Санкт-Петербургский государственный университет

St. Petersburg University

На ректорском совещании 19 декабря рассматривались следующие вопросы:

 

  1. Стратегия научно-технологического развития России как руководство к действию
  2. Изменения в Уставе СПбГУ 
  3. ДМС в 2017 году
  4. Организация работы диспетчерской службы
  5. Электронные сервисы ведущих вузов России
  6. Какими принципами и правилами руководствуется первый заместитель директора Института ВШМ при решении вопроса о премировании членов коллектива института?

1. Стратегия научно-технологического развития России как руководство к действию

Указом Президента РФ от 1 декабря 2016 года была утверждена Стратегия научно-технологического развития России, которая определяет основные направления развития образовательных и научно-исследовательских учреждений. Предложения, которые ректор СПбГУ Н. М. Кропачев высказал на заседании Совета при Президенте РФ по науке и образованию (см. Заседание Совета по науке и образованию; Материалы ректорского совещания от 28.11.2016, п. 1), включены в итоговый текст стратегии:

• В соответствии с указом органы государственной власти субъектов РФ должны применять положения стратегии при разработке своих региональных нормативных актов. Соответствующие положения включены в пп. 5, 6, 7, 42, 44, 48 стратегии. В пп. 31е, 32а стратегии учтено предложение о создании жилищной и иной инфраструктуры за счет региональных бюджетов.

• Появился отдельный пункт о необходимости обеспечения эффективности расходов на исследования и разработки (п. 27).

• Сделан акцент на роли государственных корпораций и акционерных обществ с государственным участием (п. 7).

• В стратегии появились слова про гуманитарные и социальные науки (пп. 20д и 20ж). Также о вопросах развития социальных и гуманитарных наук говорится в пп. 15б, 15е, 34з и особенно в п. 36е.

• Про этические и социальные проблемы говорится в п. 22.

Работа по реализации Стратегии научно-технологического развития РФ будет оказывать влияние не только на деятельность органов власти и научных фондов. Новая политика государства в этой области не может не оказать существенного влияния и на деятельность Университета, в том числе на Программу развития СПбГУ, на показатели эффективности деятельности Университета. Директорам институтов и деканам факультетов было поручено: на ближайших заседаниях ученых советов учебно-научных подразделений проанализировать принятую стратегию и представить предложения по корректировке научно-образовательной политики СПбГУ в связи с ее принятием.

2. Изменения в Уставе СПбГУ

В связи с присоединением к СПбГУ Санкт-Петербургского многопрофильного клинического комплекса (который осуществляет медицинскую и фармацевтическую деятельность, а также связанные с ними виды деятельности, требующие лицензирования) постановлением Правительства РФ от 10.12.2016 г. № 1337 в Устав Университета внесены изменения. Теперь (после присоединения) данные виды деятельности будет реализовывать СПбГУ, поэтому Правительство включило указанные виды деятельности в Устав СПбГУ, и Университет сможет получить лицензии на эти виды деятельности.

Изменения в Уставе СПбГУ структурированы следующим образом:

• в п. 12 (цели, задачи и предмет деятельности СПбГУ) добавлены:

осуществление деятельности в области здравоохранения в части оказания первичной медико-санитарной помощи и специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи;

изучение, обобщение и распространение опыта медицинских организаций в области хирургии и смежных с ней областях медицины;

• в п. 13 (виды деятельности СПбГУ в пределах государственного задания) расширен подпункт «н»:

ранее было: «осуществление медицинской и фармацевтической деятельности»;

стало сейчас: «осуществление медицинской деятельности по оказанию специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, оказание медицинской помощи в рамках клинической апробации методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, а также осуществление фармацевтической деятельности»;

• уточнен п. 13.1 (виды деятельности, которые СПбГУ вправе выполнять сверх установленного государственного задания оказывать услуги);

• в п. 14 (виды приносящей доход деятельности) расширен подпункт «л»:

«осуществление медицинской деятельности в части оказания населению первичной медико-санитарной, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, осуществление фармацевтической деятельности и деятельности по оказанию протезно-ортопедической помощи, а также техническое обслуживание медицинской техники»;

• устав дополнен п. 14.2, в котором отдельно предусмотрены виды деятельности, которыми СПбГУ вправе заниматься на основании полученных лицензий (деятельность по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений; заготовка донорской крови и ее компонентов, гемопоэтических (стволовых) и других клеток; деятельность, связанная с использованием возбудителей инфекционных заболеваний; деятельность, связанная с проведением клинических исследований лекарственных средств; деятельность, связанная с источниками ионизирующих излучений и радиоизотопов короткого действия и т. д.);

• в п. 93, в котором перечисляются работники СПбГУ, добавлены должности медицинских работников;

• в п. 129 (финансовое обеспечение СПбГУ осуществляется за счет) добавлен такой вид дохода, как средства, поступающие от обязательного медицинского страхования.

Изменения в уставе распространяются не только на сотрудников, занимающихся медицинскими видами деятельности. Они расширяют пространство многодисциплинарной деятельности всего Университета, всех его коллективов (физиков, химиков, психологов, юристов и др.). Расширение сфер деятельности Университета полностью соответствует Программе развития СПбГУ, в которой одним из приоритетных направлений развития Университета является «Биомедицина и здоровье человека». Новыми возможностями Университета для реализации научного и образовательного потенциала теперь может воспользоваться каждый.

3. ДМС в 2017 году

Заместитель председателя профкома сотрудников СПбГУ Т. А. Трубинская рассказала о добровольном медицинском страховании универсантов в 2017 году. Как и в предыдущие годы, в ходе публичного обсуждения выбирались наиболее выгодные для коллектива условия ДМС (см. Добровольное медицинское страхование работников СПбГУ; Обсуждение программ ДМС на 2013 год; Организация услуг по ДМС-2014). Преимущества коллективного договора: медицинская страховая компания, выигравшая в конкурсе, предоставляет для универсантов, которые приняли решение об участии в программе, пакет услуг ДМС гораздо больше, чем каждый получил бы по индивидуальному договору (из-за того что страхователей очень много), и страховое покрытие значительно больше. Кроме того, застрахованный имеет возможность попасть на прием к специалисту в ближайшие дни, а не через месяц (как это порой происходит в поликлинике по месту жительства).

Победителем конкурса на предоставление услуг ДМС в прошедшем 2016 году была компания «Росгосстрах», сотрудничество с которой осуществляется достаточно успешно. В Университете работает комиссия по контролю за выполнением условий договора. За истекший период работы (с апреля 2016 года) на работу компании было около 30 жалоб. С каждой из этих жалоб разобрались и оперативно исправили ситуацию.

Т. А. Трубинская сообщила, что в прошлом году профком сотрудников СПбГУ начал использование новой схемы ДМС, теперь страхователем является сам работник (он сам оплачивает страховку). Полис ДМС теперь является собственностью работника, его действие сохраняется и в случае увольнения работника (на весь период действия полиса). Профком предполагает и далее работать по этой схеме. Сейчас ведется работа по совершенствованию программы ДМС на 2017 год. Директорам и деканам предложено обсудить вопросы организации добровольного медицинского страхования сотрудников Университета с руководителями профбюро.

4. Организация работы диспетчерской службы

Создана единая диспетчерская служба СПбГУ (см. Материалы ректорского совещания от 17.10.2016, п. 8). Оборудован диспетчерский пункт (г. Петергоф, ул. Ботаническая, д. 31), организовано круглосуточное дежурство. Информация о работе диспетчерской службы размещена на портале СПбГУ. Выделены телефоны (428-47-47, 428-48-28, 8-905-257-80-00), есть электронная почта: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

Аварийные бригады в центральной части города и в Петродворцовом районе работают в штатном режиме (круглосуточное дежурство электромонтеров и слесарей-ремонтников). Сформирован штат аварийных бригад по Петергофу, они приступили к дежурству (в рабочие дни с 18:00 до 09:00, в выходные с 09:00 до 09:00). Определены и оборудованы места размещения аварийных бригад: в Петергофе — в здании по адресу: ул. Ботаническая, д. 31; на Васильевском острове — в административном корпусе Главного городка (Филологический пер., д. 3п).

Сотрудники службы имеют опыт диспетчерской работы, обладают хорошими навыками общения с людьми, вежливы и корректны. С целью обеспечения качества работы службы и своевременного реагирования на аварийные ситуации организована запись всех переговоров диспетчеров.

Есть и нерешенные пока проблемы, в первую очередь со стороны заявителей. Не всегда заявитель представляется; не всегда сообщает свои контактные телефоны. Одна из проблем в работе аварийных бригад — когда заявитель не может назвать точный адрес объекта. Например, сообщает не адрес здания и номер помещения, а название кафедры или даже «бывшей кафедры», поэтому диспетчер не знает, куда направить аварийную бригаду. В связи с этим началась работа по созданию единой нумерации помещений в зданиях Университета. Сначала это будет сделано в зданиях по адресам: Волховский пер., д. 3–5; ул. Чайковского, д. 62 и 22 линия В. О., д. 7. Эта работа упростит также составление расписания занятий и сделает более эффективным использование помещений.

Директорам и деканам дано поручение: до 30 декабря предложить варианты нумерации по каждому зданию Университета.

5. Электронные сервисы ведущих вузов России

В целях совершенствования электронных сервисов Университета (см. Материалы ректорского совещания от 28.11.2016, п. 5) проведен сравнительный анализ объема и порядка предоставления таких сервисов в других российских вузах, в том числе в МГУ и НИУ ВШЭ.

В СПбГУ представлены электронные сервисы, структурированные по функциональным областям:

• Поступление

• Обучение

• Научная деятельность

• Хозяйственные вопросы

• Бухгалтерия

• Кадровый учет

  • Сведения о стаже
  • Справка с места работы

• IT

• Научный парк

  • Прием заявок Научного парка
  • Заявка на измерения от внешнего пользователя
  • Заявка на ознакомительную экскурсию
  • Заявка на стажировку

Реализация сервисов базируется на веб-интерфейсах информационных систем, осуществляющих обработку соответствующих данных. Доступ к сервисам централизуется по принципу «единого окна».

Весь процесс прохождения и реализации заявки (например, на организацию закупки или на доступ к оборудованию Научного парка) в СПбГУ прозрачен в режиме онлайн, вплоть до организации конкурса и поставки продукции. В СПбГУ введена единая учетная запись каждого пользователя (и сотрудника, и обучающегося) для всех электронных сервисов. Создан единый портал Университета, где хранится централизованный реестр всех сервисов. Реализована автоматическая выгрузка информации из одного электронного сервиса в другой через информационную шину для обмена данными.

В других вузах сервисы сформированы по подразделениям (т. е. часть сервисов доступна только части, а не всем обучающимся и сотрудникам). Далеко не всегда у пользователя есть возможность получать информацию о том, что происходит с его заявкой. Иногда в крупных вузах нет единой структуры электронных сервисов, есть отдельные сайты факультетов, институтов, центров и перечень разрозненных интернет-ресурсов.

Естественно, что в каждом крупном вузе представлен библиотечный электронный сервис, однако, судя по открытым данным, объемы информации и количество источников в них существенно ниже, чем в СПбГУ. В МГУ, например, по аналогии с СПбГУ открыт сервис «Электронная приемная МГУ» (спустя год после начала работы Виртуальной приемной СПбГУ).

В нашем Университете разработана дорожная карта развития электронных сервисов. Выделено две линии развития. Первая линия включает базовые сервисы, реализуемые в электронном виде, без необходимости существенного изменения бизнес-процессов (до конца 2017 года). Вторая линия объединяет сервисы, требующие изменения бизнес-процессов и / или действующих внутренних нормативных актов. Кроме того, ключевым в развитии сервисов являются компоненты инфраструктуры, отвечающие за безопасность, поскольку растет объем предоставления персональных и иных, в той или иной мере конфиденциальных, данных. Это в свою очередь предполагает анализ требований к платформам реализации в ключевых точках развития.

6. Какими принципами и правилами руководствуется первый заместитель директора Института ВШМ при решении вопроса о премировании членов коллектива института?

Продолжается обсуждение принципов и правил, которые применяют руководители коллективов институтов и факультетов при определении объемов премиальных выплат научно-педагогическим работникам. Первый заместитель директора института «Высшая школа менеджмента» СПбГУ К. В. Кротов рассказал о том, какими принципами и правилами он руководствуется при решении вопросов о премировании членов коллектива института и о влиянии этой системы на публикационную активность и развитие программ на английском языке.

Система вознаграждения разработана в соответствии с Программой развития СПбГУ и приоритетами в профессиональной сфере, которые определены попечительским советом ВШМ СПбГУ. Задачи каждого научно-педагогического работника детально описаны в его контракте и плане работ на год. Суммарное денежное вознаграждение состоит из трех частей (оклад в соответствии с должностью и званием; вознаграждение за исполнение учебной нагрузки — в зависимости от уровня программы и языка, вне зависимости от должности и звания; вознаграждение за публикационную активность — в зависимости от уровня публикаций).

Приоритеты в образовательной сфере: развивать «сложные» программы, развивать программы на английском языке, мотивировать научно-педагогических работников к «переходу» на английский язык. Учебная нагрузка (за академический час) оплачивается исходя из типа нагрузки, уровня программы и языка преподавания. Например, в 2007–2008 гг. стояла задача: осуществить масштабный переход на преподавание дисциплин на английском языке и образовательные программы на английском языке. Поэтому они оплачивались выше в 1,5 раза на любом уровне программ. Было организовано обучение преподавателей английскому языку — некоторые выучили язык чуть ли не с нуля и достигли успехов.

Качество преподавания каждого оценивается регулярно, в том числе и по результатам анкетирования студентов. Если уровень преподавания не соответствует уровню программы, то уровень вознаграждения работнику снижается пропорционально.

Полностью на английском языке реализуются: 1 программа бакалавриата, 2 (из трех) программы магистратуры, аспирантура. За восемь лет произошел рост с 42 дисциплин, реализуемых на английском языке (27 %), до 147 дисциплин (61 %). Достигнуты ведущие позиции в рейтингах программы магистратуры. Кроме того, хорошим показателем уровня качества и востребованности программ (а значит, и показателем правильности выбранных принципов работы с коллективом) является возможность даже в современных условиях установить высокий (премиальный по отношению к рынку) уровень оплаты обучения на программах Executive Education (EdEx) и на образовательных программах, которые специально создаются по заказам крупных компаний.

Приоритеты в научной сфере: стимулировать научно-педагогических работников публиковаться в журналах уровня A, B, C, D (по версии списка ABS престижных журналов в сфере менеджмента с высоким импакт-фактором), а также в журналах, индексируемых в WoS и Scopus. Стимулирование происходит за счет поощрения публикаций в ведущих журналах. Значимый «перевес» в объемах выплат — за статьи самого высокого уровня. Результат стимулирования: за последние 5 лет опубликовано 25 статей в журналах уровня А, В (до этого было 9), более 110 статей в журналах, индексируемых в WoS, Scopus (см. Презентация К. В. Кротова).

К. В. Кротов обозначил и перспективы развития системы стимулирования научно-педагогических работников. Например, отмечена тенденция: создается много международных научных связей, но, к сожалению, не так много связей между коллегами-универсантами. Поэтому будут новые приоритеты, будет разработана новая система премирования.

 

 

Ответственный за содержание: Елена Александровна Осиновская, редактор сайта, 8 (812) 3280162, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.