Выпускники-работодатели — о защите дипломов СПбГУ

Участие представителей компаний в работе государственных экзаменационных комиссий СПбГУ позволяет получить оценку знаний студентов с точки зрения профессионального сообщества.

Дмитрий Головнев, директор по маркетингу брендинговой компании Labelmen, рассказал о том, как меняется процедура проведения аттестации и почему для выпускников важно получение практических навыков.

Вы не в первый раз принимаете участие в проведении итоговой аттестации в СПбГУ. С чем это связано?

Я — выпускник Санкт-Петербургского университета, здесь же защищал кандидатскую диссертацию и многим обязан его экономическому направлению. Поэтому с радостью согласился принять участие в проведении итоговой аттестации СПбГУ второй год подряд.

По вашему мнению, участие представителей работодателей в экзаменационных комиссиях обязательно?

На мой взгляд, прикладные науки, такие как медицина, экономика или маркетинг, просто некорректно изучать без практики. Курс обучения на всем его протяжении должен включать теоретические занятия и получение опыта в организациях-работодателях. А привлечение их представителей к работе экзаменационных комиссий — это последний, самый небольшой и самый естественный этап сотрудничества образовательных учреждений и компаний — будущих нанимателей студентов.

С 2017 года выпускные экзамены у студентов-экономистов СПбГУ проводятся в электронной форме. Насколько это удобно для представителей работодателей?

Саму программу еще необходимо совершенствовать, но, главное, она значительно усложняет возможности для списывания, что было большой проблемой в 2016 году. Электронная форма удобна для использования, а ее внедрение позволило повысить корректность оценок выпускников, а значит, вопросы комфортности здесь малозначимы по сравнению с решением проблемы нарушений во время проведения аттестации. От студентки, проходившей практику в Labelmen весной этого года, которая позже сдавала госэкзамены и с отличием защитила диплом, я слышал, что студентам заполнять формулы в существующей электронной программе не очень-то удобно.

Как вы оцениваете знания выпускников Университета и их подготовленность к выходу на рынок труда?

На основании достаточно ограниченного сотрудничества (я участвовал в приеме экзаменов 2016–2017 годов) могу дать только предварительную оценку. Приятно наблюдать прогресс за последний год, но по рейтингу я бы разместил обучающихся экономического направления СПбГУ после студентов-менеджеров Университета.

Мне кажется, что слишком широкая программа подготовки и недостаточное количество практики студентов-экономистов приводят к тому, что выпускников СПбГУ — начинающих специалистов — нужно основательно переобучать. Конечно, студенты могут и самостоятельно получать нужные навыки — стажироваться в компаниях во время каникул, участвовать в практических конкурсах (типа «Маркеториум»), но было бы логично для пользы дела включить эти практики в общий план подготовки.

Насколько эффективно, по вашему мнению, выпускники и студенты СПбГУ умеют презентовать свои навыки и достижения?

Были звездные выступления, и хотя общий уровень показался невысоким, я увидел много талантливой молодежи. В 2016 году основной проблемой были узкие, малоприменимые на практике темы дипломов, например касающиеся развития человеческого капитала в определенной компании в условиях глобализации. В этом году темы были более релевантными — мне запомнилась защита одной работы по ценообразованию в недвижимости, но проблемы остались. На мой взгляд, в меньшей степени в таком положении дел виноваты студенты. И обучающимся, и членам комиссии сложно быть экспертами по всем вопросам — от маркетинга до финансов и микроэкономики. Думаю, что при более узком дроблении комиссии качество работы экзаменационных комиссий и самих дипломных проектов существенно бы выросло.