Опубликованы материалы очередного ректорского совещания.

1. Предварительная информация о результатах приема

2. О ходе подготовки к новому учебному году

3. О привлечении представителей профсоюзов сотрудников, профсоюзов студентов, студсоветов факультетов и студсовета университета, совета молодых ученых, совета ветеранов к обсуждению и решению вопросов университетской жизни

4. Университет продолжает избавляться от «мертвых душ»

5. О начале работы переводных комиссий в университете

6. О подготовке предложений к продолжению финансирования Программы развития университета

 

1. Предварительная информация о результатах приема.
В сообщении проректора Н.В. Каледина отмечалось, что:
1.1. Контрольные цифры приема на первый курс (бакалавриат, специалитет) с обучением за счет средств федерального бюджета выполнены полностью. И это в условиях уменьшения общего числа выпускников школ в России и при увеличении общего числа “бюджетных мест” в СПбГУ по очной форме обучения по сравнению с прошлым годом с 2790 до 2887. Число поданных заявлений при этом возросло с 33549 до 34087. По числу заявлений на одно место первые три позиции у направлений “Государственное и муниципальное управление” (41), “Востоковедение (профиль – японская филология)” (34) и впервые открытого “Бизнес-информатика” (33).
1.2. Существенно изменилась соотношение числа направлений подготовки бакалавров и специальностей: в 2010 году это соотношение составляло 39 к 27, а в текущем году – 51 к 9. Таким образом, структура портфеля образовательных программ на приеме 2011 года отражает реализацию политики перехода СПбГУ на уровневую систему высшего профессионального образования в Российской Федерации.
1.3. Также существенно возросло число направлений подготовки магистров: c 28 в 2010 году до 38 – в 2011. При этом число “бюджетных мест” в магистратуре увеличилось с 1434 до 1554.
Г. По состоянию на 10.08.11 зачислено на места с оплатой стоимости обучения на программы бакалавриата и специалитета 1115 человек, а на программы магистратуры – 221 человек, что сравнимо с результатами прошлого года. По представлениям проректоров по обеспечению учебной и научной деятельности факультетов на эту основу обучения будет открыт (также как и в МГУ и других ведущих вузах страны) дополнительный прием.
1.4. Расширилась “география” приема. В результате доля иногородних абитуриентов, зачисленных в СПбГУ увеличилась с 55 % в 2010 году до 60% в этом году.
1.5. Как уже ранее сообщалось (http://spbu.ru/news-spsu/4513-4513.html, http://www.regnum.ru/news/1427057.html) в университете был осуществлен целый ряд мер по повышению прозрачности приема и защите прав абитуриентов на выбор вуза и конкретной образовательной программы.
В своем комментарии первый проректор по учебной и научной работе И.А. Горлинский отметил, что приемная компания показала наличие определенных недостатков и в федеральных, и в университетских правилах приема, что повлекло за собой проблемы при организации и проведении дополнительных вступительных испытаний, целевого приема, зачисления по итогам второй волны приема. Возникли также и проблемы с информированием абитуриентов о правилах приема, ходе подачи документов и ходе предоставления подлинников аттестатов и др. В частности, он отметил, что нынешние правила приема никак не регламентируют периодичность обновления списков абитуриентов при подаче (возвращении) ими подлинников документов, что особенно существенно в последний день приема документов, когда абитуриенты стремятся оценить свои шансы поступить на ту или иную программу («вторая волна»). Поэтому необходимо в следующем году предусмотреть в федеральных правилах приема обязанность вузха регистрировать время приема от абитуриентов оригиналов документов и их возвращения по заявлению, а также обеспечить соответствующее обновление списков на официальном сайте вуза хотя бы с периодичностью в 30 минут.
В заключение он обратился ко всем преподавателям, сотрудникам, студентам (особенно первокурсникам), профкому сотрудников, профкому студентов и аспирантов, студенческим советам факультетов с просьбой направлять свои предложения по совершенствованию федеральных и университетских правил и организации приема в вуз по эл.адресу: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. (И. А. Горлинскому).
 
2. О ходе подготовки к новому учебному году.
В продолжение темы подготовки к новому учебному году был заслушано сообщение проректора Г.С.Васильева, посвященный ходу ремонтных работ в университете.
Проректор Васильев Г.С. сообщил, что на сегодняшний день осуществляется около 40 ремонтных работ в разных зданиях университета, на которые в общей сложности будет израсходовано более 170 млн. рублей, это соответствует цифрам прошлого года. Оставшиеся незавершенными к 1 сентября ремонты не повлияют на учебный процесс. Он также отметил положительную тенденцию, когда к планированию организации ремонтов, в университете стали подходить более системно. Примером может служить здание по адресу Менделеевская 5, где в конце прошлого года начались ремонтные работы по укреплению чердачного перекрытия, а в этом году идет проектирование замены всех тепловых и электрических сетей. В этом здании, традиционно сложном для университета, в котором работают сотрудники разных факультетов, реализуются и разрабатываются комплексные решения по ремонту здания. Второе направление деятельности столь же значимое для университета - это освоение приобретенных университетом в разное время дополнительных электрических мощностей. С 2002 по 2008 год для нужд учебной и научной деятельности было закуплено дополнительных мощностей на сумму 70 млн. рублей, но только с конца 2010 года стали предприниматься действия по их освоению, т.е.по выполнению ремонтных работ на электрических сетях. Т.о.  до 2008 г.  средства на приобретение дополнительных мощностей были потрачены, но эти мощности не использовались. Фактически университет занимался долгосрочным кредитованием поставщиком электроэнергии.  Проректор Васильев Г.С. выразил надежду, что к новому календарному году наши журналисты, юристы, медики, менеджеры смогут жить более комфортно за счет дополнительных электрических мощностей.
Последовательно реализуется правило, в соответствии с которым ремонт возможен только при наличии проекта ремонтных работ. До 2008 г. это правило повсеместно в университете нарушалось. К тому были объективные основания. Основные причины: 
- несогласованность действий руководителей различных подразделений осуществлявших в одном здании ремонтные работы;
- несогласованность действий руководителей различных подразделений, осуществлявших в одном здании ремонтные работы (например, на Менделеевской ул. 5); 
- несогласованность действий руководителей подразделений и сотрудников централизованных служб университета;
- отсутствие должной квалификации у сотрудников;
- хищение значительной части средств, выделяемых на ремонтные работы (http://www.gazeta.spb.ru/86718-0/http://www.zaks.ru/new/archive/view/72258).  
Так, в одном здании порой от 2 до 10 руководителей, имевших генеральные доверенности от ректора на распоряжение заработанными средствами, самостоятельно, на свой страх и риск вели ремонтные работы, не думая ни о законности внутренних и внешних перепланировок (http://spbu.ru/news-spsu/4621-4621.html), ни о допустимости строительства, например, мансардного этажа, ни о наличии необходимых эл. мощностей для последующей эксплуатации помещений. К 2008 г., например, почти все надстроенные в университете мансардные этажи не могли эксплуатироваться, так как были сделаны с нарушением почти всех возможных правил (в том числе, правил противопожарной безопасности). Практически во всех, даже внешне хорошо отремонтированных зданиях, в ходе проведения ремонтных работ не были выполнены требования пожарной безопасности. В результате, проверка службы госпожнадзора показала, что для устранения предписаний, выполнение которых просто необходимо для обеспечения пожарной безопасности в зданиях СПбГУ, необходимо более 500 000 000 рублей. В 2007 г. университет в этой связи столкнулся с реальной угрозой закрытия всего кампуса главного городка на В.О. (соответствующее обращение было направлено контрольными органами в суд)
Есть здание, в котором руководители нескольких факультетов, никак не согласовывая свои действия ни друг с другом, ни с централизованной службой главного энергетика, в период реализации национального проекта «Образование», отремонтировали помещения и установили столько технических средств, что при первом же включении даже части техники, электричество в здании отключалось.
Васильев Г. С. подчеркнул, что теперь сначала заказывается проект, и за все запланированные инженерные решения ответственность несет проектировщик. Это позволит нам в последующем заключать договоры авторского надзора. 
Третье значимое положительное изменение связано с выполнением последних указаний Ректора СПбГУ о включении в комиссии по приемке работ и услуг представителей преподавателей, сотрудников и студентов. И преподаватели, и сотрудники, и студенты заинтересованы в том, чтобы жить и работать в комфортных условиях. Я рад, что многие из них готовы принимать участие в приемке работ и услуг, которые не требуют дополнительных инженерных знаний. Васильевым Г. С. уже подписано 3 приказа о включении студентов, предложенных лидерами студсоветов факультетов и председателями профбюро, в комиссии по приемке различных работ в общежитиях университета. 
В 2011 появились новые направления деятельности, связанные с реализацией Программы развития СПбГУ, в рамках которой проектируется и проводится ремонт помещений и инженерных систем разных зданий. Из средств программы развития выделено только в текущем году почти 390 млн. рублей на проектирование и разного рода ремонты. Есть основания полагать, что цифра возрастет. Причем финансируется не только ремонт тех конкретных помещений, в которых будет размещаться дорогостоящее оборудование, но и дополнительный сопутствующий ремонт инфраструктуры. Чтобы программа развития могла развиваться успешно, ведутся проектные работы по 2 системообразующим проектам:
- ревизия всего электрохозяйства кампуса Петергофа, который был построен десятки лет назад;
- ревизия, связанная с системой микроклимата, так как в Петергофе система теплоснабжения во многом спроектирована через систему приточно-вытяжной вентиляции. Невозможно обеспечить тепло, к примеру, у химиков, без ревизии и замены вентиляционных установок каналов, которые были спроектированы, но не были сделаны должным образом и пущены в строй в 70-80-х годах. Проректор Васильев Г.С. выразил надежду, что в следующем году они будут запущены. Г.С.Васильев также ответил на ряд вопросов, касающихся действий по увеличению финансирования на ремонты, действий по устранению причин и последствий протечек, сроков завершения конкретных ремонтов и др.
Проректор Васильев Г.С. завершил свой доклад сообщением о том, что у него на руках, как у председателя комиссии по вводу в эксплуатацию зданий, находятся документы о вводе в строй комплекса зданий на Галерной ул. 58-60, (Дворец Бобринских ). Проректор Г.С.Васильев отметил, что еще в 2010 проект реконструкции этого комплекса не отвечал никаким правилам. Он не соответствовал нормам пожарной безопасности, не отвечал требованиям, связанным с реставрацией, требовал по сути переделки значительной части ранее выполненных общестроительных работ. В составе проекта предусматривалась гостиница, которая по факту к тому моменту, когда здание было закончено, построена не была, вместо нее было построено некоторое количество офисных помещений. За прошлый год коллегам проректора по экономическому развитию Кудилинскому М.Н. удалось не только скорректировать проект, проведя и выполнив несколько нестандартных расчетов, но  и убедить органы государственного строительного надзора, органы ростехнадзора, пожарных в том, что предлагаемые технические решения позволяют ввести здание в эксплуатацию с учетом жестких современных норм и при минимальном изменении проектных решений. Помимо корректировки проекта, коллегам так же удалось так организовать работу строителей, что здание готово к эксплуатации. 
Горлинский И.А. добавил, что в этом здании долгие годы находилось подразделение университета - НИИ комплексных социальных исследований, сотрудники которого были выселены оттуда в начале 2000х годов ради начала амбициозного проекта с иностранным участием. Как велась работа – об этом уже говорилось. В результате год назад университет столкнулся с кризисной ситуацией, когда вступая в новую для себя должность, проректор Васильев Г.С. случайно узнал о наличии официальных административных предписаний контрольных органов о приостановке эксплуатации здания (к сожалению, несколько месяцев руководитель одного из структурных подразделений университета скрывал это предписание от руководства университета). Проректор Г. С. Васильев был вынужден принять решение о временной остановке учебного процесса в этом здании. После внимательного изучения ситуации по поручению и.о. Ректора были определены те помещения, в которых при соблюдении дополнительных мер безопасности возможно было продолжение учебного процесса. Все это позволило и.о. ректора издать Приказ, в котором по сути говорилось, что, действуя в состоянии крайней необходимости и.о. Ректора,  принимая ответственность на себя, разрешает проводить занятия в строго определенной части помещений Дворца. Как ни странно, такие действия и.о. Ректора вызвали обращения «доброжелателей» в правоохранительные органы.   Отрадно, что  всего лишь через год ремонтные работы завершены, все необходимые разрешения получены, в этом большая заслуга проректора Кудилинского М.Н. и его сотрудников.

3. О привлечении представителей профсоюзов сотрудников, профсоюзов студентов, студсоветов факультетов и студсовета университета, совета молодых ученых, совета ветеранов к обсуждению и решению вопросов университетской жизни.
В продолжение темы ректорского совещания от 08.08.11г. о расширении форм участия преподавателей, сотрудников и студентов в обсуждении и решении вопросов университетской жизни, И.А. Горлинский сообщил о следующих решениях :
- прошу студенческие советы факультетов в срок до 30 сентября представить мне предложения по кандидатурам студентов (представителям студенческих советов факультетов) для включения их в состав учебно-методических комиссий факультетов;
- прошу совет молодых ученых СПбГУ и СНО факультетов в срок до 30 сентября представить свои предложения по кандидатурам представителей Совета молодых ученых и СНО факультетов для включения в состав научных комиссий факультетов;
- прошу деканов факультетов, совет молодых ученых СПБГУ, Совет СНО университета и Студенческий совет университета (надеюсь, что в начале учебного года и студенческий совет СПБГУ и совет СНО СПБГУ будут сформированы), представить предложения проректору по научной работе Н. Г. Скворцову (Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.),  по включению своих представителей в состав научно- методического совета Научной библиотеки университета а также направить ему свои предложения по положению о научно-методическом совете научной библиотеки.
- прошу коллегию почетных профессоров, деканов факультетов, профком преподавателей и сотрудников СПбГУ, профком студентов и аспирантов, студенческий совет СПбГУ, совет молодых ученых, совет ветеранов представить предложения по кандидатурам своих представителей в состав общественной группы совета сайта университета и общественного совета журнала «Санкт-Петербургский университет». Эту информацию, а также предложения по соответствующим положениям прошу направлять по эл. адресу:  Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..
- деканам факультетов в срок до 01.10.11 провести заседания Ученых советов факультетов по включению в состав Совета представителей студенческих советов в счет имеющейся “студенческой квоты”.
- ученому секретарю Ученого совета университета В.П.Журавлеву в срок до 23.08.11. подготовить проект приказа ректора о проведении конференций преподавателей факультетов для принятия решений об изменении численного состава ученых советов факультетов в составе которых в настоящее время не предусмотрено представительство студенческих советов факультетов.
Действия по расширению форм участия преподавателей, сотрудников и студентов в обсуждении и решении вопросов университетской жизни будут продолжены и далее.
И.А. Горлинский попросил предложения по совершенствованию этого направления жизни университета направлять по эл.адресу (Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.) ученому секретарю Ученого совета СПбГУ В.П.Журавлеву.

4. Университет продолжает избавляться от «мертвых душ».
В продолжение темы о «мертвых душах» университет продолжает работу в этом направлении (http://www.fontanka.ru/2011/08/10/089/, http://spbu.ru/news-spsu/4620-4620.html). Ведь из-за этого каждый месяц коллектив университета терял из фонда оплаты труда не одну сотню тысяч рублей. С таким положением дел мириться нельзя. К сожалению, за последние 15 лет многие универсанты привыкли к подобному положению дел и в Студгородке, и в хозяйственных службах, а иногда и на кафедрах и в лабораториях.
 
5. О начале работы переводных комиссий в университете
Хочу напомнить что с 16 августа в университете начали работать комиссии по переводам и восстановлениям. В связи с подготовкой к работе комиссий по переводам и восстановлению, мною принято решение о:
- включении представителей студсоветов факультетов в состав факультетских комиссий по переводам и восстановлениям. Проректор по учебной работе Е.Г. Бабелюк 10.08.11 уже подписала приказ о включении более десяти таких представителей в состав комиссий.
- о приглашении представителей СМИ на заседание переводных комиссий
- о публикации решений комиссий по переводам и восстановлениям. 
 
Внимание!!! Всем преподавателям, сотрудникам и студентам: ваши предложения по совершенствованию правил и организации работы переводных комиссий в СПбГУ прошу направлять по эл.адресу:Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., И. А. Горлинский.

6. О подготовке предложений к продолжению финансирования Программы развития университета
И.А. Горлинский отметил, что Программа развития СПбГУ, утвержденная осенью прошлого года рассчитана до 2020 года. При этом ее финансирование из средств федерального бюджета пока утверждено до 2012 года включительно. В связи с этим он обратился к деканам факультетов, всем сотрудникам и студентам представить до 15 сентября свои предложения, касающиеся того, какие направления ее финансирования должны учитываться в ходе подготовки предложений, ориентированных на следующий трехлетний этап.
 
 
 


 

 

 

Ответственный за содержание: Елена Александровна Осиновская, редактор сайта, 8 (812) 3280162, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

При полном или частичном использовании материалов, ссылка на официальный сайт СПбГУ обязательна.