Эксперт СПбГУ: без знания основ математического моделирования госуправленец неэффективен

Сегодня для России формирование цифровой экономики — не просто способ повышения конкурентоспособности отечественных компаний, это вопрос национальной безопасности.

О том, какие задачи нужно решить для скорейшего перехода к новой системе, и как математики могут управлять страной, рассказал на форуме «Система распределенных ситуационных центров как основа цифровой трансформации государственного управления» декан факультета прикладной математики и процессов управления СПбГУ Леон Петросян.

Открывая работу секции «Подготовка и переподготовка кадров для системы распределительных ситуационных центров», доктор физико-математических наук Леон Петросян отметил: «Ключевым этапом цифровой трансформации системы госуправления является разработка цифровых моделей и алгоритмов для принятия управленческих решений. И здесь нужно опираться на фундаментальные исследования в области прикладной математики».

Очень важно, чтобы люди, принимающие решения, знали: оптимальных решений бывает несколько.

Декан факультета ПМ-ПУ СПбГУ Леон Петросян

Прогноз на большой горизонт, как правило, ошибочен, а системы искусственного интеллекта, построенные на обучающей выборке, могут привести к неправильным результатам.

«Нужно верно оценивать объем информации, необходимый для принятия того или иного управленческого решения. При этом нельзя сказать, чтобы большие информационные массивы серьезно облегчили нам работу. Именно поэтому в наши дни невозможно готовить специалистов, способных грамотно решать задачи цифровой трансформации государственного управления, не обучая их методам математического и компьютерного моделирования», — отметил Леон Петросян.

Эксперт убежден, что в учебном процессе должны найти свое место темы, связанные с адаптацией к глубинным цифровым преобразованиям. Студентам нужно прививать навыки взаимодействия с предприятиями, структурами управления и персоналом в контексте этих преобразований.

«Развитие технологий, прогресс в области искусственного интеллекта, оцифровке и робототехнике — всё это сейчас заметно опережает развитие человека. Но мы в СПбГУ готовим кадры, которые смогут минимизировать этот разрыв уже в ближайшем будущем», — рассказал профессор Петросян.

Форум «Система распределенных ситуационных центров как основа цифровой трансформации государственного управления» организован СПбГУ и ФСО России. Основная цель форума — дать новый импульс развитию цифровой экономики и выработать научно обоснованные рекомендации по формированию стратегии развития системы распределенных ситуационных центров (СРСЦ) как базы цифровой трансформации государственного управления и экономики. Также эксперты обсуждают вопросы обеспечения информационной безопасности и реализации стратегии импортозамещения.

Он отметил, что профильное образование в Университете предполагает подготовку специалистов в области управления техническими объектами, технологическими процессами и социально-экономическими системами, в число которых входит и госуправление.

«Мы много лет разрабатываем и внедряем в реальную жизнь алгоритмы цифрового управления, — добавил Леон Петросян. — Эффективно используя цифровые технологии (например, прикладную математику, информатику, теорию процессов управления), ученые СПбГУ участвуют в решении задач информационной безопасности, управления судами, создания диагностической аппаратуры, разработки новых материалов».

По мнению известного математика, одним из самых действенных способов цифровой трансформации госуправления является организация специализированных институтов. В качестве примера он привел создаваемую сейчас в Санкт-Петербургском университете IT-клинику.

Ее миссия — повышение доли отечественного ПО на рынке, подготовка квалифицированных кадров для работы над основными сквозными технологиями, повышение компетенций в таких стратегически важных областях, как искусственный интеллект, большие данные, компоненты робототехники и сенсорика, технологии виртуальной и дополненной реальности. Планируется, что IT-клиника СПбГУ станет платформой для интеграции образовательной деятельности и бизнес-процессов, а результаты работы студентов могут стать полноценными продуктами интеллектуальной деятельности или прототипами с высоким потенциалом на разработку уникального или тиражируемого продукта.