Санкт-Петербургские ведомости: Мекка культур и народов

Крым — особая точка на карте. Недаром говорят: тот, кто владеет Крымом, по сути, контролирует весь Черноморский регион. Но Крым — еще и «концентрат» культур и народов, каждый из которых оставил здесь свой яркий след. Об основных вехах этнической истории полуострова мы говорим со знатоком его истории, кандидатом исторических наук, доцентом СПбГУ Владимиром Калиновским (до лета нынешнего года он был старшим преподавателем Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского).

Владимир Витальевич, существует ли заслуживающий доверия источник, который бы точно датировал национальное многообразие полуострова?

Самый древний и классический — это «История» Геродота. Если судить по нему, в древности в Крыму жили киммерийцы и тавры, а затем пришедшие им на смену скифы.

Киммерийцы, кочевые индоевропейские (предположительно индоиранские или ираноязычные) племена, пришли сюда около 1200 года до нашей эры. Появление тавров датировать сложнее. Вообще представление о таврах и киммерийцах, скорее, легендарное. Условно, мы знаем из «Одиссеи» Гомера, что в Черное море заходить не рекомендовалось, потому что киммерийцы были пиратами, грабили корабли.

Скифы жили в Крыму с VII века до нашей эры до III века нашей эры. Вначале они были союзом кочующих племен, потом перешли к оседлости, и считается, что столица поздних скифов, городище Неаполь Скифский, находился на территории современного Симферополя, на Петровских скалах. Местность укрепленная, защищенная, сегодня имеющая статус археологического заповедника...

В те времена, когда на полуострове обитали скифы, сюда пришли греки. Их появление было связано, во-первых, с перенаселенностью самой Греции. Во-вторых, в силу политических условий часть населения была вынуждена покидать пределы своей страны и переселяться в дальние регионы. В-третьих, в Греции не хватало того, чего было вдоволь в Крыму, например зерна.

Выходцы из Греции основали на полуострове множество поселений — Херсонес, который входит в черту нынешнего Севастополя, Керкинитиду — нынешнюю Евпаторию, Калос Лимен (в переводе — «прекрасная гавань») в окрестностях нынешнего поселка Черноморское, Феодосию («богом данную»), Пантикапей в Керчи и ряд других поселений. Это были форпосты греческой культуры. Занимались греки земледелием, засолкой рыбы, виноделием. Благодаря уже упомянутому Геродоту известна, например, такая любопытная деталь: скифы пили вино неразбавленным, и греки считали это варварством.

Крупнейшим античным полисом на территории Крыма был Херсонес — это доказывает, например, наличие здесь единственного во всем Северном Причерноморье античного театра. Его и сегодня можно увидеть — сразу же при входе в заповедник. Масштабы этого театра и ныне поражают воображение.

Археологические исследования в Крыму дают возможность четко наблюдать, как на смену грекам в I веке до нашей эры пришли римляне, основали здесь новые крепости, а потом, после заката Западной Римской империи, с V века нашей эры Крым взяла под свой контроль Византийская империя. Она здесь тоже очень мощно себя проявила: по всей территории Крыма возводились храмы — утверждалось идеологическое присутствие, демонстрировалась мощь государства. Крупнейшая в горном Крыму византийская базилика появилась на городище Мангуп. Кроме того, Византия строила оборонительные сооружения на пути кочевников.

Будучи удаленной частью Византийской империи, Крым считался «диссидентским» местом. Когда в Византии развернулось иконоборческое движение, на полуострове обосновались гонимые иконопочитатели...

Киммерийцы, скифы, греки — все это «пришлые» народы. А кто в Крым пришел раньше всех, условно говоря, был первым?

Это одна из загадок, которая до сих пор не имеет однозначного ответа. Среди основных претендентов — крымчаки и караимы. Это два народа, которые являются тюркоязычными, но при этом исповедуют иудаизм.

Караимы сегодня живут в Литве, Белоруссии и Крыму, но своей прародиной считают именно Крым. Возле городища Чуфут-кале на кладбище (оно называется «Балта Тиймез» — в переводе «Да не коснется топор», поскольку деревья, которые там растут, срубать нельзя) похоронен Авраам Самуилович Фиркович — один из главных исследователей караимов.

В годы Второй мировой войны им удалось спасти себя от уничтожения, доказав оккупировавшим Крым нацистам, что они, караимы, не семиты. Вообще караимам постоянно приходилось кому-то что-то доказывать. Тот же Фиркович с помощью генерал-губернатора Новороссии Михаила Семеновича Воронцова доказывал императорской российской власти, что караимы, не будучи евреями, не несут «исторической ответственности» за распятие Христа. И что на караимов не распространяются ограничения, которые накладывались в Российской империи на евреев (черта оседлости, непризыв в армию, дополнительное налогообложение).

И вот что любопытно: современные караимы, живущие вне Крыма, считают себя семитами. А караимы, живущие в Крыму, по большей части считают себя тюрками. Правда, караимов на полуострове сегодня очень мало, не более шестисот человек. Фактически это народ, стоящий на грани исчезновения. Он рассеян по всему Крыму, большое количество смешанных браков размывает караимов как отдельный народ. А в период Российской империи караимы жили компактно — в Чуфут-кале и Евпатории.

Теперь про крымчаков. Это тоже тюркоязычный народ, исповедующий неканонический иудаизм, несколько отличающийся от караимского варианта. Когда нацисты в 1941 году вступили в Крым, у крымчаков в отличие от караимов серьезных защитников не нашлось...

На 8-м километре Феодосийского шоссе есть место расстрелов еврейского населения Симферополя, и значительная часть общины крымчаков погибла именно там. Сегодня крымчаков в Крыму очень мало, не более трехсот человек...

На свое право считаться коренным народом Крыма претендуют и крымские татары.

По логике, они так или иначе являются пришлым народом, но зачастую утверждается, что как этнос они окончательно сформировались именно на территории Крымского полуострова.

Понятно, что татары пришли сюда как завоеватели. Юрт (округ) Золотой Орды появился в Крыму в 1239 году. Крымское ханство как самостоятельное государство оформляется в 40-е годы XV века при хане Хаджи Гирее.

Вообще появление ханства на полуострове — пример того, как крымские правители пользовались ситуацией на международной арене. Золотая Орда ослабела и уже не могла, как прежде, держать под контролем окраины. Пользуясь противоречиями между разными игроками (одним из них было, кстати сказать, Великое княжество Литовское), Хаджи Гирей объявил себя первым крымским ханом и заявил, что Крым впредь будет самостоятельным государством. И ханский род Гиреев, которые считали себя потомками Чингисхана, правил полуостровом вплоть до его присоединения к Российской империи во времена Екатерины II.

Правда, с 1475 года Крымское ханство стало вассалом Османской империи, хотя и обладало достаточно широкой самостоятельностью. К примеру, не надо было спрашивать разрешения Османской империи на то, чтобы — назовем вещи своими именами — грабить сопредельные земли. А страдали русские территории, прилегающие к Крыму.

Не случайно путь, который ведет к современной Феодосии (тогда Кафе), долгое время назывался Дорогой слез. Кафа была крупнейшим невольничьим рынком в Европе. Причем Кафа и южный берег подчинялись напрямую султану, а не крымскому хану...

Нацистские оккупанты во время Второй мировой войны, захватив Крым, искали здесь доказательства исторического присутствия готов, традиционно считающихся предками современных немцев...

Готы в Крыму действительно были, хотя и недолго, и это доказано археологическими исследованиями. Они пришли сюда около 250 года нашей эры, в эпоху Великого переселения народов. Готы — народ воинственный, который через полуостров больше проходил, нежели здесь останавливался. После них остались фрагменты укрепленных военных лагерей — крепостями в привычном значении их нельзя назвать. Они серьезно отличаются от подобных сооружений, которые устраивали на территории Крыма греки, римляне и византийцы...

По планам нацистов, полуостров после завоевания Советского Союза должен был получить название Готенланд, то есть «земля готов». Симферополь предполагалось переименовать в Готенбург («город готов»), а Севастополь — в Теодорихсхафен («гавань Теодориха», в честь одного из готских правителей).

Более того, в то время, что Крым был оккупирован нацистами (с осени 1941 года по весну 1944-го), немцы проводили раскопки, чтобы доказать готское присутствие и таким образом обосновать исторические права рейха на полуостров. Объектом пристального внимания был один из пещерных городов Крыма — Эски-Кермен...

А после войны уже перед советской археологией власти поставили задачу доказать, что, наоборот, готское присутствие в Крыму было минимальным. Была организована Тавро-Скифская экспедиция... Одним из ее руководителей был историк и археолог Павел Николаевич Шульц, этнический немец. Кстати, ленинградец, переживший блокаду, участник народного ополчения.

Экспедиция проводилась практически сразу же после депортации крымских татар в 1944 году, и Шульцу пришлось обосновывать не только то, что в Крыму не было готов, но и то, что жившие здесь скифы были предками славян. Что весьма далеко от науки. Например, находили скифские печи — объявляли: они напоминают печи, которые мы могли видеть в избах, характерных для Центральной России. А когда находили следы готов, то обычно делали такую ремарку: «Следы неизвестного народа, проживавшего на территории Крыма в III веке нашей эры»...

Еще один народ-загадка, который в Крыму жил уже после готов, — хазары. Благодаря некоторым источникам мы знаем, что хазары (как минимум их знать) исповедовали иудаизм. Их присутствие на полуострове очевидно, но они оставили после себя крайне мало следов. Крымские памятники многослойны (иногда это становится проблемой), и, условно говоря, крепость могли обживать греки, потом на той же территории жили представители других народов.

Давайте поговорим о связях Руси и Крыма. Они ведь тоже достаточно древние...

Один из первых «русских» сюжетов, связанный с полуостровом, — поход князя Владимира в 988 году. Эпизод с выбором веры нам известен благодаря «Повести временных лет». Князь Владимир идет войском на Херсонес — ближайший к Руси центр христианской культуры, ему доступный, берет город в осаду, захватывает его. Как отмечает Нестор-летописец, Владимир крестился прямо на территории Херсонеса, в самом крупном храме.

Любопытно, что сегодня на территории Херсонеса два места претендуют на то, чтобы считаться теми, где произошло это событие. Почему так произошло? Когда археологические исследования только-только начинались — а Херсонес копают с 1827 года, — нашли остатки крупного храма в центральной части городища. Стали считать, что Владимир крестился там. Над этим местом возвели храм Святого Владимира. А потом нашли остатки более крупной древней церкви, и в преддверии 2000 года православная церковь поставила ротонду над предполагаемым местом крещения Владимира...

До сих пор ведутся споры, входил ли в состав легендарного древнерусского Тмутараканского княжества, существовавшего в X веке, Керченский полуостров. Если входил, то мы можем точно сказать, что уже тогда славянское присутствие в Крыму было постоянным. Пока археологи не смогли подтвердить это своими находками. Доверять только письменным источникам мы не можем. Хоть мы и ссылаемся на Нестора-летописца, но его произведения не самый достоверный источник.

Что же касается периода после вхождения Крыма в состав Российской империи, то русские, заселившие полуостров, были переселенцами отовсюду. Дело в том, что сразу же после манифеста от 8 апреля 1783 года, по которому Крым вместе с Таманью переходили в состав Российской империи, встал вопрос о населении полуострова, который стремительно пустел и приходил в упадок.

Греков отсюда переселили. Почему? Придется «отмотать» историю на несколько лет назад. В 1774 году в результате очередной Русско-турецкой войны был подписан Кючук-Кайнарджийский мирный договор, по которому Крымское ханство становилось независимым государством — под неофициальным протекторатом России. Можно только догадываться, какие в тот момент у Екатерины II были виды на Крым. Может быть, она предполагала, что здешнее ханство будет буферным государством между Российской и Османской империями.

Для поддержки Крыма сюда направили консультантов, одним из них был легендарный полководец Александр Васильевич Суворов. И как раз с его именем связана акция по переселению в 1779 году с полуострова греков. Считалось, что греки-христиане для собственной безопасности должны покинуть край, населенный преимущественно мусульманами.

И куда же ушли греки?

Не очень далеко: как в песне поется, «в степь донецкую». На слуху у нас название Мариуполь. Оно греческое. Город был назван в честь поселения Мариамполь в окрестностях Бахчисарая. А еще поблизости от Мариуполя есть такие поселения, как Урзуф и Старый Крым. То есть греки переселялись и переносили на новые места прежние крымские названия.

Что касается татар, то, когда Крым вошел в состав Российской империи, некоторая их часть стала покидать полуостров: они боялись, что пришли иноверцы (имеются в виду русские), которыми к тому же еще и руководит женщина, что по нормам традиционного ислама воспринималось очень негативно. Боялись, что будут отбирать землю.

Благодаря документам мы знаем, что у графа Потемкина было много планов по заселению Крыма, вплоть до самых экзотичных. Он даже предлагал Екатерине договориться с Великобританией, чтобы в Крым отправили британских заключенных.

В итоге заселять Крым решили государственными крестьянами из центральных областей России и ближайших к Крыму областей, а также отставными солдатами. Как раз последние и основали, например, первое поселение в окрестностях Симферополя — деревню Мазанка. Еще одна инициатива Екатерины II — заселять Крым христианским населением с территории Османской империи. Так в Крыму появились сербы, болгары и другие народы.

Присоединение Крыма вписывалось в «греческий проект» императрицы: она мечтала, что под ее покровительством будет возрождена Византия. Поэтому названия населенных пунктов полуострова, основанных при Екатерине, имеют греческое происхождение. Симферополь в переводе с греческого — «город-собиратель», Севастополь — «город славы»... А ровно 230 лет назад, в 1787 году, Екатерина II совершила свое знаменитое путешествие в Крым — «Таврический вояж», призванный подчеркнуть, что отныне вопрос о принадлежности полуострова закрыт раз и навсегда.