Клиника завтрашнего дня уже сегодня

К Университету присоединен Санкт-Петербургский многопрофильный клинический комплекс, выделенный из состава Национального медико-хирургического центра имени Н. И. Пирогова. Познакомимся поближе с университетской клиникой — будущим центром организации междисциплинарных исследований.

10 февраля председатель Правительства РФ Д. А. Медведев подписал распоряжение Правительства РФ 184–р о присоединении к Университету многопрофильного клинического комплекса, который будет выделен из состава ФГБУ «Национальный медико-хирургический центр имени Н. И. Пирогова Минздрава России». Сейчас в состав комплекса входит поликлиника на 120 тысяч посещений в год и стационар на 345 коек. Принятое решение позволит повысить качество и доступность специализированной (в том числе высокотехнологичной) медицинской помощи в Санкт-Петербурге ( Материалы ректорского совещания от 16.02.2015, п. 1; распоряжение № 184–р).

Хотелось посмотреть своими глазами, что же получил Университет.

Преимущества «маленькой рыбки»

«Время китов, акул и прочих гигантских монстров уже давно прошло, крупная малоподвижная рыба продемонстрировала свою неповоротливость и неэффективность. Сегодня время мобильных маленьких рыбок. Они гораздо более динамичные, быстрее плавают, больше успевают "добыть" и в итоге выигрывают! — считает доктор медицинских наук Ю. Н. Федотов, директор Санкт-Петербургского многопрофильного клинического комплекса, заслуженный врач России. — Наша клиника это не раз доказывала результатами своей деятельности в последние 15 лет. Если сравнивать нас с крупными лечебными центрами России, то видно, что возможности небольшого самостоятельного хозяйствующего субъекта на несколько порядков выше».

Юрию Николаевичу есть с чем сравнивать. За 14 лет, которые он руководит клиникой, эта больница по воле Минздрава четыре раза меняла свой облик. И он рад, что теперь, войдя в состав СПбГУ, многопрофильный клинический комплекс не только сохранил свою самостоятельность, но и получил огромные возможности для развития.

Каковы же преимущества этой клиники?

Первое: здесь создано высокоэффективное медицинское учреждение. Традиционно «производительность» и мощность больницы в России оценивают по количеству «коек». Но ведь кровати людей не лечат! Важна эффективность работы медперсонала, убежден Ю. Н. Федотов. За прошедший год в клинике проведено 10,5 тыс. операций — то есть больше 50 операций в день. А здесь всего 170 хирургических коек.

Например, в отделении травматологии этой клиники всего 39 коек, а за 2014 год здесь провели 2261 операцию. Получается, что здесь делали больше девяти операций каждый день! В среднем на одного прооперированного больного здесь приходится всего-навсего 5,2 койко-дня. В отделении эндокринологии еще меньше: 3,2 койко-дня (там 29 коек, и за 2014 год там провели 2442 операции: около десяти операций в день). Как такое стало возможным?..

Ю. Н. Федотов предложил мне вспомнить традиционную российскую больницу (с которой каждый из нас имел дело — либо сам лечился, либо навещал больных друзей, родственников). Перед операцией пациент ложится в клинику, и ему начинают делать заново все анализы (порой один-два анализа в день). И так проходит несколько дней, иногда около недели — особенно если он лежит в VIP-палате или на «коммерческой» койке. Только после этого принимают решение об операции. А после операции пациент лишь на третий-четвертый день переходит из реанимации в обычную палату, а затем лежит в больнице еще недельку под неусыпным наблюдением врачей... И мы все к этому привыкли! Но, оказывается, может быть совсем иначе.

«У нас решение о проведении операции врач принимает заранее: за неделю, иногда за месяц, когда ставит диагноз и сообщает пациенту о необходимости оперативного вмешательства. Утром в день операции пациент поступает в клинику, в 12 часов дня его оперируют (или в 14, 15, 17 — как указано в расписании), к вечеру переводят в палату, а через два-три дня уже выписывают, — объяснил Ю. Н. Федотов. — Например, после эндопротезирования (замены коленного или тазобедренного сустава) пациент в нашей клинике встает на ноги и ходит на следующий день! А в других больницах — только через два-три дня... Поэтому коек у нас немного, но лечим мы эффективно и надежно. В результате, если говорить на профессиональном языке, так называемый "оборот койки" у нас увеличен за счет современной эффективной организации труда».

Второе преимущество: здесь делают сложные операции, оказывают специализированную и высокотехнологичную медицинскую помощь. В клинике около 20 отделений, а лечебных направлений около 40, от офтальмологии и лучевой диагностики до ЭКО (экстракорпорального оплодотворения). Самое молодое — отделение кардиохирургии, открытое в прошлом году.

«Кардиохирургию мы создали "с чистого листа" всего за два с половиной месяца. И уже сделали больше 90 операций на открытом сердце, — рассказал Ю. Н. Федотов. — В июне 2014 года было принято решение, а в середине ноября уже провели первую операцию... Наше отделение эндокринологии — первое в России по объемам проводимых операций и по организации врачебной помощи и на третьем-четвертом месте в Европе».

Преимущество третье: высокий профессионализм персонала. Здесь больше 600 медицинских работников, из них 244 врача, в том числе 20 докторов и 57 кандидатов медицинских наук, восемь заслуженных врачей России. За последние три года врачи клиники защитили пять кандидатских и пять докторских диссертаций. И это практикующие медики, которые проводят те самые 50 операций каждый день.

Ими накоплен огромный клинический опыт, массив научных данных, который необходимо исследовать, обобщать, распространять. Ежегодно делается в среднем 1,5 тыс. операций по эндопротезированию суставов, около 400 артропластик, 2400 операций на щитовидной и околощитовидных железах, 600 эндоскопических операций по поводу мочекаменной болезни, 400 уникальных реконструктивных операций на женском тазовом дне и т. д. За последние три года каждый третий доктор клиники стажировался за рубежом, освоил современные методы лечения. Они читают литературу по своей специальности, познакомились со многими новшествами «в ручном режиме».

Четвертое преимущество: обязательное внедрение инноваций. В распоряжении Правительства РФ 184–р от 10.02.2015 о присоединении к Университету многопрофильного клинического комплекса прямо указана одна из основных целей деятельности комплекса: «...изучение, обобщение и распространение опыта медицинских организаций в области хирургии и смежных с ней областях медицины, а также осуществление инновационной деятельности в области медицины и смежных с ней областях науки и практики, в том числе внедрение новых медицинских технологий» (Распоряжение № 184–р).

Для контраста Ю. Н. Федотов напомнил, как лечили, например, перелом бедренной кости всего-то лет 10–15 назад и как это происходит сегодня: «После сложнейшей, как тогда считалось, операции пациент целый месяц лежал в больнице на скелетном вытяжении. А затем его выписывали, и он три месяца (!) был в гипсе — от пяток до пояса. Это значит, не мог даже помыться (в том числе, летом, на 30-градусной жаре...). А сегодня у нас после этих операций он выписывается через три дня с возможностью самостоятельно ходить! У пациента с грыжей дисков позвоночника прямо на операционном столе проходит боль. И на следующий день его уже выписывают!»

На заседании Ученого совета Санкт-Петербургского многопрофильного клинического комплекса 11 марта Ю. Н. Федотов выступил с докладом «Текущая работа и перспективы развития будущей университетской клиники СПбГУ», где показал преимущества работы клиники в составе Университета.

Путь навстречу

Университет и клиника долгие годы шли навстречу друг другу. Присоединение к СПбГУ многопрофильного клинического комплекса — это один из этапов создания университетской медицинской клиники как центра организации междисциплинарных исследований (Материалы ректорского совещания от 27.01.2014, п. 2.3). Университетская клиника (один из проектов, который заложен в Программе развития СПбГУ) — это прежде всего современный научный и образовательный, а не просто лечебный центр. Здесь будут проводиться передовые исследования в различных областях науки (химия, физика, математика, менеджмент, психология и т. п.), результаты которых станут основой для создания новых медицинских технологий.

Руководство Университета решает эту задачу разными путями (Материалы ректорского совещания от 05.12.2011, п. 3; Материалы ректорского совещания от 09.04.2012, п. 6; Материалы ректорского совещания от 16.09.2013, п. 1). Ведь в современном Университете, безусловно, должна быть современная медицинская клиника, которая, как сердце, объединяет все части организма Университета: биологов, химиков, физиков, математиков, психологов, юристов, географов, социологов — в единый коллектив ученых, нацеленных на решение самых актуальных проблем: обеспечения здоровья человека, здорового образа жизни, улучшения социальной среды, экологической обстановки. Ректор СПбГУ Н. М. Кропачев не раз подчеркивал, что здоровье человека — вот что должно быть и, безусловно, станет главным стимулом развития науки в СПбГУ.

Ю. Н. Федотов напомнил, что приказ о том, что Северо-Западный окружной медицинский центр (так тогда называлась эта клиника) является клинической базой для студентов-медиков СПбГУ, был подписан еще в 2006 году. Клиника называлась по-разному (и Бассейновая больница им. Г. И. Чудновского, и Северо-западный окружной медицинский центр Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию, и Санкт-Петербургский клинический комплекс ФГБУ «Национальный медико-хирургический центр имени Н. И. Пирогова Минздрава России»), имела разный уровень самостоятельности, но постоянно развивалась.

Весной 2014 года в адрес ректора СПбГУ поступило письмо из Национального медико-хирургического центра имени Н. И. Пирогова. Руководители центра предложили передать Санкт-Петербургскому университету Санкт-Петербургский многопрофильный клинический комплекс этого центра, включающий два стационара: на Кадетской линии д. 13–15 и наб. реки Фонтанки д.154. Как сообщается в письме, данное предложение было согласовано руководителями центра с министром здравоохранения и социального развития России В. И. Скворцовой. И вот теперь, согласно распоряжению Правительства РФ 184–р от 10.02.2015, Санкт-Петербургский многопрофильный клинический комплекс будет выделен из состава Национального медико-хирургического центра имени Н. И. Пирогова и присоединен к СПбГУ.

Видеть все, знать все, или... Семь шагов к успеху

С заместителем директора по организации медицинской помощи Д. Д. Шкарупой мы прошли по отделениям. Но, признаюсь, ничего особенного увидеть мне не удалось: обычные вроде бы палаты, обычные пациенты, обычные, на первый взгляд, врачи и медсестры. Как же реализуются те преимущества клиники, о которых рассказал директор? Можно ли разглядеть ее отличие от других медицинских учреждений города?

Удалось выяснить: здесь убрали все мнимые «препятствия» между пациентом и клиникой, пошли ему навстречу — именно в этом, по-видимому, источник их успехов.

Шаг первый

Давайте вспомним: обычно (в других больницах) как бывает? Надо ложиться на операцию — а мест в эндокринологической (или гинекологической) операционной нет... В этой клинике создали единый операционный фонд, объединив все десять операционных. Д. Д. Шкарупа рассказывает: «Вот, например, сегодня в одной и той же операционной № 3 сначала проводят урологическую операцию, затем подряд две хирургических, после них — гинекологическую...» В результате возможности операционного стола используются более эффективно, оборудование (одно и то же для разных операций) загружено максимально, работает чуть ли не круглые сутки, медицинские сестры участвуют в различных операциях, их опыт растет. Специфика операционных сохранилась только для ортопедических и кардиохирургических операций — там, где требуется специальное оборудование.

Шаг второй

Вернемся к пациенту. Ему надо ложиться на операцию — а мест, допустим, в отделении травматологии нет, надо ждать... А здесь создали единый коечный фонд. В одной и той же палате лежат пациенты и с урологической патологией, и после травмы, и после операции по удалению щитовидной железы. Койки универсальные. Единственное исключение: в ортопедическом отделении специальные койки, там лежат только «свои» пациенты.

Шаг третий

Но ведь кто-то должен понимать, где какие операции проходят, где какие пациенты лежат. Как управлять этим сложным механизмом, который постоянно изменяется?.. Тайна, как оказалось, скрыта в недрах компьютера. «Всю работу клиники можно увидеть через электронную информационную систему, — показал мне Д. Д. Шкарупа. — В клинике 700 рабочих мест: компьютеры у каждого врача, на каждом сестринском посту, в приемном покое, в каждом кабинете у руководителей». На мониторе мы видим данные по каждой палате, по каждой операционной — и все онлайн. В клинике свой IT-отдел, они сами создали информационную систему «Эконбол–3» (от слов «экономика» и «больница», уже третью версию), вся клиника накрыта профессиональным WiFi-колпаком — поэтому связь между пользователями хорошая.

Шаг четвертый

Дмитрий Дмитриевич наглядно демонстрирует плюсы такой системы: «кликает» для примера какого-то пациента и показывает, что можно проследить весь его путь: от первичного обращения к травматологу до выписки из больницы. Есть результаты всех анализов — не сходя с места, доктор может посмотреть рентгеновские снимки, результаты УЗИ, компьютерную томографию, кардиограмму, анализ крови и мочи и т. п. Есть дата и время операции (три дня назад, эндопротез коленного сустава, доктор такой-то). Переведен в палату № 18 (кстати, на отделении урологии) — есть данные послеоперационного наблюдения. Выписывается сегодня — есть рекомендации для реабилитационных мероприятий, лечебной физкультуры — в другом здании клиники, на Кадетской линии д.13–15... И так по каждому из 270 пациентов, которые находятся в клинике сегодня, и по 1400 пациентам, которые придут в клинику в ближайший месяц, строго по графику. Есть также архив за последние десять лет, в котором данные более чем 1 млн пациентов.

Шаг пятый

Общая электронная информационная система полезна и врачам, и пациентам. Она позволяет бронировать места в стационаре за несколько месяцев. Например, сегодня на мониторе видно, что операционные через три недели загружены примерно на 70 %, но еще «пустые клеточки» кое-где имеются. И каждый доктор, решая вопрос о конкретной операции, выбирает, в какое время он может ее провести. Согласовывает эту дату с пациентом и резервирует место, включая пациента в «лист ожидания» на конкретный день.

Шаг шестой

Но ведь каждого из пациентов нужно осмотреть, с каждым побеседовать, поставить диагноз, принять решение о путях лечения. Как врачи успевают это делать тщательно и продуктивно? Здесь у каждого доктора есть ассистенты, которые проводят первичный осмотр, выслушивают жалобы пациента, собирают анамнез, назначают необходимые анализы, ведут записи в истории болезни, поддерживают контакты с пациентами. Они «разгружают» высококвалифицированных докторов от необходимой, но рутинной работы, дают возможность им действовать эффективно: поставить точный диагноз, при необходимости — принять решение об операции.

Шаг седьмой

Анализы, кстати, здесь делают амбулаторно, а не в стационаре — это позволяет сократить время пребывания пациента в больнице. Плюс ранняя реабилитация как результат высокотехнологичной медицинской помощи и ранняя выписка пациентов из больницы. «Из данных международных исследований известно, что вероятность заражения так называемыми госпитальными бактериями увеличивается на 10 % каждый день пребывания в клинике! — объяснил Д. Д. Шкарупа. — А это особая резистентная флора, устойчивая к разным видам антибиотиков, с которой очень трудно бороться!.. Поэтому для пациента лучше выписаться и попасть домой как можно раньше (если не требуется круглосуточное наблюдение врача). А для иногородних пациентов лучше выписаться и пожить в гостинице. Там риск заразиться госпитальной флорой намного меньше...»

Есть еще один плюс (Дмитрий Дмитриевич назвал его «вишенкой на торте»). Электронная информационная система предоставляет огромные возможности для анализа деятельности клиники: и в целом, и по подразделениям. Можно анализировать работу операционных (по итогам месяца, квартала, года) с разных сторон. Можно анализировать работу call-центра, который принимает не менее 1000 звонков в день. Можно анализировать работу каждого врача, каждого руководителя отделения. В клинике введен так называемый эффективный контракт, в котором учитывается конкретная работа каждого специалиста за месяц. Тот, кто работает лучше и больше, зарабатывает больше. И значит, стремится работать лучше, эффективнее.

А директор Санкт-Петербургского многопрофильного клинического комплекса Ю. Н. Федотов дополнил картину: управленческие решения он может принимать, находясь в любой точке Земли, где есть Интернет, — хоть в своем кабинете, хоть на конференции в Южной Америке, на совещании в Индии или во время отдыха на острове Бали. Может утвердить платежное поручение в банк, может подписать зарплатную ведомость и т. д.

Путь навстречу — 2

В конце февраля ректор СПбГУ Н. М. Кропачев и директор Санкт-Петербургского клинического комплекса ФГБУ «Национальный медико-хирургический центр им. Н. И. Пирогова» Ю. Н. Федотов провели совместную встречу с руководством клинического комплекса. Н. М. Кропачев рассказал о своем видении работы клинического комплекса в составе Университета и о перспективах, которые открываются в связи с решением Правительства как перед врачами, так и перед учеными СПбГУ.

«Для нас важно решить задачу развития современной медицинской науки в России, что невозможно сделать без постоянного взаимодействия практикующих врачей с учеными и специалистами самых разных направлений — от физиков до психологов, от юристов до экономистов, и это может стать реальностью только в классическом университете», — подчеркнул ректор. Ю. Н. Федотов отметил, что в дальнейшем, по мере знакомства и развития сотрудничества университетских ученых и специалистов клиники, будет сформирована долгосрочная программа исследований.

На одном примере Д. Д. Шкарупа (теперь уже как врач-уролог) показал, насколько врачи клиники нуждаются в помощи ученых Университета. В клинике проводят операции пациентам с мочекаменной болезнью (около 600 в год). Достают и дробят камни в почках, в том числе и очень большие, даже гигантские. На экране своего смартфона доктор показал мне фотографию камня, который занимает практически всю почку пациента. «Ученые Университета могли бы сделать подробную трехмерную модель такой почки, — убежден Д. Д. Шкарупа. — И мы бы на этой модели отработали подходы к операции, "покрутили" бы картинку, осмотрели со всех сторон. Тогда во время проведения реальной операции было бы меньше неожиданностей...»

А биохимики, по его мнению, могли бы изучить, из чего состоят камни в почках, как они образуются, какими способами можно на них воздействовать... Такие же трехмерные модели можно делать и перед операциями на суставах (ведь каждый сустав — очень сложный механизм). А для лечения рака надпочечников надо изучить изменение гормонов в крови... Как видите, поле для исследователей огромное.

В последние годы в СПбГУ успешно развиваются проекты в области биомедицины: здесь создали свои лаборатории ряд ученых — мировых звезд: Стефан О’Брайен, Рауль Гайнетдинов, Павел Певзнер, Елена Григоренко и др. Новая форма взаимодействия Университета и клиники позволит использовать не только интеллектуальный потенциал университетских ученых, но и технические ресурсы Университета для развития как лечебной работы, так и научных исследований, ориентированных на практические результаты. Одним из первых совместных проектов станет работа по поиску причин возникновения рака щитовидной железы и рака надпочечников — это также соответствует специализации клинического комплекса, который в настоящее время является ведущим в стране медицинским учреждением по объему выполняемых операций на щитовидной железе.