Подготовка специалистов — совместно с представителями бизнеса

Михаил Размыслов, менеджер ООО «Максидом» по управлению пространством, принявший участие в работе экзаменационной комиссии СПбГУ по направлению «Экономика», рассказал, какими качествами должен обладать выпускник, чтобы быть востребованным на рынке труда.

Почему вы согласились принять участие в проведении итоговой аттестации в СПбГУ?

Мне небезразлична деятельность СПбГУ, поскольку я являюсь пока еще не очень давним выпускником его экономического направления (2009 год). Мне было важно узнать, что успело поменяться со времени моего выпуска, интересно посмотреть на уровень сегодняшних выпускников, и, в конце концов, я хотел бы оказать посильную помощь Университету, с которым меня много связывает.

Как вы считаете, почему необходимо участие представителей работодателей в работе экзаменационных комиссий?

Представители бизнеса, не являющиеся частью внутренней структуры Университета, дают возможность получить тот самый «взгляд со стороны», который, без сомнения, всегда полезен. А если этот взгляд принадлежит представителям будущих работодателей, это полезно вдвойне. Будем откровенны, в нашей стране не самая лучшая связь между бизнесом и структурами образования. Опираясь на опыт своего обучения, могу сказать, что система стажировок и участия в различных производственно-образовательных программах у нас не была достаточно развита. Можно, начиная с малого — участия представителей бизнеса в экзаменационном процессе, двигаться к большему вовлечению потенциальных работодателей в процесс обучения специалистов. Например, к организации заинтересованными компаниями специальных дополнительных курсов и тестов, после успешного прохождения которых студентов будут приглашать в эту компанию на стажировку, а в дальнейшем и на работу. Полезным будет и включение в образовательный процесс в качестве учебных заданий реально стоящих в бизнесе задач в виде кейсов. А сейчас, при имеющемся уровне интеграции, важно хотя бы видеть результат обучения, чтобы впоследствии иметь возможность не вслепую влиять и на его процесс.

С 2017 года выпускные экзамены у студентов-экономистов СПбГУ проводятся в электронной форме. Насколько это удобно для представителей работодателей?

Я думаю, что это очень правильная практика. Во-первых, печатный текст гораздо проще воспринимается, нежели рукописный. Во-вторых, при проверке задания можно делить на блоки по тематике и, соответственно, распределять по сферам компетенции проверяющих, а не по студентам, что, бесспорно, более правильно. Это улучшает и ускоряет процесс проверки.

Как вы оцениваете знания выпускников Университета и их подготовленность к выходу на рынок труда?

Сейчас, в том числе и из-за технического прогресса, студентам стало проще списывать. В личном общении они не скрывают, что многим это легко удается. А если подсесть на списывание в процессе обучения, то остановиться сложно, так как многие знания формируются слоями, и если один или несколько из них пропущены, то на новый уровень переходить все труднее. Впоследствии понимаешь, что молодые люди с трудом ориентируются в базовых приемах в Excel и многие термины, которые должны были быть усвоены в процессе обучения, для них лишь смутно знакомые слова. Для объективной оценки необходимо, безусловно, видеть больший пласт студенчества, но, по моему ощущению, то распределение по оценкам, которое было получено в результате государственного экзамена, вполне отражает истинную картину в рамках научных знаний выпускников.

Насколько эффективно, по вашему мнению, выпускники и студенты СПбГУ умеют презентовать свои навыки и достижения?

Распределение, думаю, то же, но с корректировкой на личностные качества студентов, творческий потенциал и харизму. Хотелось бы, безусловно, чтобы выпускники, вне зависимости от успеваемости, более профессионально могли структурировать данные в таблицах и графиках, поддерживать свои идеи цифрами и давать обоснование решениям не только лирически, но и средствами Excel.

Увидели ли вы среди выпускников Университета потенциальных сотрудников вашей компании?

Я уже несколько лет работаю с выпускниками-экономистами СПбГУ и могу сказать, что даже при заметном разбросе в уровне их научных и сущностных знаний, особенно в узких направлениях, студенты Университета отличаются широким кругозором (пусть и не всегда сформулированным профессиональными терминами) и складом ума человека, отмеченного печатью высшего образования, а вот это действительно важно.