Материалы ректорского совещания
Повестка совещания
Студенты Университета пообщались с президентом РФ
25 января президент России В. В. Путин провел телемост со студентами и ректорами ведущих вузов страны, посвященный академической мобильности, трудоустройству выпускников вузов и другим актуальным вопросам развития высшей школы России. Участие в мероприятии приняли студенты СПбГУ и ректор Н. М. Кропачев.
Денис Михеев, обучающийся в магистратуре СПбГУ по направлению «Социология», рассказал о своем опыте защиты выпускной квалификационной работы перед комиссией, полностью состоящей из работодателей, и об уникальном дипломе СПбГУ. В нем указано, какие преподаватели вели занятия, где проходили практики и стажировки, кто входил в состав экзаменационной комиссии, а также то, что тема ВКР одобрена работодателем. Также в дипломе есть QR-код, с помощью которого работодатель может выйти на личную страницу выпускника на портале СПбГУ и ознакомиться с его портфолио, содержащим электронную копию диплома, текст выпускной работы, отзывы научного руководителя и рецензента, результаты обучения за рубежом, информацию о получении именных стипендий и благодарностей.
С 2014 года для студентов СПбГУ, уезжающих по обмену в один из вузов, входящих в топ-300 ведущих мировых рейтингов, в Университете действует правило автоматического зачета результатов включенного обучения (по желанию студента), без сдачи дополнительных экзаменов за пропущенную сессию. А с этого учебного года, по предложению самих обучающихся, в дипломе СПбГУ будут указываться и прослушанные студентами онлайн-курсы. По мнению выступавшего студента, возможности, которые открывает такой диплом, нужны всем выпускникам нашей страны.
Для обеспечения контакта с работодателями в Университете созданы советы всех образовательных программ, в которые входят представители работодателей. Эти советы определяют требования к абитуриентам и преподавателям, определяют содержание самой программы. В Университете создано 100 советов образовательных программ, в них работает почти 600 представителей работодателей.
Глава государства отметил, что его радует то, что сейчас происходит в его родном университете. И, отметив, что опыт СПбГУ полезен для всех вузов России, посоветовал руководителям вузов позаботиться о том, чтобы и у студентов было как можно больше информации о работодателях. Это позволит им раньше выбирать специализацию и затем целенаправленно стремиться к налаживанию контакта с той или иной организацией (Ректор СПбГУ Кропачев: «В России всего 5% населения понимает смысл нормативных актов», ответы 8 и 9, «Важно, какими нас видят студенты», ответ 4).
Новые кадры для образовательных программ общего образования
В Университете открыт набор на новую магистерскую программу «Genius: педагог для талантливых школьников». Эта междисциплинарная программа разработана психологами, биологами, химиками, математиками и другими специалистами, она нацелена на подготовку педагогических кадров, способных работать с одаренными детьми. Первый проректор по учебной, внеучебной и учебно-методической работе Е. Г. Бабелюк недавно презентовала эту программу перед специалистами из органов образования субъектов Федерации и учителями в Сочи в образовательном центре «Сириус» в рамках II Всероссийской конференции «Путь к успеху: стратегии поддержки одаренных детей и молодежи».
На ректорском совещании обсуждались перспективы развития в Университете программ общего образования, в том числе система отбора преподавателей для работы по программам общего образования. Продолжается подбор преподавателей, которые глубоко знают предмет, владеют основами педагогики и детской психологии. Было отмечено, что активная работа талантливых преподавателей с талантливыми школьниками приносит значимые результаты: лидирующие позиции Университета в общероссийских рейтингах школ по некоторым направлениям (прежде всего — по химии и биологии). Директорам и деканам было поручено обеспечить эффективный контроль качества работы преподавателей по программам общего образования (Академическая гимназия) в соответствующих областях знаний.
Какие выставки пройдут в этом году в здании Двенадцати коллегий?
В здании Двенадцати коллегий в 2017 году был оборудован и начал работать новый выставочный зал. Утвержден перспективный выставочный план на 2018 год (Приказ № 12/1 от 09.01.2018). Предложения по организации выставок поступили в первую очередь от обучающихся по программам искусств, свободных искусств и наук. Но выставочный план может быть расширен за счет студенческих работ и по другим программам, например, по фотожурналистике, археологии, биологии, геологии, истории. Директорам и деканам дано поручение: представить предложения о том, какие результаты работ студентов (например, по итогам учебных и производственных практик) можно демонстрировать на выставках. Во время дней открытых дверей и других публичных мероприятий этот выставочный зал будет показывать абитуриентам и их родителям, широкой публике достижения универсантов.
Как организуют научные конгрессы и конференции?
В связи с поступившими предложениями и по результатам анализа работы в 2017 году внесены изменения в «Порядок действий при организации публичных научных мероприятий в Университете» (Приказ № 13165/1 от 28.12.2017). В нем определен порядок действий при организации мероприятий в форме конгресса, форума, конференции, симпозиума, съезда и т. п., объединяющих более 100 представителей научного сообщества определенных областей знания. Важно, что не менее 75 % из них должны составлять лица, не состоящие в трудовых отношениях с Университетом и не являющиеся обучающимися СПбГУ. Научные мероприятия, не соответствующие этим критериям, организуются в соответствии с другими локальными актами СПбГУ.
В «Порядке действий при организации публичных научных мероприятий в Университете» определены сроки подачи заявок для организации крупных публичных научных мероприятий СПбГУ (как на основе конкурсного отбора заявок, так и внеконкурсных): не позднее 30 июня — для научных мероприятий, проводимых в первом полугодии следующего года, и не позднее 20 декабря — для научных мероприятий, проводимых во втором полугодии следующего года. Сейчас принимаются заявки на первое полугодие 2019 года.
В заявке для организации публичного научного мероприятия обязательно должны быть указаны объем и источники финансирования. В случае наличия организационного взноса необходимо указать его рекомендуемый размер (взнос не может быть менее 1000 рублей). Окончательный размер организационного взноса утверждает первый проректор по экономике.
До настоящего времени многие универсанты придерживаются противоречивых взглядов по вопросу об организационных взносах. С одной стороны, ни у кого не возникает сомнений в необходимости их оплаты для участия в мероприятиях, которые проводятся за рубежом (их размер составляет, как правило, несколько сотен евро или долларов) или в других российских вузах. И мотивируется это высоким научным уровнем конференции, а также пользой от участия в ней. А с другой стороны, те же сотрудники считают, что при организации своей конференции в Университете надо устанавливать небольшой организационный взнос или вовсе нулевой. Хотя расходы Университета на организацию и проведение таких мероприятий далеко не нулевые! Со временем наличие организационного взноса и его размер станет одним из критериев оценки целесообразности проведения и качества конференций в Университете, определяющим готовность ученых принимать в них участие (Ректор СПбГУ: российская наука за пять лет сделала значительный рывок вперед, ответ 4, Николай Кропачев: будущее образования — в открытости и междисциплинарности, ответ 7).
Комнату сдал — комнату принял
При поселении в общежития СПбГУ комнаты теперь передаются студентам-нанимателям по акту приема-передачи с указанием их технического состояния и имеющихся недостатков (такой акт прилагается к договору найма). А при освобождении комнат они будут приниматься СПбГУ с отражением их фактического состояния на момент передачи (возврата). Тем самым создана юридическая основа для формирования претензий и требований к недобросовестным нанимателям.
Раньше ситуация была другая: как правило, при поселении в общежития СПбГУ студенты получали комнаты в хорошем состоянии (многие — сразу после ремонта), а сдавали их через два-четыре года часто в плохом состоянии. Только очень немногие (доли процента от всех поселившихся) делали косметический ремонт помещений сами или с помощью родителей. И предъявить недобросовестным нанимателям какие-либо претензии было очень сложно, поскольку не было зафиксировано начальное состояние жилого помещения. А теперь — если при выезде студента (при освобождении им места в общежитии) зафиксировано, что помещению нанесен ущерб по зависящим от проживающего причинам — он должен будет компенсировать Университету затраты на ремонт.
Сегодня создана база данных о помещениях всех общежитий. И технические характеристики из этой базы данных будут включаться в акты передачи помещений, которые подписывают начальники участков. Организована работа по технической инвентаризации помещений. На начальном этапе регистрируется техническое состояние всех свободных мест в общежитиях и тех мест, которые освобождаются после сессии. При поселении всех новых нанимателей с ними оформляются акты приема-передачи помещений (Николай КРОПАЧЕВ: «СПбГУ сегодня — один из международных центров образования и науки», ответ 11, Сделать из хорошего — отличный, ответы 1, 13).
О работе репозитория СПбГУ в 2017 году
В 2017 году количество посещений репозитория СПбГУ стабилизировалось на уровне двух тысяч обращений в месяц. По состоянию на конец декабря здесь размещено 7520 документов.
В 2017 году пополнение происходило преимущественно за счет загрузки академических журналов и электронных публикаций ученых в коллекциях Academic Journals и Digital Collections of Scientific Library, а также за счет пополнения предметных коллекций изданными в СПбГУ книгами, размещаемыми издательством. Основное увеличение количества документов в репозитории, как и в прошлом году, происходило за счет загрузки ВКР в коллекцию Graduation Projects. В ней в настоящее время содержится 3827 документов. Отмечен интерес к коллекциям академических журналов (особенно по тематике «Экономика и бизнес») и к текстам ВКР выпускников.
Экспозиция СПбГУ по зоологии беспозвоночных в новом свете
В 2017 году реализован проект создания художественной подсветки учебно-научной коллекции по зоологии беспозвоночных в здании Двенадцати коллегий. Эту экспозицию СПбГУ активно посещают не только универсанты, но и внешние посетители (школьники, студенты других вузов). Аналогичных коллекций нет ни в Зоологическом институте РАН, ни в Кунсткамере, такие экспозиции больше не представлены нигде в России.
Техническое задание на проектирование художественной подсветки было разработано в марте 2017 года. Проект разработан подрядчиком (бесплатно) в августе с учетом архитектуры и состояния помещений и оборудования, специфики хранящихся биоматериалов, а также требований по художественному оформлению экспозиции. Разработке проекта активно способствовали члены коллектива кафедры зоологии беспозвоночных под руководством профессора А. И. Грановича. Конкурсные процедуры проведены в ноябре, проект реализован в декабре 2017 года. Стоимость его — 272 тысячи рублей.
За счет использования современных технологий удалось выигрышным образом подсветить находящиеся в шкафах экспонаты, что улучшило визуализацию коллекции. Недавно ее состояние оценили работники Министерства культуры РФ, которые видели коллекцию до и после реализации проекта (Материалы ректорского совещания от 15.01.2018). Результат достоин высокой оценки, он вполне удовлетворяет министерским требованиям по освещению экспозиций. Опыт, полученный в ходе реализации этого проекта, может быть полезен для создания художественной подсветки других учебно-научных и музейных экспозиций СПбГУ (За Нобелем, ответы 10-13, «QR-код поможет вернуть доверие общества к качеству диссертаций», ответы 2-4).
Протокол заседания — в электронной форме
В рамках дальнейшей информатизации деятельности Университета и сокращения объема бюрократической работы научно-педагогических работников участникам заседания была продемонстрирована работа нового электронного сервиса, интегрированного в существующую информационную систему СПбГУ, — формирование (создание и автоматизированное заполнение) типовой формы протокола заседания коллектива кафедры на портале СПбГУ. Для этого необходимо авторизоваться — и тот, кто вошел в систему, по умолчанию считается секретарем заседания. После этого выбирается наименование нужной кафедры (из выплывающего перечня). Из представленного на экране списка коллектива выбираются присутствующие, и отмечается председательствующий на заседании. Кроме того, есть возможность отметить в протоколе тех, кто присутствовал на заседании в качестве приглашенных лиц, как из числа работников СПбГУ, так и из числа внешних специалистов. Секретарь заседания имеет возможность отметить членов счетной комиссии и внести результаты голосования.
При этом автоматически соблюдаются действующие университетские правила. Например, при проведении выборов число голосов ограничено, оно не может быть больше числа присутствующих членов коллектива кафедры, а невозможность голосования за себя автоматически учитывается при подсчете голосов. Заполненный документ можно сохранить, дополнить, отредактировать, а окончательный вариант — распечатать.
Новый цифровой сервис вводится в опытную эксплуатацию. Директорам и деканам, всем научно-педагогическим работникам рекомендовано направлять предложения и замечания о его работе в адрес начальника Главного управления по организации работы с персоналом В. В. Еремеева.
Без посредников
Аспирантка Н. по собственной инициативе выступила в роли посредника в переговорах двух образовательных организаций — СПбГУ и Лилльского университета (Франция) — об организации совместной российско-французской аспирантуры, что существенно усложнило процедуру согласования документа.
Только после того, как уполномоченные должностные лица СПбГУ и Лилльского университета стали вести переговоры напрямую, удалось оперативно согласовать позиции сторон и решить вопрос. На совещании подчеркивалось, что вопрос заключения договора должен решаться в ходе переговоров уполномоченных должностных лиц Университета непосредственно с представителями другой образовательной организации.