, вопрос решился сразу (см. Материалы приема граждан 24.03.2015, п. 1), то есть опять вопрос правильного разграничения академических и административных полномочий (см. также: Материалы ректорского совещания от 23.11.2015, п. 3).
О возврате учебников в университетскую библиотеку
Пресс-секретарь СПбГУ А. А. Заварзин сообщил об интересном письме от выпускника Университета, который решил вернуть СПбГУ книги, которые он получил в библиотеке Университета в середине 1980-х годов. А. А. Заварзин процитировал: «Возвращаю учебники, которые получил для заочного обучения в 80-х годах. Несколько учебников приносят пользу тем, кто их не вернул мне. Прошу выслать счет на мой адрес за утраченные учебники. Прошу не афишировать мою фамилию, так как мне очень стыдно. Было стыдно все эти годы…» (см. также: Он был первым (Российская газета, 18 июня 2014, ответ 19); Материалы ректорского совещания от 27.04.2015, п. 10).
О сносе аварийного здания склада на территории главного городка
Проректор по эксплуатации материально-технической базы Г. С. Васильев сообщил о сносе аварийного здания склада на территории Главного городка СПбГУ на Васильевском острове. Многие видели этот склад №1 около бассейна (это было здание по адресу Университетская наб., д. 7–9, лит. М), а теперь от него осталась только ровная площадка. Снесены также здания на территории Первого кадетского корпуса, которые, по заключению историко-культурной экспертизы, утвержденной КГИОП, диссонировали с исторической застройкой.