Материалы ректорского совещания

№ 189
от 19.01.2015

Повестка совещания

    О мероприятиях Совета Федерации Федерального Собрания РФ, запланированных на весеннюю сессию 2015 года

    В адрес Университета поступил план мероприятий Совета Федерации Федерального Собрания РФ на весеннюю сессию 2015 года, где отдельный раздел посвящен конференциям, круглым столам, семинарам, в том числе и в сфере науки, образования, культуры и информационной политики. Проректор И. А. Дементьев предложил рассматривать этот план как заказ для СПбГУ от работодателя на производство научной, исследовательской и экспертной деятельности. Он поручил директорам институтов и деканам факультетов проанализировать представленный план, обсудить в коллективах и сформировать предложения по использованию потенциала Университета в работе научно-экспертного совета при председателе Совета Федерации. Можно, например, запланировать проведение научных исследований, мониторинг законодательства, подготовку докладов в рамках перечисленных конференций, участие научно-педагогических работников СПбГУ в семинарах, круглых столах и других мероприятиях Совета Федерации. Можно предлагать университетские площадки для проведения этих мероприятий (см. Материалы ректорского совещания от 18.08.2014, п. 2).

    См. также: Материалы ректорского совещания от 16.02.2015, п. 2; Быть в тренде (Российская газета, 5 февраля 2014, ответ 4); Экспертный совет по любому вопросу (Балтинфо, 3 марта 2014, ответы 1, 3  и 7); В кругу звездных друзей (Деловой Петербург, 13 марта 2014, ответ 6); Николай Кропачев: «Научно-исследовательская и экспертная деятельность — сейчас наши основные приоритеты» (Эксперт Северо-Запад, № 16, 14 апреля 2014, ответы 1, 2, 5, 8 и 9); Честность и открытость (Парламентская газета, 30 июля 2014, ответ 9).

    План размещен на портале СПбГУ (см. План мероприятий Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации на весеннюю сессию 2015 года), и каждый универсант вправе представить свои предложения.

    О вопросах, поступивших в Виртуальную приемную

    За 2014 год в Виртуальную приемную СПбГУ поступило более 3 500 обращений на разные темы, появились новые сервисы (опция «Сообщить о находке»).Виртуальная приемная СПбГУ — это важный рабочий инструмент как для тех, кто туда обращается с вопросом, так и для должностных лиц. Благодаря Виртуальной приемной СПбГУ удается увидеть и решить не только частные, но и общие вопросы жизни Университета (Виртуальная приемная СПбГУ: итоги года). Пользователи отмечают проект «Виртуальная приемная СПбГУ» как один из самых успешных и эффективных сервисов в Университете.

    См. также: Честность и открытость (Парламентская газета, 30 июля 2014, ответ 10); За Нобелем (Российская газета, 9 февраля 2015, ответ 11).

    Один из последних показательных случаев произошел во время новогодних праздников, когда сотрудница Университета не смогла попасть на работу из-за того, что отсутствовали вовремя оформленные ею документы о допуске на рабочее место. Она обратилась через Виртуальную приемную, и проблема была решена в течение двух часов: документы нашлись, допуск на рабочее место сотруднице был открыт, а работник службы безопасности, по вине которого случилась «утеря» документов, лишен премии.

    Порядок подготовки характеристик и рекомендательных писем обучающимся и выпускникам

    В Виртуальную приемную СПбГУ поступило обращение от студентки с просьбой выдать рекомендательное письмо для поступления в магистратуру зарубежного вуза. Чтобы в будущем студенты знали, в каком порядке и у кого такие письма можно получить, в Университете был разработан и издан приказ № 7929/1 от 29.12.2014 «Об утверждении Порядка подготовки и выдачи характеристик на обучающихся СПбГУ». Приказ предусматривает, что от имени СПбГУ характеристику выдает заместитель начальника учебного управления по направлениям. Данная характеристика должна содержать объективную информацию об обучающемся, которая подтверждена документально. Характеристика выдается на официальном бланке СПбГУ, в обязательном порядке регистрируется и хранится в соответствии с правилами хранения документов.

    Безусловно, любой сотрудник СПбГУ тоже имеет право написать для обучающегося свое рекомендательное письмо. Но такая рекомендация будет отражать личное мнение преподавателя / сотрудника о конкретном обучающемся. Подобные письма пишутся в свободной форме, но не на бланке СПбГУ, и не регистрируется.

    О дисциплинарной ответственности обучающихся

    Проректор по учебной работе Е. Г. Бабелюк сообщила о случаях привлечения обучающихся к дисциплинарной ответственности за нарушение обязанностей, предусмотренных «Правилами внутреннего распорядка обучающихся СПбГУ».

    Студент Р. В. Шмигирилов обучался на 4 курсе по основной образовательной программе бакалавриата по направлению «Механика, прикладная математика», и Приказом от 14.10.2013 №14193/3 был отчислен за нарушение обязанностей, предусмотренных «Правилами внутреннего распорядка обучающихся СПбГУ»: за нарушение тишины, распитие спиртных напитков, курение, оскорбление дежурных наряда охраны и угрозы физической расправой. Бывший студент подал в суд иск к Университету об отмене приказа об отчислении, суд данный иск не удовлетворил. После чего Р. В. Шмигирилов подал заявление о восстановлении в СПбГУ, и по результатам заседания Центральной комиссии по переводам и восстановлениям в августе 2014 года приказом от 17.09.2014 № 11643/3 был восстановлен для обучения в СПбГУ за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.

    См. также: Материалы ректорского совещания от 02.02.2015, п. 2; В кругу звездных друзей (Деловой Петербург, 13 марта 2014, ответы 6 и 8); Николай Кропачев: «Кризис образования — общая проблема глобализации» (Управление бизнесом, 22 апреля 2014, ответы 15, 16); Кропачев: «Переезд СПбГУ на намывные территории — это возрождение вуза на новом уровне» (ТК «Санкт-Петербург», 21 июня 2014, ответ 3); За Нобелем (Российская газета, 9 февраля 2015, ответы 10–14).

    СПбГУ направил запрос в Министерство образования и науки РФ для выяснения возможности отказывать таким претендентам на восстановление, если ранее они были отчислены за совершение дисциплинарного проступка. В ответе Минобрнауки РФ от 20.10.2014 № 17–385 говорится, что порядок и условия восстановления обучающихся, отчисленных по инициативе образовательной организации, определяется образовательной организацией самостоятельно. Проректор Е. Г. Бабелюк предложила внести изменения в действующие «Правила обучения в СПбГУ» и ограничить возможность восстановления лиц, в отношении которых отчисление было применено как мера дисциплинарного взыскания, как на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, так и на обучение на платной основе. Ректор предложил обсудить этот вопрос на ректорском совещании 9 февраля.

    Зачет периодов обучения в зарубежных вузах

    Проректор Е. Г. Бабелюк сообщила о двух возможных вариантах зачета периодов обучения в зарубежных вузах.

    1. Если студент направляется на включенное обучение в один из вузов-партнеров СПбГУ, то для зачета результатов включенного обучения (дисциплин или периода (-ов) обучения, освоенных в другом учебном заведении), обучающийся должен:
      • написать заявление установленной формы (Приложение №1 или Приложение №2 к Приказу проректора по учебной работе №917/1 от 27.02.2014) о возможности перезачета дисциплин или периода (-ов) обучения на имя заместителя начальника учебного управления;
      • приложить к заявлению документ-подтверждение результатов обучения (Academic Transcript), полученный в другом учебном заведении.

        Дисциплины или период (-ы) обучения, подлежащие перезачету, вносятся в учебную карточку обучающегося специалистом учебного отдела по направлениям. В том случае, если после перезачета дисциплин у обучающегося в соответствии с учебным планом выявляется академическая задолженность, обучающемуся предоставляется индивидуальный график обучения на основании его заявления на срок не более чем до окончания следующей промежуточной аттестации (даты контроля выполнения учебного плана). Обучающийся должен быть ознакомлен с индивидуальным графиком обучения под роспись.
    2. Если студент направляется на включенное обучение в один из вузов, входящих в топ-300, то результаты обучения ему засчитываются на основании заявления и документа-подтверждения результатов обучения (Academic Transcript), полученного в вузе, где проходило включенное обучение. Академическую разницу учебных планов не высчитывают. Если же сам студент заявил о своем желании прослушать в СПбГУ какие-то пропущенные им дисциплины, такая возможность ему может быть предоставлена.

    По поручению ректора подготовлен проект приказа о внесении изменений в раздел об академической мобильности «Правил обучения в СПбГУ» для регламентации зачета периодов обучения студентов СПбГУ в зарубежных вузах. Данный проект требует обсуждения со Студсоветом СПбГУ, членами учебно-методических комиссий и т. д. Также будет разработана краткая памятка, описывающая действия студента, вернувшегося с включенного обучения.

    Об изменениях в составе Экспертной комиссии СПбГУ

    В связи с выходом по разным причинам из состава Экспертной комиссии СПбГУ отдельных ее членов и расширением задач, стоящих перед комиссией (в настоящее время это не только анализ результатов конкурсов, но и определение стратегических направлений развития Университета, активное участие в формировании кадровой политики), предстоит существенное обновление ее состава. Все универсанты (не только руководители коллективов) имеют возможность предложить кандидатуры экспертов для приглашения в состав комиссии. Эти предложения будут проанализированы, кандидатуры отобраны и утверждены приказом ректора.

    См. также: Быть в тренде (Российская газета, 5 февраля 2014, ответ 4); Экспертный совет по любому вопросу (Балтинфо, 3 марта 2014, ответы 1, 3  и 7); В кругу звездных друзей (Деловой Петербург, 13 марта 2014, ответ 6); Николай Кропачев: «Научно-исследовательская и экспертная деятельность — сейчас наши основные приоритеты» (Эксперт Северо-Запад, № 16, 14 апреля 2014, ответы 1, 2, 5, 8 и 9); Честность и открытость (Парламентская газета, 30 июля 2014, ответ 9); Правила жизни Университета (Санкт-Петербургские ведомости, 29 декабря 2014, ответ 13).

    Объявление о проведении всероссийского открытого конкурса для назначения стипендий Президента РФ

    Объявлен всероссийский открытый конкурс стипендий Президента Российской Федерации для обучающихся за рубежом из числа студентов и аспирантов на 2015/16 учебный год (см. Приказ № 168/1 от 21.01.2015 «О порядке подачи заявок для участия в конкурсном отборе для назначения стипендии Президента РФ для обучения за рубежом в 2015–2016 учебном году»). Директорами институтов и деканами факультетов будут использованы меры поощрения для научных руководителей аспирантов и студентов, получающих стипендии Президента РФ, для более активной работы преподавателей в этом направлении. Текст объявления о конкурсе опубликован на портале СПбГУ (Минобрнауки России объявило всероссийский конкурс для назначения стипендии Президента Российской Федерации для обучения за рубежом на 2015–2016 учебный год) и на страницах институтов и факультетов.

    О требованиях в СПбГУ к ученым званиям доцента и профессора

    Декан Биологического факультета А. Д. Харазова предложила разработать и установить собственные требования к ученым званиям доцента СПбГУ и профессора СПбГУ. В общих требованиях к получению ученых званий в России («Ученые звания могут быть присвоены лицам, которые осуществляют педагогическую и научную (научно-исследовательскую) деятельность в организациях, обладают высоким педагогическим мастерством, имеют глубокие профессиональные знания и научные достижения, а также отвечают требованиям к лицам, претендующим на присвоение им ученых званий» (из постановления Правительства РФ от 10.12.2013 № 1139) уровень научных достижений претендента не оговаривается.

    Ряд претендентов на получение ученого звания могут формально соответствовать вышеназванным требованиям ВАК, но не удовлетворять требованиям к НПР, принятым в СПбГУ. Кроме того, все чаще будут встречаться ситуации, когда специалисты, работавшие за рубежом и получившие международное признание (например, Рауль Гайнетдинов), при оформлении на работу в СПбГУ будут сталкиваться с трудностями, обусловленными формальным несоответствием уровня квалификации этих специалистов требованиям ВАК.

    См. также: Быть в тренде (Российская газета, 5 февраля 2014, ответ 2); Николай Кропачев: «Научно-исследовательская и экспертная деятельность — сейчас наши основные приоритеты» (Эксперт Северо-Запад, № 16, 14 апреля 2014, ответы 1 и 2, 10 и 11); Николай Кропачев: «Кризис образования — общая проблема глобализации» (Управление бизнесом, 22 апреля 2014, ответ 3); Он был первым (Российская газета, 18 июня 2014, ответ 15); Кропачев: «Переезд СПбГУ на намывные территории — это возрождение вуза на новом уровне» (ТК «Санкт-Петербург», 21 июня 2014, ответы 1–4); Из России с дипломом (Журнал BRICS, ответ 4); Правила жизни Университета (Санкт-Петербургские ведомости, 29 декабря 2014, ответы 7 и 11); Материалы ректорского совещания от 26.01.2015, п. 3; от 02.02.2015, п. 6.

    В СПбГУ введены собственные требования к образовательным стандартам, к лицам, претендующим на занятие должности научно-педагогического работника, к диссертациям. Идея присуждения собственных ученых степеней СПбГУ (Ph. D. и доктор наук СПбГУ) и ее реализация получила одобрение как Правительства РФ и Министерства образования и науки РФ, так и академического сообщества в России и за рубежом. А. Д. Харазова предложила продолжить эти новации и установить собственные требования СПбГУ к ученым званиям доцента СПбГУ и профессора СПбГУ.

    Ректор поручил декану А. Д. Харазовой разработать проект документа с перечислением требований к ученым званиям доцента СПбГУ и профессора СПбГУ.

    Организация работы кадровых комиссий институтов

    По этому вопросу выступили директор института химии И. А. Балова и первый заместитель директора института «Высшая школа менеджмента СПбГУ» Ю. В. Федотов. По словам И. А. Баловой, необходимость создания кадровой комиссии в институте химии связана с тем, что коллективы кафедр при обсуждении претендентов на должности научно-педагогических работников, как правило, не сравнивают реальные научные и учебно-методические достижения претендентов, а традиционно отдают предпочтение, как говорится, «своим». Она подробно рассказала о том, как в ноябре проходили выборы на должность доцента по специальности «Неорганическая химия», в которых участвовали четыре претендента, но никто из них не набрал требуемого большинства голосов (см. Итоги заседания Ученого совета СПбГУ от 24.11.2014, раздел «Выборы»).

    В кадровую комиссию института химии (см. Материалы ректорского совещания от 29.12.2014) входят ученые и преподаватели из разных областей науки, они могут проанализировать не только количество, но и качество научных статей претендентов. Члены комиссии пользуются авторитетом в коллективе института, среди них есть обладатели университетских премий «За педагогическое мастерство» и «За научные труды», лидеры студенческих рейтингов. Задача комиссии — изучить все аспекты научной и педагогической деятельности претендентов на должности научно-педагогических работников, подготовить материалы по кандидатурам для ученого совета института и Ученого совета Университета.

    Первый заместитель директора института «Высшая школа менеджмента СПбГУ» Ю. В. Федотов рассказал об организации работы кадровой комиссии института. В ее компетенции рассмотрение документов и материалов, представленных претендентами, допущенными к участию в процедуре конкурсного отбора на замещение должностей научно-педагогических работников. При рассмотрении документов и материалов кадровая комиссия руководствуется набором квалификационных критериев для научно-педагогических работников, учитываемых международными аккредитациями: 

    • преподавание на образовательных программах различного уровня
    • подготовка и публикация статей в ведущих российских и/или зарубежных научных и профессиональных журналах
    • подготовка и публикация иных научных работ
    • подготовка и публикация учебно-методических работ
    • разработка и публикация учебных кейсов, в том числе их публикация и регистрация в международных базах данных
    • членство в редакционных коллегиях ведущих российских и/или зарубежных научных и профессиональных журналов
    • выступления с докладами на ведущих международных научных и профессиональных конференциях
    • членство в международных профессиональных ассоциациях
    • награды за научную и/или профессиональную деятельность
    • консалтинговая и экспертная деятельность
    • опыт практической работы в бизнесе и/или организациях общественного сектора
    • повышение квалификации
    • другое (можно указать дополнительно)

    См. также: Николай Кропачев: «Научно-исследовательская и экспертная деятельность — сейчас наши основные приоритеты» (Эксперт Северо-Запад, № 16, 14 апреля 2014, ответ 1); Лучший — докажи (Российская газета, 29 мая 2014, ответ 2); Честность и открытость (Парламентская газета, 30 июля 2014, ответ 2); Правила жизни Университета (Санкт-Петербургские ведомости, 29 декабря 2014, ответ 6); Материалы ректорского совещания от 09.02.2015, п. 4от 10.03.2015, п. 8.

    Комиссия проводит оценку соответствия кандидатов критериям, направляет выписку из протокола заседания с результатами оценки ученому секретарю ученого совета института «Высшая школа менеджмента СПбГУ» до заседания ученого совета, на котором запланировано рассмотрение соответствующих кандидатур. Это позволяет выбрать лучших среди претендентов на должности, причем не только из России, но и из сильных бизнес-школ других стран. В коллективе института «Высшая школа менеджмента СПбГУ» регулярно работают 15–20 иностранных ученых и преподавателей (примерно пятая часть коллектива). А бизнес-школа СПбГУ признана лучшей в России. Это результат, которого позволяют достичь реальные конкурсы на замещение должностей научно-педагогических работников.

    О проекте мониторинга СМИ

    Ректор СПбГУ Н. М. Кропачев рассказал о нескольких проектах, которые реализуются в Университете: мониторинг правоприменения, исследование нормативных актов субъектов РФ СЗФО в части обеспечения с помощью используемых в этих актах текстов возможности получения точной и достоверной информации о решениях, принимаемых органами власти (см. Материалы ректорского совещания от 19.05.2014, п. 4), мониторинг СМИ.

    См. также: Материалы ректорского совещания от 30.03.2015, п. 5; Быть в тренде (Российская газета, 5 февраля 2014, ответ 4); Экспертный совет по любому вопросу (Балтинфо, 3 марта 2014, ответы 1, 3  и 7); В кругу звездных друзей (Деловой Петербург, 13 марта 2014, ответ 6); Николай Кропачев: «Научно-исследовательская и экспертная деятельность — сейчас наши основные приоритеты» (Эксперт Северо-Запад, № 16, 14 апреля 2014, ответы 1, 2, 5, 8 и 9); Честность и открытость (Парламентская газета, 30 июля 2014, ответ 9); Правила жизни Университета (Санкт-Петербургские ведомости, 29 декабря 2014, ответ 13); За Нобелем (Российская газета, 9 февраля 2015, ответы 7–8).

    Ректор представил доцента кафедры гражданского и административного права СПбГУ Сергея Александровича Белова, который будет курировать мониторинг СМИ. Перед исследователями стоит сложная задача анализа контента СМИ на соответствие требованиям предоставления полной и достоверной информации о политических, экономических, культурных событиях в стране и в мире. Любое искажение информации, зачастую трудно распознаваемое аудиторией СМИ, приводит к формированию искаженной картины действительности. Выявить эти отступления от достоверности, проанализировать степень их частоты и уровень искажения — задача наших экспертов.