На ректорском совещании 10 октября рассматривались следующие вопросы:

  1. Как составлять расписание?

  2. Новые программы, новые правила

  3. О работе универсантов в УМО

  4. Каким будет электронный реестр тем ВКР?

  5. Получение ученых степеней СПбГУ в рамках «упрощенной» процедуры

  6. О правилах оформления отзывов, рецензий

  7. Помощь сотрудникам СПбГУ, проживающим в общежитиях

  8. Приняты меры дисциплинарного воздействия в отношении работника СПбГУ

  9. Где публиковать результаты научных исследований?

  1. Как составлять расписание?

Завершается работа по учету предложений директоров институтов, деканов факультетов и председателей УМК, которые были представлены на проект новой редакции «Методических рекомендаций по составлению расписаний учебных занятий, промежуточных и итоговых аттестаций обучающихся в СПбГУ». Большинство поступивших предложений носило в значительной мере редакционный характер. Конечно же, не вызвало возражений предложение деканов о создании «одного окна», куда преподаватели должны направлять информацию о невозможности проведения занятий. Обеспечивать эту работу коллективов преподавателей будут сотрудники управления кадров — их телефоны и электронные адреса будут в открытом доступе.

Учтено предложение — не ставить в расписание занятия отдельным научно-педагогическим работникам (деканам, заместителям деканов, заведующим кафедрами, членам Ученого совета СПбГУ, членам ученых советов институтов и факультетов, членам диссертационных советов) в определенные дни и в определенное время (например, в дни и во время проведения заседаний ученых советов и диссоветов), не занимать определенные аудитории (для проведения заседаний ученых советов и диссоветов) в конкретное время по расписанию — в случае если информация будет своевременно предоставляться сотрудникам Учебного управления, составляющим расписание.

Ряд предложений не был учтен. Например, не соответствует действующему законодательству и Правилам обучения предложение: в случае, когда у преподавателя нет возможности проводить занятие и нет возможности перенести его, единовременно корректировать программу дисциплины (в части изменения количества часов).

Некоторая часть предложений не связана с совершенствованием текста «Методических рекомендаций по составлению расписаний учебных занятий, промежуточных и итоговых аттестаций обучающихся в СПбГУ». Например, предложение: сделать возможным по фамилии преподавателя осуществлять поиск данных о занятиях, которые он проводит, т. е. о его личном расписании (эта функция уже реализована в информационной подсистеме «Электронное расписание»).

В служебных записках директоров и деканов говорится о трудностях, возникающих в период летних отпусков, с получением согласования текста расписания председателем УМК (возможно, стоит ввести исполняющих обязанности председателей УМК в этот период).

Директора и деканы предлагают определить научно-педагогического работника, с которым будет взаимодействовать заместитель начальника Управления образовательных программ для определения конкретного преподавателя, который может заменить отсутствующего.

Часть замечаний в действительности носит характер вопросов, требующих пояснения текста, а не внесения изменений в «Методические рекомендации по составлению расписаний учебных занятий, промежуточных и итоговых аттестаций обучающихся в СПбГУ». Например: «Кем конкретно разрабатываются рекомендации по реализации дисциплин?» (должностное лицо указано в приказе проректора по учебно-методической работе М. Ю. Лавриковой от 24.12.2014 «О формах учебно-методической документации»).

Есть и предложения, которые не всегда выполнимы по объективным причинам, но которые диспетчер обязан, по возможности, учитывать при составлении расписания. Например, минимизировать и, по возможности, полностью устранить проведение учебных занятий в аудиториях, занимаемых коллективами кафедр.

Изменение сроков представления сведений для составления расписания (срок должен позволять диспетчеру начать составление расписания 01 августа).

В ходе обсуждения звучали предложения о том, чтобы расписание составлялось еще раньше. Ректор дал поручение первому проректору по учебной, внеучебной и учебно-методической работе Е. Г. Бабелюк: создать комиссию из директоров и деканов под руководством и. о. декана юридического факультета Н. Ю. Рассказовой для выработки предложений по оптимизации сроков составления электронного расписания.

  1. Новые программы, новые правила

1 октября 2016 года были объявлены правила приема и перечни образовательных программ бакалавриата, специалитета и магистратуры СПбГУ, на которые будет вестись прием в 2017 году. Портфель образовательных программ обновлен и оптимизирован. В бакалавриате на 6 новых образовательных программ больше, чем в 2016 году:

  • Экономика (с углубленным изучением экономики Китая и китайского языка);
  • Организация туристской деятельности (с углубленным изучением китайского языка);
  • Электромагнитные и акустические процессы;
  • Математические методы системного анализа и управления в информационно-экспертных системах;
  • Инженерно-ориентированная физика;
  • Россиеведение.

А также новый профиль «Бизнес в странах Ближневосточной Азии (с углубленным изучением китайского, корейского и японского языков).

В магистратуре открыто еще 19 новых программ:

  • Опасные гидрологические явления: от мониторинга до принятия решений (ГОЯ);
  • Физическая океанография и биопродуктивность океанов и морей;
  • Молекулярная биология и агробиотехнология растений;
  • Ядерные физика и технологии;
  • Методы системного анализа и оптимизации информационно-экспертных систем и технологий;
  • Медиация;
  • Социология в России и Китае;
  • Правовое обеспечение конкуренции;
  • Юрист в сфере финансового рынка (финансовый юрист);
  • Современный Китай: экономика, политика, общество;
  • Россия и Китай в современной мировой политике;
  • Профессиональная речевая деятельность в массмедиа;
  • Управление человеческими ресурсами;
  • Этнологическая экспертиза;
  • Классическое китаеведение и китайская традиционная культура;
  • Культура и искусство Венгрии;
  • Регионоведение России;
  • Туристские дестинации России;
  • Русская культура (на английском языке).

При приеме на программы магистратуры увеличилось количество вступительных испытаний, проводимых в форме конкурса документов (портфолио): в 2017 году прием по портфолио будет проводиться на 50 образовательных программ, что на 12 больше, чем в 2016 году. Такая форма вступительного испытания позволяет объективно оценивать подготовку поступающего для освоения конкретной образовательной программы с различными профилями внутри нее, и при этом абитуриентам не обязательно приезжать для сдачи документов. Кроме того, представлять документы для портфолио можно будет уже с 1 марта 2017 года.

Приказом Минобрнауки РФ российским вузам были сокращены общие объемы контрольных цифр приема по ряду укрупненных групп направлений подготовки на 2017/18 учебный год (например, сокращению на 23 % подверглись объемы по укрупненной группе «Политические науки и регионоведение» и на 29 % — по укрупненной группе «Экономика и управление»). Поэтому при подготовке к объявлению приема на 2017 год был проведен ряд совещаний с директорами институтов и деканами факультетов СПбГУ, на которых были подготовлены согласованные предложения для Приемной комиссии СПбГУ о распределении мест между образовательными программами в рамках подвергшихся сокращению укрупненных групп. В результате не только сохранены образовательные программы, на которые проходил прием в 2016 году, но и открыт ряд новых программ.

См. также:

  1. О работе универсантов в УМО

В 31 федеральном УМО (из существующих 57) работают 108 представителей СПбГУ (в том числе 4 председателя УМО и 5 заместителей председателя УМО). Была проанализирована их деятельность в новых учебно-методических объединениях. Одна из главных задач УМО — не только обновление федеральных образовательных стандартов, но и их актуализация с учетом введенных в действие профессиональных стандартов. Важна также экспертиза ФГОС советами по профессиональным квалификациям, согласование с работодателями методических разработок. Только после этого ФГОС будут приниматься министерством образования и науки РФ. Активная позиция представителей СПбГУ, работающих в составе УМО, позволяет на начальном этапе влиять на формирование правил и стандартов, которые через некоторое время станут обязательными к исполнению всеми вузами России.

  1. Каким будет электронный реестр тем ВКР?

На основании предложений организаций-работодателей, научно-педагогических работников и обучающихся СПбГУ с осени 2016 года в Университете будет формироваться открытый для всех пользователей локальной сети СПбГУ электронный реестр тем выпускных квалификационных работ студентов с информацией о научных руководителях этих работ (см. Электронный реестр тем ВКР — Материалы ректорского совещания от 26.09.2016, п. 7). Готовится проект приказа о формировании электронного реестра тем ВКР. Согласно указанному проекту планируется три источника формирования тем ВКР: предложения работодателей, предложения преподавателей, самостоятельные предложения студентов. Замечания и предложения по этому проекту есть только у 12 директоров и деканов. Эти замечания будут учтены в проекте приказа. Однако не все коллеги, представившие замечания, обратили внимания, что данным приказом будет регулироваться порядок формирования электронного реестра, а не вся процедура согласования и утверждения тем. Именно поэтому в нем не отражены вопросы, связанные с порядком согласования тем ВКР на заседаниях кафедр, поскольку в Университете более 300 кафедр, и на каждой из них сложились свои (иногда даже вековые) традиции, и нет необходимости вводить единый стандарт в этом вопросе.

Планируется, что после заполнения электронного реестра тем ВКР любой преподаватель, сотрудник и обучающийся сможет узнать, кто в Университете какой проблематикой занимается. Это позволит коллективам теснее сотрудничать в смежных отраслях.

См. также:

  1. Получение ученых степеней СПбГУ в рамках «упрощенной» процедуры

Разработан проект приказа «Порядок присуждения Санкт-Петербургским государственным университетом ученой степени кандидата наук, ученой степени доктора наук лицам, имеющим степень PhD, степень Doctor of Science SPbSU». Проект приказа направлен директорам и деканам для внесения предложений. После корректировки проект будет выставлен на общественное обсуждение на портале СПбГУ.

См. также:

  1. О правилах оформления отзывов, рецензий

По результатам анализа работы по удостоверению подписей научно-педагогических работников на различного рода документах (отзывах на авторефераты и диссертации, письмах, обращениях в редакции и т. п.) и в связи с поступившими предложениями работников Университета внесены изменения в порядок удостоверения личных подписей работников. Теперь, если документ подготовлен в инициативном порядке (не в рамках служебного задания), удостоверение личной подписи автора может осуществляться с указанием наименования занимаемой должности: «В случае если документ подготовлен в инициативном порядке, удостоверение личной подписи автора при указании или без указания в документе занимаемой должности (по желанию автора) осуществляется посредством оттиска наборного штампа "Личную подпись заверяю", "Документ подготовлен по личной инициативе" и 'Текст документа размещен в открытом доступе на сайте СПбГУ" (см. приказ №8528/1 от 26.10.2016)».

  1. Помощь сотрудникам СПбГУ, проживающим в общежитиях

Продолжается работа с нанимателями, являющимися работниками СПбГУ. Им оказывается юридическая, организационная, финансовая помощь (см. Помощь сотрудникам СПбГУ, проживающим в общежитиях — Материалы ректорского совещания от 12.09.2016, п. 6). Проведены собеседования еще с двумя работниками с целью определения необходимой помощи со стороны СПбГУ для решения их жилищных проблем. Зафиксированы дополнительные условия и способы оказания им помощи.

См. также:

  1. Приняты меры дисциплинарного воздействия в отношении работника СПбГУ

Комиссия по этике СПбГУ, рассмотрев обращение работника Управления по работе с молодежью, признала факт нарушения этических норм в общении со студентами со стороны старшего инспектора отдела поселения Н. П. Болюх. В связи с этим издан приказ № 10964/2 от 06 октября 2016 года об объявлении ей выговора за неэтичное поведение в стенах Университета (а 10.10.2016 г. сотрудница уволена из Университета).

См. также:

  1. Где публиковать результаты научных исследований?

Проведен анализ публикаций ученых СПбГУ в высокорейтинговых журналах, которые были использованы для составления рейтинга Nature Index 2016 Rising Stars (см. СПбГУ — единственная организация России среди 100 самых активно развивающихся научно-исследовательских организаций мира, по версии Nature), в сравнении с публикациями ученых других научных организаций и вузов России и мира. Отмечена возможность расширения круга высокорейтинговых журналов, где публикуются ученые СПбГУ, особенно в области наук о человеке. Подчеркнута возможность публикования статей в журналах с более высоким импакт-фактором (на основе оценки уровня публикуемых статей и сравнения ее с уровнем журналов).

 

 

Ответственный за содержание: Елена Александровна Осиновская, редактор сайта, 8 (812) 3280162, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

При полном или частичном использовании материалов, ссылка на официальный сайт СПбГУ обязательна.