Санкт-Петербургский государственный университет

St. Petersburg University

В разные периоды своей жизни в Университете работники СПбГУ предпочитают разные сферы деятельности. Некоторые ученые и преподаватели переходят на административные должности. Другие, наоборот, из администраторов становятся преподавателями. Третьи предпочитают заниматься только научными исследованиями. Четвертые увлечены исключительно работой со студентами и аспирантами. Иногда эти переходы связаны с возникшими трудностями при прохождении конкурсных процедур на должности научно-педагогических работников.

Университет предоставляет различные варианты дальнейшего взаимодействия (соглашение о сотрудничестве, переход на административную должность с возможностью возврата в ряды преподавателей, переход на должность профессора-консультанта, переход на должность доцента-практика и др.).

Вариант первый

Переход на должность профессора-консультанта

Д. И. Баркан был профессором кафедры маркетинга, с 5 октября переведен на должность профессора-консультанта. Предыдущие два года профессор Д. И. Баркан вел большой научный проект. И результаты исследований он опубликовал в статье. Мог бы «разбросать» данные по нескольким статьям, но он не стал этого делать. А когда подошел срок подавать документы на новый конкурс на должность профессора (15 сентября истек предыдущий срок его избрания по конкурсу), оказалось, что у него не хватает публикаций для участия в конкурсе. И тогда заведующая кафедрой М. М. Смирнова предложила ему перейти на должность профессора-консультанта, которая только что была введена в СПбГУ (см. материалы ректорского совещания от 25.07.2016, п. 2). Должность «профессор-консультант» по решению директоров институтов и представлению деканов факультетов может вводиться для профессоров Университета, достигших пенсионного возраста (соответственно, 55 и 60 лет). Конечно же, это делается только по желанию профессора. Каждый договор с такими сотрудниками индивидуальный, процедура оформления является простой и не занимает много времени (см. материалы ректорского совещания от 15.08.2016, п. 2).

Профессор Д. И. Баркан убежден, что его новые обязанности очень важны. «Во-первых, я должен делиться своим профессиональным опытом не только с коллегами-менеджерами, но и с работниками других направлений Университета. Например, недавно ко мне обращались математики с просьбой помочь им коммерциализировать тот интеллектуальный продукт, который они получают. И я как специалист-маркетолог с удовольствием готов им помогать. Ведь теперь я стал консультантом для всего Университета, — считает профессор Д. И. Баркан. — Во-вторых, теперь у меня больше времени, чтобы представлять Университет во внешнем мире, проводить консультации по запросу внешних организаций. И, в-третьих, как профессор-консультант я могу помогать в продвижении Университета в СМИ в качестве эксперта по маркетингу и управлению продажами».

Педагогическая нагрузка его изменилась. Как объяснил профессор Д. И. Баркан, постоянных учебных курсов он не ведет. Заведующий кафедрой маркетинга при распределении нагрузки членов кафедры может поручать ему — написать рецензию на рукопись или руководить работами аспирантов. Его богатый профессиональный опыт может эффективно использоваться для обучения и воспитания студентов, аспирантов, молодых коллег.

 

Вариант второй

Индивидуальное соглашение о сотрудничестве

До 29 февраля 2016 года А. В. Тулуб был профессором кафедры квантовой химии СПбГУ, но ему не хватило публикаций для участия в конкурсе на замещение должности профессора (по данным ГУОРП, он опубликовал 5 статей за три года вместо требуемых шести; конкурс на должность профессора кафедры квантовой химии не состоялся). Профессор А. В. Тулуб является членом двух диссертационных советов, работающих на базе СПбГУ: по теоретической и математической физике и по физической химии, и активно участвует в работе этих диссоветов.

5 апреля профессор А. В. Тулуб приходил на прием к ректору Н. М. Кропачеву с просьбой найти решение, которое позволит ему использовать научные электронные ресурсы СПбГУ для продолжения своих научных исследований. По результатам разговора ректор поручил начальнику Главного управления по организации работы с персоналом В. В. Еремееву заключить соответствующее соглашение с профессором А. В. Тулубом. Соглашение было заключено 28 апреля, и теперь профессор имеет возможность использовать научные электронные ресурсы СПбГУ для продолжения своей научной работы (см. материалы приема граждан от 22.03.2016, п. 1; от 05.04.2016, п. 3).

Профессор А. В. Тулуб рассказал, что доступ к электронным ресурсам Университета дает ему возможность знакомиться с текстами диссертаций, которые будут защищать в диссоветах, членом которых он остается (авторефератов недостаточно для формирования экспертного мнения). Профессор рад, что в Университете есть электронная подписка на полнотекстовые версии ведущих международных журналов по физике и химии — и он продолжает свои исследования в области теоретической физики и квантовой химии. А в академических институтах подписку сокращают. Например, в Физико-техническом институте им. А. Ф. Иоффе теперь не получают Physical Review, один из ведущих научных физических журналов. Кроме того, профессор А. В. Тулуб продолжает читать учебный курс у студентов-физиков (с ним заключен договор гражданско-правового характера).

 

Вариант третий

Переход на должность доцента-практика

Несколько лет назад ученый совет филологического факультета обратился к ректору с просьбой — найти правовое решение для введения должностей преподавателей-практиков. Такое решение было найдено и реализовано в 2012 году (см. материалы ректорского совещания от 10.10.2011, п. 7). За последние 4 года количество преподавателей-практиков растет (в 2013 г. — 86; в 2014 г. — 301; в 2015 г. — 752; в 2016 г. — 819).

В договоре преподавателя-практика нет требований вести научную работу. В требованиях к кандидатам на эту должность нет наукометрических критериев. В то же время преподаватель-практик имеет полное право претендовать на научные гранты, использовать научное оборудование СПбГУ для проведения своих научных исследований и получать доплаты за публикационную активность. У работника, замещающего должность преподавателя-практика, впоследствии могут появиться основания претендовать на должность научно-педагогического работника или научного сотрудника. В этом году по предложению директоров и деканов был расширен перечень должностей преподавателей-практиков: решением ректора введена должность доцента-практика (см. материалы ректорских совещаний от 25.07.2016, п. 4; от 05.09.2016, п. 2). Должность доцента-практика вводится по решению директоров институтов и представлению деканов факультетов, исходя из целей реализации образовательных программ. Она может быть предложена доцентам Университета, которые хотели бы сконцентрироваться на учебной работе.

Т. Л. Ким работала доцентом кафедры статистической физики, а с 20 октября переведена на должность доцента-практика. Она ведет семинар по статистической физике и термодинамике в 6 группах, семинар по кинетической теории газов и читает два курса лекций. Ее педагогическая нагрузка в этом семестре пока не будет меняться. Она считает, что на новой должности она сможет больше времени и сил уделять преподаванию, а не научной деятельности.

«Среди универсантов (в том числе и тех, что учили меня в студенческие годы) есть блестящие преподаватели, которые не внесли большого вклада в науку. И есть сильные ученые, которые с большим трудом находят контакт со студенческой аудиторией, — рассказывает доцент Т. Л. Ким. — Мне нравится преподавать, это у меня хорошо получается, и я буду делать это с удовольствием. А что касается науки, то необходимое количество статей я публиковала, но не в высокорейтинговых журналах. Преподавательская работа мне ближе».

 

Вариант четвертый

Переход на административную должность

В. В. Мельников был ассистентом кафедры математической теории игр и статистических решений: вел спецкурсы, практические занятия, читал лекции на вечернем отделении, был научным руководителем нескольких бакалавров и одного магистранта. И параллельно работал ответственным секретарем приемной комиссии факультета ПМ-ПУ (так тогда называлась эта должность). В 2014 году ему предложили перейти на постоянную работу в Управление по организации приема (прежний заместитель начальника управления по этим направлениям ушел на преподавательскую работу), и В. В. Мельников согласился. Он стал заместителем начальника Управления по организации приема — начальником отдела по организации приема по направлениям «Математика», «Механика», «Процессы управления», «Физика» и «Химия».

«И прежняя, и нынешняя моя работа — с людьми, — убежден он. — Только преподаватель учит студентов и видит, как они меняются, развиваются. А роль начальника отдела — менеджерская: наладить четкую работу 4 информационных центров». Сейчас в его отделе 5 сотрудников, а летом, во время приемной кампании, число его подчиненных возрастает раз в десять (почти 50). Информационные центры работают не только как комиссии по приему документов, главная их функция — информационная: сообщить абитуриентам точную и полную информацию об образовательных программах Университета. А в течение учебного года сотрудники управления организуют Олимпиаду школьников СПбГУ, проводят дни открытых дверей бакалавриата, магистратуры, аспирантуры. Организовать работу по своим направлениям — задача начальника отдела, с которой В. В. Мельников успешно справляется.

 

Вариант пятый

Переход на административную должность и возврат к научной и преподавательской деятельности

В 2010 году профессор кафедры общей и неорганической химии C. П. Туник принимал активное участие в обсуждении правил организации ресурсных центров Университета, которые как раз тогда начали формироваться в СПбГУ. У него был опыт работы в ведущих зарубежных университетах Великобритании, Швеции, Канады, США, Испании и Финляндии, где он видел, как организована работа аналогичных сервисных структур, т. н. “core facilities”. В августе 2010 года ректор предложил профессору С. П. Тунику заняться организацией ресурсных центров Университета, заняв должность проректора. И неожиданно для самого себя Сергей Павлович согласился: ему было интересно создавать современный Научный парк (которого тогда еще не было в Университете и даже названия такого не существовало).

«Основная сложность этой работы состояла в поиске компромиссов между интересами ведущих научных групп Университета. Совершенно естественно, что исследователи в предложениях о закупке оборудования были ориентированы на свои потребности и отстаивали свои, относительно узкие интересы, — объясняет профессор С. П. Туник. — Но поскольку ресурс как всегда был ограничен, стояла задача: выбрать, приобрести и установить в ресурсных центрах новейшее оборудование, которое максимально отвечало бы интересам ведущих исследовательских групп и помогало развивать исследования в самых перспективных научных областях. Например, науки о жизни. И особенно современное оборудование для работ в экспериментальной биологии и медицине — тогда были слабо представлены в Университете. Но понимание перспектив этого ключевого направления современной науки привело к тому, что в создание ресурсного центра «Развития молекулярных и клеточных технологий» были вложены наибольшие средства по сравнению со всеми другими ресурсными центрами, и сейчас это один из самых загруженных и динамично развивающихся РЦ. И, как результат этих усилий, мы видим приход в Университет сильных исследователей в этой области знаний (таких например как профессора Р. Гайнетдинов, Н. Скрынников, Ю. Чернов, П. Певзнер, возглавляющие ведущие биомедицинские лаборатории Университета — и это только часть исследователей).

Чуть позже, уже в процессе закупок, ремонта и подготовки помещений для его установки, пришло осознание того, как важно было создать единую инфраструктуру Научного парка СПбГУ, систему управления и единые правила работы, удобные для пользователей, которые объединили бы все ресурсные центры в эффективно работающий организм. Проректор С. П. Туник проводил эту работу вместе с С. В. Микушевым, с которым он начинал работу по созданию структуры Научного парка в Петергофе и впоследствии пригласил на должность директора Научного парка СПбГУ (см. Научный парк: на пути в завтрашний день).

В феврале 2013 года С. П. Туник был назначен проректором по научной работе СПбГУ. Новый этап карьеры был для него и сложным, и интересным. Кроме организации работы в естественнонаучных направлениях, интересно было понять, какие особенности имеют научные исследования в гуманитарных и социальных областях знания, как мотивировать исследователей в этих сферах на поиск современных тематик научной работы и публикацию результатов в журналах высокого уровня. Именно в то время Университет полностью перешел на конкурсное финансирование научно-исследовательской деятельности, включая не только финансирование научных проектов в рамках трех направлений конкурсов, но и финансирование поездок на конференции, организацию собственных научных конференций, компенсацию затрат на публикацию результатов в международных журналах высокого уровня и, наконец, разработку правил доплат работникам Университета за публикационную активность.

И вот теперь новый этап: летом 2016 года проректор вновь вернулся к научным исследованиям. «На самом деле я никогда не оставлял руководства своей научной группой, — напомнил профессор С. П. Туник. — Часть своего личного времени (отрывая его от общения с семьей, от сна) тратил на организацию исследований, обсуждение результатов, полученных коллегами, и написание статей и отчетов по проектам. Это, действительно, поглощало большую часть «свободного» от административной деятельности времени, но давало очевидный результат — мы публикуем по 8–10 статей в год в журналах с высоким импакт-фактором (от 3 до 11) — и позволяло не терять контакт с реальной научной работой, что, я считаю, очень важно для «научного администратора».

Научная группа профессора С. П. Туника небольшая: два постоянных сотрудника и 8–10 студентов и аспирантов. Тематика исследований: синтез люминесцентных комплексов переходных металлов, исследование их свойств и потенциальных возможностей применения в светодиодной технике, биологии и медицине. Светодиоды, например, широко применяются в создании экранов компьютеров и телевизионных приемников, в мобильных телефонах, в осветительных приборах, вплоть до светофоров, и других высокотехнологичных устройствах (они характеризуются высокой яркостью и низким уровнем энергопотребления). А биомедицинские применения люминесцентных комплексов являются одной из самых «горячих» тем в современной научной литературе. Опыт административной работы, как считает профессор, помогает ему рационально и эффективно организовать свое собственное время и работу своих коллег.

«К концу 2015 года почувствовал, что «засиделся» на своей должности, — признался профессор С. П. Туник. — Опыт ведущих западных университетов тоже показывает: необходима ротация администраторов, чтобы оживить процесс управления. Новый человек приходит на должность с новыми идеями, новыми взглядами на работу. Да и в науке каждые 7–8 лет необходимо менять тематику исследований, уходить в другую сферу. В моей исследовательской группе несколько лет назад мы так и сделали: сейчас основным для нас направлением исследований является применение накопленных нами знаний и компетенций в смежных с химией областях, таких как биология, биомедицина, материаловедение. К примеру, синтезируемые нами люминофорные комплексы могут работать как сенсоры на ионы, относительно простые химические соединения, некоторые группы биомолекул, которые присутствуют в клеточных структурах, тканях и живых организмах, в общем, служить реагентами для так называемого биоимиджинга, без которого сейчас невозможно представить биомедицинские исследования».

Об успешности работы научной группы профессора С. П. Туника говорит и полученное ими внешнее финансирование по двум крупным научным проектам (два гранта РНФ на 3 года каждый), и публикационная активность молодых коллег и обучающихся, работающих в этой группе. Студенты-химики из группы С. П. Туника уже активно участвуют в получении результатов для публикаций самого высокого уровня и являются соавторами статей, публикуемых на английском языке в международных научных журналах. Они прекрасно осведомлены о том, какого уровня статьи где публикуются, и готовы трудиться для того, чтобы их работа увидела свет в журнале с более высоким импакт-фактором, хотя для этого нужно провести дополнительные исследования и получить дополнительные данные.

«Лет пятнадцать назад коллега из Университета Ливерпуля сказал мне одну фразу, которая в современной (очень конкурентной) научной среде определяет стратегию исследований: "Not published— not done" (т. е. "Что не опубликовано, то не сделано"), — рассказывает профессор С. П. Туник. — Пока ты не опубликовал результаты своих исследований, они никому неизвестны, как бы "лежат под спудом" и не могут быть объективно оценены. Поэтому для любого из нас насущная необходимость — работать в актуальных и востребованных в современной науке областях и публиковать результаты в журналах как можно более высокого уровня, статья в которых, прежде чем появиться в печати, проходит через "сито" очень строгого рецензирования. Совершенно обычное дело, когда статью возвращают на доработку с большим количеством замечаний, требованием провести дополнительные эксперименты или сформулировать какие-то подробности исследований, что вовсе не является придирками «вредных редакторов», а только идет на пользу готовящейся публикации».

 

Евгений Голубев

 

 

Ответственный за содержание: Елена Александровна Осиновская, редактор сайта, 8 (812) 3280162, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.