Русский язык и русская культура в аспекте русского языка как иностранного

45.04.02На русском языке

Уровень обучения Магистратура

Форма обучения Очная

Продолжительность обучения 2 года

Вступительные испытания
  • Анализ и интепретация текста в аспекте РКИ письменно (для граждан РФ и соотечественников)
  • Анализ и интепретация текста в аспекте РКИ письменно, ТРКИ–2 (для иностранных граждан)
Основные учебные курсы
  • Лингвистический анализ и интерпретация текста
  • Лингводидактические основы тестирования
  • Лингвокультурология
  • Методология научного исследования в практической деятельности РКИ
  • Национальная картина мира: формирование и история развития
  • Современные лингвистические концепции в теории и практике РКИ
  • Современные проблемы теории обучения иностранным языкам
Преимущества образования

В рамках программы осуществляется углубленное изучение различных подходов к исследованию семантических и прагматических особенностей нарушений, допускаемых иностранцами в устной и письменной речи на русском языке, что позволяет выпускникам программы в дальнейшем самостоятельно разрабатывать методики описания русского языка как иностранного для практических целей. Магистранты приобретают знания о лингвокультурологических особенностях русского языка: ценностных доминантах национального языкового сознания, национальной специфике речевого поведения русских, русской паремиологии, символе и метафоре в русском языке. В процессе обучения ставятся задачи познакомить студентов с приемами анализа и интерпретации разных жанров художественного текста на русском языке, поэтикой литературных направлений и авторских индивидуальных стилей, а также особенностями письменной и устной форм письменной речи (на материале современных российских СМИ); научить анализировать особенности воспринимаемости текста.

В процессе подготовки будущих специалистов-иностранцев формируется высокий уровень владения русским языком, позволяющий решать коммуникативные задачи в сфере профессионального общения. Значительное внимание уделяется повышению уровня владения иностранными языками, что позволит решать коммуникативные задачи в сфере профессионального общения. Выпускник владеет навыками использования делового русского языка, публичной устной и письменной речи, понимает значение русского языка как государственного, а также английским языком на уровне, сопоставимом с В2 CEFR. Иностранные студенты могут изучать русский язык как иностранный вместо английского; в этом случае выпускник владеет русским на уровне, сопоставимом с ТРКИ–3.

Известные преподаватели
  • Ю. Е. Прохоров — доктор филологических наук, доктор педагогических наук, профессор, главный редактор журнала «Филологические науки. Научные доклады высшей школы», член редакционной коллегии журнала «Мир русского слова», член редакционной коллегии серии «Стилистическое наследие»; член Совета при президенте РФ по русскому языку; председатель Координационного совета преподавателей русского языка и литературы высшей школы
  • К. А. Рогова — доктор филологических наук, профессор, почетный профессор СПбГУ, член правления РОПРЯЛ, главный редактор журнала «Мир русского слова»
  • В. П. Казаков — доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой русского языка как иностранного и методики его преподавания СПбГУ
Основные направления исследований
  • Лингвокультурология
  • Текст: анализ и интерпретация
  • Функционально-семантические особенности языковой системы
Будущая карьера

Выпускники могут работать преподавателями русского языка как иностранного, научными сотрудниками библиотек, научными сотрудниками в Институте лингвистических исследований, на радио и телевидении, в бизнес-центрах, связанных с приёмом и обеспечением деятельности иностранных граждан (научной, деловой, туристической, культурно-просветительской) в средних и высших учебных заведениях. При наличии сертификата об обучении на дополнительной образовательной программе «Лингводидактическое тестирование» — тестором по русскому языку как иностранному.

Организации, в которых работают выпускники
  • Военно-медицинская академия имени С. М. Кирова
  • Державинский институт
  • Михайловская артиллерийская академия
  • Петербургский государственный университет путей сообщения
  • Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена
  • Санкт-Петербургский горный университет
  • Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна
  • Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого