Встреча ректора с молодыми докторами наук — химиками, физиками, математиками
В четверг, 26 июня, ректор СПбГУ Николай Кропачев встретился с докторами наук до 40 лет, активно публикующимися в журналах, индексируемых в Web of Science или Scopus.
В начале беседы ректор сформулировал две задачи перед молодыми учеными:
- рассказать, что конкретно и на каких участках, по их мнению, нужно совершенствовать в Университете, и, соответственно, как они — те, кто видит ситуацию изнутри, — могут помочь ее изменить
- стимулировать к более активной работе их и на их примере — других ученых Университета
В ходе обстоятельного и заинтересованного разговора было поднято около двух десятков тем, волнующих молодых докторов наук:
- как «разбудить» ученых (статистика показывает, что результаты своей работы пока активно публикуют в ведущих мировых журналах всего около 10% научно-педагогических работников СПбГУ)
- имеет ли право молодой ученый подавать на конкурс на должность НПР вместе со своими старшими коллегами по коллективу и конкурировать с ними
- о возможности заключения индивидуального трудового договора, более длительного с четко прописанными обязательствами ученого и Университета
- кто первый решится защитить диссертацию на собственную докторскую степень СПбГУ по нашим правилам
- как организовать и сопровождать работу диссертационных советов
- как изменить условия работы для преподавателей, которые не могут заниматься наукой, и наоборот, которые приносят больше пользы, занимаясь именно научными исследованиями (информация о должностях преподавателя-практика и научного сотрудника, которые давно существуют в СПбГУ: материалы ректорских совещаний от 23.09.2013, п. 8, от 24.10.2011, п. 6)
- как молодые ученые по своей инициативе могут участвовать в заседаниях ученого совета института/факультета, в приеме граждан директором/деканом, в работе учебно-методической и научной комиссий (читайте в статье Права научно-педагогических работников СПбГУ и в материалах ректорских совещаний от 09.12.2013, п. 7, от 23.09.2013, п. 5, от 23.12.2013, п. 1)
- почему компьютерные программы Университет заказывает у внешних фирм (например, личный кабинет поступающего), а не создает собственными силами (вопрос об эффективном использовании интеллектуальных ресурсов Университета для решения задач Университета и универсантов)
- будет ли продолжаться внутривузовское совместительство (вопрос о том, что важны не ставки, а деньги)
- насколько полезен центр мобильности в Институте химии и как эффективнее использовать его возможности
Некоторые вопросы ректор «возвращал» собеседникам, настаивая на их детальной конкретизации. Например, в ответ на предложение о том, чтобы при учете публикационной активности учитывали не только количество статей и импакт-фактор журнала, но и цитируемость статей, Н. М. Кропачев попросил ответить на вопрос «как учитывать?» (т. е. разработать четкую схему учета цитируемости, обсудить ее с коллегами из разных сфер науки, а затем дополнить и улучшить...). А в ответ на вопрос о трудностях при реализации идеи о приглашении иностранного профессора для чтения цикла лекций в СПбГУ предложил разработать схему необходимых для этого действий (с учетом всех возможных препятствий и способов их преодоления).
По традиции в конце встречи Н. М. Кропачев пригласил желающих включаться в организацию административной работы, чтобы решать проблемы организации научной деятельности в СПбГУ, чтобы помогать менять ситуацию на «проблемных» участках деятельности Университета.