Материалы ректорского совещания

№ 78
от 15.10.2012

Повестка совещания

    О рейтингах и стимулирующих фондах

    В связи с обсуждением 8 октября на заседании Ученого совета СПбГУ вопроса о положении Университета в международных рейтингах (см. Итоги заседания Ученого совета 08.10.2012) ректор еще раз напомнил, что все управленческие решения в СПбГУ теперь будут приниматься с учетом необходимости скорейшего продвижения Университета в трех международных рейтингах: QS, Times и ARWU (шанхайском). Речь идет о принципах формирования стимулирующих фондов коллективов факультетов, о решении вопросов создания новых кафедр и структурного развития Университета в целом, о решении кадровых вопросов, вопросов о надбавках за публикационную активность и т. д.

    Например, аналитическая справка об уровне заработной платы научно-педагогических работников за девять месяцев 2012 года показывает, что средняя заплата научно-педагогического работника, работающего в Университете не менее, чем на полную ставку, составляет 48 339 рублей. В сравнении с таким же периодом (девять месяцев) прошлого года (38 156 руб.) рост заметен (больше 25 %). Более того, уже достигнутый за девять месяцев уровень выше, чем средние значения за 2011 год в целом (см. Материалы ректорского совещания от 24.09.2012, п. 2), и рост будет продолжаться. В связи с этим ректор подчеркнул, что каждому из деканов предстоит выработать управленческие модели для решения новых задач. И важно, чтобы выбранная модель была эффективной. Эта информация теперь тоже будет объектом анализа.

    В качестве иллюстрации разных управленческих моделей ректор продемонстрировал гистограммы распределения той части заработной платы, которая «находится в руках декана факультета», по разным категориям сотрудников — в Университете в целом и по факультетам. Оказывается, в Университете есть три основных модели оценки деканами факультетов труда НПР коллективов факультетов:

    • Подавляющее большинство (значительно более 50 %) членов коллектива факультета, получают стимулирующие выплаты практически одинакового размера. Можно подумать, что все эти НПР работают одинаково, причем одинаково плохо, поскольку размер невелик! (см. график 1)
    • Вторая модель показывает, что в коллективе все работают по-разному, их труд и оценивается по-разному. В результате в коллективе каждый получает разные стимулирующие выплаты. Причем группы сотрудников, получающих условно «большие», «маленькие» и «средние» надбавки, примерно одинаковые (см. график 2)
    • Третья группа является переходной по сути и отличается от второй только тем, что самой большой группой является группа НПР, получающих условно «средние» надбавки (см. график 3).

    В прессе ведутся обсуждения вопроса о создании российского международного рейтинга вузов. Н. М. Кропачев подчеркнул, что не стоит надеяться на то, что принципы его формирования будут резко отличаться от признанных. Вряд ли стоит ждать, что российский составитель рейтингов будет сравнивать вузы (как предлагают некоторые коллеги и нашего Университета) по количеству спутников, запущенных вузом, по количеству членов РАН, по мощности суперкомпьютеров, по количеству проводимых международных конференций или по количеству книг, издаваемых вузом… Если и появится рейтинг, основанный на таких (с позволения сказать, «смешных») критериях и преследующий цель доказать, что «у нас всё хорошо», — это будет книга не о нас, и читать ее неинтересно. А мировые рейтинги пока о нас, и читать их необходимо.

    Ректор обратил внимание деканов на то, что в коллективах есть НПР, которые не стесняются высказывать свое мнение о системе мировых рейтингов, их критериях. Если они хотят оказывать какое-то влияние, нужно анализировать результаты рейтингов вместе с коллегами, а результаты — публиковать, в том числе в иностранных изданиях. Ректор попросил оказывать помощь таким специалистам в организации публикаций теми ресурсами, которые есть в распоряжении деканов (см. также: Материалы ректорского совещания от 21.01.2013, п. 3).

    О продолжении финансирования мегагрантов

    Ректор напомнил, что по новым правилам, установленным министерством образования и науки РФ, продолжение финансирования мегагрантов возможно только при наличии соответствующего софинансирования со стороны Университета на второй год продления срока (см. Материалы ректорского совещания от 23.07.2012, п. 4). Эти деньги понадобятся в 2014 году. Со Станиславом Смирновым и Йорном Тиде этот вопрос уже обсуждался, и каждый из них, будучи ученым с мировым именем, хорошо знаком с системой финансирования научных исследований в ведущих университетах мира и согласился с тем, что недостаточно просто «просить денег у ректора».

    Надо самим искать источники финансирования исследований — и каждый из них активно ищет дополнительные средства. Для организации этой работы открыты специальные счета по софинансированию этих двух проектов (и уже есть те, кто изъявил желание помочь продолжению этих мегагрантов). Безусловно, руководство Университета рассчитывает на то, что реализация мегагрантов увеличит количество университетских публикаций в топ10 мировых научных журналов по соответствующим направлениям (см. также: Материалы ректорского совещания от 25.02.2013, п. 4).

    О дополнительной образовательной программе СПбГУ «Французский университетский колледж»

    Ректор сообщил, что в Университете прошли мероприятия, посвященные празднованию 20-летия дополнительной образовательной программы СПбГУ «Французский университетский колледж». На торжества прибыли гости и коллеги из Франции.

    Н. М. Кропачев напомнил, что у Университета много международных партнеров. В Университете порой неверно выстраивались такие отношения (см., например, Материалы ректорского совещания от 02.04.2012, п. 4; ответ Е. Г. Бабелюк на вопрос выпускницы Канадского колледжа СПбГУ см. в разделе «Виртуальная приемная» на сайте СПбГУ).

    С начала 1990-х до середины 2000-х в газетах Санкт-Петербурга можно было прочитать объявления, размещенные за счет СПбГУ, о том, что «СПбГУ и Французский университетский колледж в Санкт-Петербурге объявляют прием…», что «Канадский колледж СПбГУ выдает два диплома: СПбГУ и Канадского христианского колледжа», что «СПбГУ и Бард колледж (США) объявляют прием в Смольный институт свободных искусств и наук» (см., например, объявление в газете «Час пик» 23 июня 1999 года). В основе всех этих объявлений лежали «договоренности» между нашими зарубежными коллегами и руководством СПбГУ или отдельными деканами СПбГУ. Эти договоры противоречили не только Уставу СПбГУ и его локальным нормативными актам, но и основным требованиям действующего законодательства об образовании:

    • ведение на территории РФ образовательной деятельности иностранным образовательным учреждением (как и российским) возможно только после прохождения процедуры лицензирования — в том числе и в случае так называемого «совместного осуществление образовательной программы СПбГУ и зарубежным вузом»
    • предоставление помещений Университета для ведения каким-либо образовательным учреждением в этом помещении образовательной деятельности (в том числе и в случае так называемого «совместного осуществление образовательной программы СПбГУ и зарубежным вузом») возможно только с соблюдением всех правил сдачи помещения в аренду
    • руководство Университета не обладало правом создавать совместные с зарубежными вузами (ассоциациями вузов, колледжами) образовательные учреждения и тем более не могло передавать (или обещать передать) этим «совместным учреждениям» здания, находящиеся в собственности РФ

    Несколько лет ушло на то, чтобы, не разрушая сложившиеся многолетние отношения с французскими и американскими партнерами, объяснить им, что продолжаться и развиваться эти отношения могут только в строгом соответствии с требованиями Устава СПбГУ. В Университете теперь реализуются только образовательные программы СПбГУ, а не «совместные образовательные программы» СПбГУ и Бард колледжа (или СПбГУ и Коллеж де Франс). Если наши коллеги из Франции и США, оценивая уровень нашей образовательной программы и качество подготовки выпускников этой программы, готовы выдавать нашим выпускникам дипломы своего вуза, нас это не может не радовать (при условии, что диплом данного зарубежного вуза — диплом высокого качества). Содержание таких образовательных программ определяет Ученый совет СПбГУ, а не попечительский совет «французского колледжа» и «Смольного института». Реализуются эти программы по нашим университетским правилам с соблюдением всех требований Устава СПбГУ.

    Первый проректор по учебной и научной работе И. А. Горлинский сообщил, что программа «Французский университетский колледж» теперь наша — университетская дополнительная образовательная программа, которая состоит из нескольких модулей (отдельные аспекты права, истории, литературы, философии, социологии). Она реализуется с помощью приглашенных французских преподавателей, которые приезжают в Петербург на определенный период, чтобы прочитать здесь лекции, провести занятия с обучающимися по этой программе. И. А. Горлинский попросил деканов обратить внимание на содержательный компонент модулей, а также на то, кто является преподавателями этой программы. Вполне может случиться так, что лекции по данной образовательной программе будет читать известный ученый, сильный профессор — по тематике, которая интересна и студентам основных образовательных программ Университета. Тогда можно пригласить французского профессора прочитать лекцию не только для 10–15 студентов дополнительной образовательной программы, но и для более широкой аудитории студентов-социологов, философов, юристов, историков, литературоведов и т. д.

    Ректор добавил, что за 20 лет существования этой образовательной программы к нам в Университет приезжали многие выдающиеся деятели французской науки и культуры. Но, к сожалению, общение с нашими коллегами у них, как правило, было минимальное. Между тем, в результате такого знакомства и общения могут возникнуть и окрепнуть российско-французские научные контакты.

    Декан Юридического факультета Н. А. Шевелёва сообщила, что ее коллеги пытались завязать отношения с французскими партнерами, курирующими со стороны МИДа Франции эту программу и пригласить французских профессоров выступить перед студентами-юристами. Но те не проявляют большого интереса к общению на английском языке. Н. М. Кропачев ответил, что среди наших профессоров-юристов есть и франкоговорящие, а лекции французских профессоров сопровождаются хорошим переводом на русский язык. Проблема в другом. Эти лекции читаются небольшому числу студентов, а могут и должны быть доступны куда более широкой аудитории. А кроме того, французские профессора, побывав в СПбГУ и прочитав курс лекций небольшому числу студентов, уезжают, так и не познакомившись со своими университетскими коллегами — профессорами-социологами, юристами, философами, экономистами и т. д.

    Декан Факультета психологии А. В. Шаболтас спросила, кто руководит образовательной программой «Французский университетский колледж». Проректор Н. В. Каледин ответил, что координатором СПбГУ является И. В. Чернов, доцент кафедры мировой политики.

    В заключение ректор поручил деканам и проректору Н. В. Каледину проанализировать работу всех «центров» и «центриков», существующих в СПбГУ, на предмет соответствия содержания образовательных программ и системы организации управления этими программами в СПбГУ требованиям Устава СПбГУ.

    Международная аккредитация магистерской программы СПбГУ «Полярные и морские исследования»

    И. А. Горлинский сообщил, что с 2002 года в СПбГУ осуществляется магистерская программа «Полярные и морские исследования (ПОМОР)». Программа особенная: она реализуется только на английском языке, а обучаются здесь российские и иностранные студенты. Структура программы такова: первый год студенты учатся в СПбГУ, а в третьем семестре осваивают блок предметов и практик в одном из немецких университетов по соответствующей специализации. Выпускники программы получают диплом магистра СПбГУ по направлению «Экология и природопользование». Гамбургский университет (151–200 места в шанхайском рейтинге, 212 место в рейтинге QS) признает высокий уровень этой программы и ее выпускников и потому вручает выпускникам программы диплом магистра Гамбургского университета.

    В Университет 1 октября пришло письмо Х. М. Кассенс, координатора программы с немецкой стороны, о том, что немецкое агентство ASIIN «присвоило печать агентства» (то есть аккредитовало эту программу) на срок до 25 июля 2013 года. Экспертами агентства был высказан также ряд замечаний. Если мы их устраним, то получим аккредитацию до 2017 года. Эти замечания вполне устранимы. И. А. Горлинский перечислил основные из них:

    • необходимо установить вступительное испытание по английскому языку на уровне TOEFL
    • вся процедура и условия приема на программу должны быть опубликованы и доведены до сведения поступающих до начала приемных испытаний
    • модули в третьем семестре (в немецких университетах) должны соответствовать общим целям обучения (это значит: они должны быть описаны с точки зрения места и роли модуля в программе и профессиональных компетенций)
    • описание параметров программы (в том числе всех модулей), вся траектория обучения должны быть включены в описание программы и быть доступными до начала вступительных испытаний
    • необходимо завершить работу над процедурой перезачета модулей программы, проводимых на базе немецких университетов; перезачет должен быть по периодам обучения, по кредитам и по достигаемым компетенциям
    • необходимо разработать единую систему менеджмента качества для российских и немецких преподавателей

    Есть и другие рекомендации агентства, все они вполне реализуемы. К концу 2012/13 учебного года работа над устранением замечаний экспертов агентства должна быть завершена.

    Декан Юридического факультета Н. А. Шевелёва напомнила, что сроки обучения в магистратуре разные: в Германии один год, а у нас два. Как быть с этим? И. А. Горлинский ответил, что немецкие коллеги не возражают против нашей двухлетней магистратуры. И кроме того, программа «ПОМОР» — это программа СПбГУ, а немецкие партнеры помогают нам продвигаться на международный рынок образовательных услуг.

    Декан Факультета психологии А. В. Шаболтас спросила, признаются ли наши дипломы в Германии. Ректор ответил, что признаются. Весь вопрос, как признаются и кем! Когда эта программа получит аккредитацию немецкого агентства, то она будет признаваться на равных с другими европейскими программами, имеющими такую же аккредитацию. Скоро аккредитацию будет проходить комплекс образовательных программ в области менеджмента. При этом СПбГУ — единственный университет России, который подал заявку на такую аккредитацию, и эту заявку приняли. Другие российские вузы даже не рисковали подавать подобную заявку. И. о. декана Факультета ВШМ С. П. Кущ добавил, что в Восточной Европе признаны всего две программы по менеджменту, из Польши и Словении, из российских — пока нет ни одной, признанной мировым профессиональным сообществом.

    Проректор Н. В. Каледин сообщил, что в немецкое агентство можно подать заявку на аккредитацию любой нашей образовательной программы. И для этого вовсе нет необходимости в том, чтобы в реализации программы участвовали профессора какого-то из немецких университетов. Но если такую аккредитацию мы получим, то это означает, что программа будет иметь международное признание. И. А. Горлинский добавил, что одна из причин аккредитации — сотрудничество СПбГУ с Германской службой академических обменов DAAD: если нет аккредитации, то не будет и финансирования DAAD. Кроме того, имея аккредитованную программу, нам легче будет рассчитывать на то, что иностранным студентам, обучающимся в нашем Университете, в немецких вузах будут засчитывать курсы, прослушанные в нашем Университете.

    Приглашение на выставку и конференцию по высшему образованию

    Ректор напомнил, что весной в Университете была сформирована делегация СПбГУ под руководством декана Геологического факультета С. В. Аплонова для участия в образовательной выставке в Эр-Рияде, столице Саудовской Аравии, где участвовали больше 400 крупных вузов мира. Опыт оказался успешным (см. Материалы ректорского совещания от 09.04.2012, п. 13).

    В этом году руководителем делегации для поездки на выставку в Эр-Рияде назначена Ирина Николаевна Новикова, декан Факультета международных отношений. Ректор выразил надежду, что практика использования потенциала наших (активных!) деканов и дальше будет успешна.