Материалы ректорского совещания
Повестка совещания
В рамках «упрощенной» процедуры
После обсуждения с учетом предложений директоров и деканов утвержден упрощенный порядок присуждения Санкт-Петербургским государственным университетом ученой степени кандидата наук лицам, получившим степень Ph. D. СПбГУ до 1 сентября 2016 года. Каждый из обладателей такой ученой степени (полученной до 1 сентября 2016 года) может обратиться к ученому секретарю Ученого совета СПбГУ А. В. Гнётову, которому поручено провести встречи, объяснить правила проведения защит по «упрощенной» процедуре и организовать такие процедуры в случае необходимости.
Запросы на создание ресурсных центров
В СПбГУ с 2010 года финансирование НИР (в том числе приобретение оборудования, научные командировки, организация конференций и пр.) происходит на конкурсной основе. Вместе с тем ряд научно-педагогических работников направляет в адрес руководства Университета запросы (в том числе на создание ресурсных центров), надеясь на выделение необходимого финансирования из средств Программы развития СПбГУ без каких-либо конкурсных процедур.
Однако одним из важнейших критериев оценки деятельности коллектива Университета, а значит и условием предоставления финансирования на будущие периоды, является эффективность использования бюджетных ассигнований, а значит и эффективность работы научного оборудования, размещенного в ресурсных центрах. Эффективность работы функционирующих ресурсных центров и обеспечивает пролонгацию предоставления субсидии на реализацию Программы развития на период
Любое финансирование из средств Университета предоставляется и будет предоставляться только на конкурсной основе, будь то создание ресурсных центров, создание новых лабораторий, финансирование грантов или поездок на российские и международные научные конференции и т. п. При этом обязательно изучается вопрос о наличии в Университете аналогичных ресурсов, их востребованность, а также наличие таких ресурсов в России и в мире. Не менее важными критериями оценки являются прогноз результативности работы и оценка источников финансирования для решения этих вопросов.
В Университете ведется ежегодный организационный и финансовый аудит деятельности каждого ресурсного центра, как действующего, так и создающегося, либо предлагаемого к созданию. По результатам такого аудита постоянно принимаются решения о составе оборудования ресурсных центров, изменении организационной структуры Научного парка, моделях работы, совершенствовании порядка доступа к ресурсам и взаимодействию с учеными. В настоящее время продолжается работа по совершенствованию регламента создания ресурсных центров и методики оценки их экономической эффективности (на базе методологии оценки деятельности инновационных предприятий).
Конкурс на гранты Президента РФ
Проанализированы результаты участия универсантов в конкурсе грантов Президента РФ для государственной поддержки молодых кандидатов и докторов наук в 2017 году. Ученые СПбГУ подали всего 82 заявки (73 — от кандидатов и девять — от докторов наук) и выиграли 22 гранта, то есть каждая четвертая университетская заявка была выигрышной. Для сравнения: в 2015 году от СПбГУ было подано гораздо меньше заявок (23), меньше было и выигранных грантов (9). Молодые ученые МГУ выиграли в этом году почти столько же грантов (23), сколько и СПбГУ (22), но заявок от МГУ было подано больше, чем от СПбГУ.
См. Итоги конкурсов 2017 года на право получения грантов Президента РФ
Общая активность сотрудников в подаче заявок растет. Однако успешность в разных областях наук — разная. Наблюдается рост количества и качества заявок в областях:
- биологии и наук о жизни (подали — 9 / выиграли — 5)
- наук о Земле, экологии и природопользовании (5 / 3)
- общественных и гуманитарных наук (22 / 7)
но вот заявки сотрудников в области физики и астрономии пока проигрывают конкурентам из других российских организаций. Ни одна из 14 поданных заявок не стала победителем конкурса.
Поскольку в обязанности директоров институтов и деканов факультетов входит работа с коллективами институтов и факультетов, обеспечение их развития, было отмечено, что для подачи заявок на конкурс таких грантов можно привлекать не только молодых ученых Университета, но также и других научных и образовательных центров. В случае победы в конкурсе лицо, подавшее заявку, может реализовать этот грант в нашем Университете, для этого ему будут предоставлены все возможности.
Никто не рвется за рубеж?
Неожиданными оказались итоги первой очереди конкурса СПбГУ на участие научно-педагогических работников в программах межвузовского обмена на 2017 год. В конкурсе принял участие всего лишь 81 сотрудник (и лишь из коллективов 15 институтов и факультетов СПбГУ), они подали всего 97 заявок.
Обычно в течение года проводятся две—три очереди конкурса, который открыт для всех научно-педагогические работников СПбГУ. Информация об объявлении конкурса и список зарубежных вузов-партнеров размещается на сайте СПбГУ, кроме того организуется рассылка текста данного приказа по корпоративным адресам научно-педагогических работников СПбГУ. Ограничения по возрасту, уровню квалификации, наличию ученых степеней, сроку работы в СПбГУ и т. д. отсутствуют. Подготовка документов для подачи заявки не занимает большого количества времени и не требует чрезмерных усилий — комплект заявки минимален, но достаточен для объективной оценки заявленного проекта. Обязательным документом в комплекте заявки является письмо-приглашение от зарубежного коллеги, с которым планируется совместная работа в рамках программы. Ключевым фактором является личная взаимная заинтересованность ученых СПбГУ и принимающих зарубежных вузов в реализации совместной работы.
На 2017 год на участие научно-педагогических работников в программах межвузовского обмена, реализуемых в рамках международных соглашений СПбГУ с зарубежными вузами-партнерами, в расходном плане проректора по научной работе заложено 5,4 млн рублей. В большинстве случаев в рамках протоколов о межвузовском обмене предусматривается покрытие направляющей стороной транспортных расходов, а принимающая сторона обеспечивает проживание и суточные. По приказу об итогах первой очереди конкурса расходы составили 1,87 млн рублей. Остаток средств — 3,53 млн рублей.
Результаты работы диспетчерской службы
Единая диспетчерская служба СПбГУ эффективно работает. Оборудован диспетчерский пункт (г. Петергоф, ул. Ботаническая, д. 31), организовано круглосуточное дежурство. Информация о работе диспетчерской службы размещена на портале СПбГУ. Выделены телефоны: +7 (812) 428–47–47, +7 (812) 428–48–28, +7 (905) 257–80–00, есть электронная почта: 911@spbu.ru.
На совещании были проанализированы результаты работы единой диспетчерской службы СПбГУ в январе—феврале 2017 года. За январь 2017 года диспетчерской службой было принято 605 заявок, в том числе 224 аварийных (в январе 2016 года — 601 заявка). За февраль 2017 года диспетчерской службой было принято 517 заявок, в том числе 107 аварийных (в феврале 2016 года — 537 заявок). Доля выполнения заявок в первые сутки — в среднем 84 %. Остальные 16 % заявок выполняются по мере поступления со склада или закупки требуемых запчастей, оборудования и материалов, в среднем — до 15 суток (например, по данным на 21 марта, все февральские заявки полностью удовлетворены). В последнее время стало больше заявок неаварийного характера: например, просят провести ремонт аудитории. После проверки они становятся основанием для рассмотрения и включения в план ремонтных работ.
О проведении комплексного экзамена
СПбГУ проводит комплексный экзамен (то есть экзамен по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации), который все иностранные граждане и лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов) обязаны сдавать при оформлении разрешения на работу в России, патента, разрешения на временное проживание или вида на жительство. При проведении этого экзамена в других регионах СПбГУ пользуется технической поддержкой других организаций.
Осенью 2016 года из Управления по Челябинской области ФСБ России в СПбГУ поступил запрос на представление материалов, касающихся проведения экзамена по владению русским языком, знанию истории России и основ законодательства РФ, который проводился СПбГУ в Челябинской области на материально-технической базе автономной некоммерческой организации дополнительного образования «Прогресс». Выяснилось, что в нарушение приказа Минобрнауки № 1156 от 29.08.2014 указанные материалы директором Центра экспертиз СПбГУ (обязанности которого в тот период исполняла Л. А. Цветкова) не были своевременно истребованы и остались на хранении в АНО ДО «Прогресс».
Для обеспечения системности действий была проанализирована практика организации хранения тестовых заданий и видеоматериалов, записанных в ходе сдачи иностранными гражданами указанного экзамена. Установлено, что со стороны должностных лиц СПбГУ не была надлежащим образом обеспечена работа с организациями (в основном это были небольшие ООО и АНО, некоторые из которых уже закрылись, как и названное АНО ДО «Прогресс»), на материальной базе которых проводился экзамен, и с которыми договоры прекратили свое действие. Особенно это касается работы по передаче и хранению в СПбГУ документации и материалов, относящихся к сдаче экзамена.
В результате оценки сложившейся ситуации директору Центра экспертиз СПбГУ Л. А. Цветковой было объявлено замечание и дано поручение организовать данную работу надлежащим образом на основании предложений, сделанных в ходе анализа возникших проблем. В результате ею был издан приказ № 10346/1 от 23.12.2016 «О хранении тестовых работ экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства РФ».
Вместе с тем, положения приказа не решают в необходимом объеме вопросы по организации хранения видеозаписей в рамках проведения экзамена, процедуры сдачи заявлений и других документов, связанных с прохождением тестирования, не препятствуют хранению информационных материалов в организациях, на технической базе которых проводится экзамен. Иных необходимых мер в период работы в должности директора Центра экспертиз СПбГУ Л. А. Цветковой предпринято не было. В связи с увольнением Л. А. Цветковой применение к ней мер дисциплинарного воздействия стало невозможно, поэтому издан приказ, предписывающий новому директору Центра экспертиз З. В. Мысковой организовать эту работу надлежащим образом.
Кадровые вопросы
По предложению декана филологического факультета Л. А. Вербицкой профессор В. П. Казаков, заведующий кафедрой русского языка как иностранного и методики его преподавания, назначен первым заместителем декана факультета.