В мире млекопитающих: если мама слева — значит, все хорошо

Биологи Санкт-Петербургского университета выяснили, что большинство детенышей млекопитающих предпочитают идти справа от матери, наблюдая за ней левым глазом. Исследование показало, что это проявление асимметрии мозга, которое раньше считалось присущим только человеку, имеет древние корни и позволяет видам выживать.

Группа ученых под руководством доцента СПбГУ Егора Малашичева, в состав которой входят младшие научные сотрудники Университета Карина Каренина и Андрей Гилев, в течение пяти лет наблюдали за самками и детёнышами моржей, лошадей, северных оленей, сайгаков, овцебыков, белуг, косаток, южных гладких китов, а также двух видов кенгуру — восточного серого и рыжего. По своим поведенческим особенностям эти виды животных относятся к так называемому «следующему типу» (follower type) — детеныши этих млекопитающих всегда следуют за матерью.

175

пар морских и сухопутных животных с латеральным (боковым) расположением глаз изучили эксперты СПбГУ.

Результаты исследования подтвердили гипотезу о том, что потребность держать мать в левом поле зрения — это черта, свойственная всем млекопитающим, а не только человеку и имеющая древние эволюционные корни. Такое проявление латерализации (асимметрии мозга) имеет свое объяснение: правое полушарие, получающее информацию через левый глаз, при распознавании социально значимых образов работает быстрее.

Такая асимметрия позволяет эффективнее отслеживать жизненно важные ситуации. Например, нахождение детеныша справа от матери позволяет ему не потеряться, быстро найти ее и в конечном счете выжить. Так, наблюдение за лошадьми показало, что жеребята ищут более тесного контакта с матерью и легче его находят, когда наблюдают ее левым глазом. Кроме того, при таком расположении пара реже разъединяется, жеребята меньше отстают и теряются. Аналогичные результаты ученые СПбГУ получили, наблюдая за некоторыми другими млекопитающими.

Кроме того, исследование показало: самки стремятся занять относительно детеныша такое положение, чтобы наблюдать его левым глазом, только в экстренных ситуациях. Это обусловлено необходимостью эффективного контроля за детенышем и более быстрой ответной реакции на угрозу.

Доцент СПбГУ Егор Малашичев рассказал, что поведению матери и младенца посвящено множество научных работ, которые пытаются объяснить в том числе тот факт, что женщина предпочитает держать ребенка на левой руке. Однако, как считает эксперт, эволюционного объяснения этому явлению до сих пор никто не давал. Ученые СПбГУ установили, что такие поведенческие особенности человека, связанные с разницей между полушариями, способом и скоростью обработки информации, имеют древние эволюционные корни.

Наши исследования позволили выбрать из существующих гипотез о причинах левостороннего тренда у матерей при ношении ребенка одну — связанную с асимметричным восприятием зрительной информации и наиболее поддерживаемую фактами. Это проявление асимметрии мозга, свойственное всем млекопитающим, может оказывать позитивное влияние на выживаемость их потомства в природе.

Доцент СПбГУ, руководитель исследования Егор Малашичев

Ученые СПбГУ планируют продолжать исследования подобных проявлений латерализации. Имеющиеся сегодня научные данные о схожих поведенческих особенностях ряда птиц (например, австралийской сороки) позволяют предположить, что они могут быть свойственны позвоночным животным с высокоразвитым социальным поведением — например, многим рыбам, птицам и некоторым рептилиям.

Кроме того, подтверждение социально-поведенческой функции так называемой «глазости» на примере млекопитающих может быть применено в исследованиях, посвященных человеку. Так, ученые не исключают возможности того, что положение младенца на левой руке матери и контакт левыми глазами может способствовать активации и нормальному развитию у ребенка правого полушария мозга. Как известно, именно правое полушарие отвечает за социальное и игровое поведение. Таким образом, его своевременная и правильная зрительная активация может помогать социализации ребенка, а значит, минимизировать степень проявления таких расстройств, как, например, аутизм.