Материалы ректорского совещания

№ 163
от 07.07.2014

Повестка совещания

    Предложения работников СПбГУ

    О создании новых служб сопровождения и поддержки

    И.о. ректора И. А. Дементьев сообщил о том, что универсанты предлагают создать единую систему технической поддержки организации научных конференций в СПбГУ. Речь идет о заказе гостиницы, переводчиков, транспорта, питания, экскурсий для участников и др. Потребности в этих услугах будут подсчитаны, можно учесть все традиционные конференции, которые проводятся Университетом, и использовать на эти цели единые ресурсы СПбГУ. Информация об организации и сопровождении конференций будет доступна на сайте СПбГУ, чтобы каждый понимал, каков объем общих ресурсов (например, количество предоплаченных мест в гостиницах, экскурсионные возможности, транспортное обслуживание, услуги переводчиков и др.), каков порядок доступа и правила пользования ими, кто отвечает за них (так же, как это сделано при организации научного парка СПбГУ). И. А. Дементьев поручил директорам институтов и деканам факультетов направлять ректору предложения по организации такой службы сопровождения научных конференций.

    И. А. Дементьев сообщил также о работе по созданию службы технической поддержки подготовки заявок на участие в конкурсах грантов на проведение научных исследований. К сентябрю работа по ее созданию будет завершена, и осенью будет возможность проверить ее на практике. И. А. Дементьев поручил директорам институтов и деканам факультетов направлять ректору предложения по организации этой службы.

    Инициатива по увеличению привлекательности грантов РФФИ для сотрудников СПбГУ

    Проректор по экономике Е. Г. Чернова проинформировала о том, что в Виртуальной приемной было много обращений универсантов, держателей грантов РФФИ. По предложениям работников СПбГУ разработан новый порядок использования средств по грантам РФФИ. Теперь у держателя гранта РФФИ есть две возможности.

    1. Оставить администрирование ресурсов гранта в Университете. В этом случае, как и раньше, закупкой оборудования и расходных материалов, направлением в командировки и др. занимается администрация СПбГУ. И она же отчитывается перед грантодателем (РФФИ).
    2. Взять администрирование ресурсов гранта (полностью или частично) на себя. В этом случае грантодержатель пишет заявление в адрес проректора по экономике, деньги по гранту РФФИ переводятся ему на банковский счет, и он ими распоряжается по своему усмотрению, отчисляя 15 % от суммы гранта Университету за использование ресурсов СПбГУ (помещения, информационные и библиотечные ресурсы и т.д.) или 20 % (если используются еще и ресурсы научного парка СПбГУ). Он сам определяет размер зарплаты соисполнителей, сам отчитывается перед грантодателем (РФФИ) по всем затратам (на закупку оборудования и расходных материалов, на командировки, транспорт, полевые работы и др.). Он должен хранить все финансовые документы по гранту пять лет, направив в РФФИ только финансовый отчет, к которому администрация СПбГУ добавляет свою часть отчета по гранту.

    Е. Г. Чернова подчеркнула, что этот порядок согласован с РФФИ, разработана форма заявлений грантодержателя. Проректор оттметила, что новые возможности кого-то радуют, а кого-то пугают: ведь у тех, кто берет финансовое администрирование по гранту на себя, возникает ответственность за правильное расходование средств. На это чаще идут те грантодержатели, кому требуется оплатить только расходы на проживание и на транспорт, а также работу соисполнителей.

    Советник ректора профессор Р. А. Эварестов спросил, возможна ли комбинированная схема администрирования гранта РФФИ. Проректор ответила, что второй вариант и является комбинированным, поскольку в этом случае по гранту РФФИ отчитываются и грантодержатель, и СПбГУ. В 2014 году какая-то часть средств по грантам РФФИ уже потрачена по старой схеме, и если грантодержатель выберет второй вариант, в этом случае на банковский счет грантодержатель сможет получить только остаток средств.

    Декан Факультета политологии С. Г. Еремеев спросил, начисляются ли налоги в социальные фонды с денежных средств, выплаченных грантодержателем соисполнителям по гранту. Е. Г. Чернова ответила, что это зависит от условий грантодателя. И. А. Дементьев добавил: но, получив в свое распоряжение средства, грантодержатель в этом случае самостоятельно исполняет функцию налогового агента и обязан подавать соответствующие декларации.

    Декан Биологического факультета А. Д. Харазова спросила, должен ли грантодержатель устраивать аукцион для закупки оборудования или расходных материалов. Е. Г. Чернова ответила отрицательно: деньгами по гранту РФФИ грантодержатель распоряжается по своему усмотрению, со своего банковского счета. Директор института наук о Земле С. В. Аплонов спросил, знают ли грантодержатели о новых возможностях. Е. Г. Чернова ответила, что информация опубликована на сайте СПбГУ. Тем, кто обращался к ней лично, были даны соответствующие разъяснения.

    О возвращении средств на компенсацию стипендиального фонда

    Е. Г. Чернова сообщила дополнительную информацию о возвращенных средствах на компенсацию стипендиального фонда, поступивших от студентов-психологов (см. Материалы ректорского совещания от 30.06.2014, п. 5): возвращено уже 387 тыс. рублей (см. также: Материалы ректорского совещания от 06.10.2014, п. 2).

    Об объявлениях о замещении преподавательских должностей

    Повышается интерес к конкурсам на должности НПР Университета: больше проходит конкурсов на альтернативной основе, коллеги из других вузов анализируют условия конкурсов СПбГУ. И.о. ректора И. А. Дементьев сообщил, что на прошлой неделе к ректору СПбГУ Н. М. Кропачеву обратился сотрудник одного из федеральных университетов, который проанализировал объявления о конкурсах на должности НПР нашего Университета. Он привел примеры объявлений, в которых наукометрические показатели составлены таким образом, чтобы создать преимущество конкретному претенденту на должность. А читаемые дисциплины, необходимые для занятия должности преподавателя, не соответствуют заявленной специальности. Это возможно, по его мнению, если конкурс на должность объявляется под конкретного человека, который читает именно эти дисциплины. Коллега высказал претензии: детально указанная педагогическа нагрузка не позволяет участвовать в конкурсах СПбГУ внешним специалистам.

    См. также: Николай Кропачев: «Научно-исследовательская и экспертная деятельность — сейчас наши основные приоритеты» (Эксперт Северо-Запад, № 16, 14 апреля 2014, ответ 1); Лучший — докажи (ответ 2); Честность и открытость (ответ 2).

    И. А. Дементьев сообщил, что в ответ на это обращение будет проведен анализ организации конкурсов СПбГУ на замещение преподавательских должностей. В Университете уже полтора года развивается система конкурсов, есть возможность понять, насколько успешно это происходит. Ректор дал соответствующее поручение начальнику главного управления по организации работы с персоналом В. В. Еремееву. И. А. Дементьев поручил директорам институтов и деканам факультетов направлять В. В. Еремееву предложения по совершенствованию системы организации конкурсов на должности НПР.

    О принципах рассмотрения представлений на награждение сотрудников

    Начальник главного управления по организации работы с персоналом В. В. Еремеев сообщил, что недавно в России был проведен количественный анализ награждений государственными наградами. И оказалось, что за год наибольшее число награжденных было по представлениям Минобрнауки РФ (44 тыс. награжденных на 4 млн работников, что в разы превышает соответствующие количественные показатели по другим отраслям). И эти цифры явно не соответствуют эффективности работы вузов России. Теперь представления к награждению государственными наградами сотрудников вузов России анализируют более пристально, чем раньше. В отношении научно-педагогических работников оценивается публикационная активность каждого и цитируемость его работ в ведущих мировых журналах. Оценивается личный вклад каждого в продвижение вуза в мировых рейтингах (в том числе преподавание дисциплин с применением современных технологий, привлечение студентов и аспирантов к научной деятельности и т. п.).

    В. В. Еремеев сообщил, что департамент государственной службы, кадров и мобилизационной подготовки Министерства образования и науки РФ вернул наградные материалы на 7 сотрудников СПбГУ, представленных к государственным наградам. Департамент по вопросам государственной службы, кадров и профилактики коррупции Министерства образования и науки РФ вернул наградные материалы на 37 сотрудников СПбГУ, представленных к ведомственным наградам Минобрнауки.

    Проинформировав о принципах рассмотрения представлений на ведомственные и государственные награды, В. В. Еремеев сообщил также о необходимости выработать критерии рассмотрения представлений на благодарность ректора — с целью повысить их стимулирующую роль. Он поручил директорам институтов и деканам факультетов в недельный срок представить предложения с формулировкой таких критериев.

    Заместитель декана Факультета свободных искусств и наук В. М. Монахов попросил представить перечень государственных и ведомственных наград, к которым можно представлять работников СПбГУ. В. В. Еремеев ответил, что этот перечень общеизвестен, и предложил начать с формулировки критериев на представление работника к награждению благодарностью ректора.

    Декан Факультета социологии Н. Г. Скворцов заметил, что существовала традиция: награждать работника к юбилею за то, что он честно и добросовестно трудился на благо родного Университета в течение многих лет. И очень сложно оценить его честный и добросовестный труд. Это, возможно, пожилой человек, который не публикуется в высокорейтинговых журналах, но коллеги хотят его поблагодарить за работу... И. А. Дементьев согласился, что оценить вклад каждого работника — сложная задача. И без помощи директоров институтов и деканов факультетов тут не обойтись. Декан Факультета психологии А. В. Шаболтас отметила, что главное — выработать эффективные критерии оценки труда работников. Декан Факультета журналистики Л. П. Громова предложила оценивать не только научный вклад работника, но и результативность его преподавательской деятельности (разработку новых учебных курсов, подготовку методических материалов и т. п.)