Психология

37.06.01На русском языке

Уровень обучения Аспирантура

Форма обучения Очная

Продолжительность обучения 3 года

Вступительные испытания
  • Психология письменно
  • Иностранный язык письменно
Основные учебные курсы
  • Актуальные проблемы психологии развития
  • Дизайн психологического исследования
  • Иностранный язык
  • Информатика
  • История и философия науки
  • Математические методы
  • Методология психологического исследования: качественный и количественный подходы
  • Нейродидактика
  • Педагогика и психология высшей школы
  • Проблемы современной психодиагностики в образовании
  • Психология геополитики и власти
  • Психология политического сознания и экономического поведения
  • Психология управления персоналом
  • Современные направления в психологической науке
  • Социальная психология личности. Межличностные отношения
Известные преподаватели
  • В. М. Аллахвердов — доктор психологических наук, профессор; создатель оригинальной теоретической концепции сознания (психологики), создатель и руководитель научной группы, занимающейся экспериментальным изучением сознания на кафедре общей психологии СПбГУ, президент Санкт-Петербургского психологического общества (1997–2015)
  • Н. В. Гришина — доктор психологических наук, профессор, известный специалист в области экзистенциальной психологии и психологии личности
  • Л. А. Головей — доктор психологических наук, профессор; области научного руководства: психология развития человека, психология профессионального самоопределения, психология кризисов, психологические проблемы образования, дифференциальная психология развития
  • Н. А. Логинова — доктор психологических наук, профессор; области научного руководства: жизненный путь личности, биографические методы, история отечественной психологии ХХ века, история, теория и методология Петербургской психологической школы
  • В. М. Бызова — доктор психологических наук, профессор; специалист в области этнопсихологии, психологии телесности
  • О. И. Даниленко — доктор культурологии, профессор; области научного руководства: душевное здоровье и культура, культура как ресурс совладания, психология культурных моделей поведения, психология художественных предпочтений
  • С. Н. Костромина — доктор психологических наук, профессор, известный специалист в области психологии личности и психологической диагностики
  • Г. С. Никифоров — доктор психологических наук, профессор; области научного руководства: психология здоровья, психология менеджмента
  • Н. Е. Водопьянова — доктор психологических наук, профессор; области научного руководства: профилактика и коррекция синдрома выгорания, когнитивные механизмы управления стрессами
  • А. Л. Свенцицкий — доктор психологических наук, профессор; области научного руководства: история и теория социальной психологии, методы социальной психологии, психологические основы социального капитала
  • В. М. Куницына — доктор психологических наук, профессор
  • С. Д. Гуриева — доктор психологических наук, профессор; области научного руководства: межкультурные коммуникации, межкультурные модели бизнес-процессов, межэтнические отношения: конфликты, установки, общение, переговоры
  • Л. Г. Почебут — доктор психологических наук, профессор; области научного руководства: социальная психология, этническая и кросс-культурная психология, психология социальных общностей, психология больших социальных групп
  • О. С. Дейнека — доктор психологических наук, профессор; области научного руководства: экономическая психология, психология отношений в системе «гражданин — государство», психология превентивной политики противоправного поведения в экономике и бизнесе, психология денег и собственности
Ресурсные возможности для исследований
  • Лаборатория психофизиологии
  • Лаборатория междисциплинарных исследований раннего возраста
  • Лаборатория поведенческой нейродинамики
  • Научная библиотека имени М. Горького СПбГУ
  • Доступ к университетской сети баз данных академических журналов (в том числе зарубежных) по теме научной специальности
  • Доступ к мировым информационным ресурсам: «Эльзевир» (платформа Science Direct); «Электронная библиотека диссертаций»; EBSCOи других
Проекты и гранты
  • Когнитивная нейробиология процессов научения и восприятия языка (грант Правительства РФ)
  • Роль непроизвольного когнитивного контроля в разрешении информационной многозначности (РГНФ)
  • Закономерности возникновения ошибок при выполнении сенсомоторных навыков в ситуации эмоционального давления (РФФИ)
  • Комплексное изучение потенциалов и ресурсов личности в разные периоды взрослости и старения (РФФИ)
  • Антиципационная состоятельность как предиктор субъективного благополучия и успешности в обучении (РГНФ)
  • «Ассимиляция и контраст, обусловленные установкой на основе иллюзий восприятия (РГНФ)
  • Нейрофизиологические механизмы сложных видов умственных действий у студентов (РГНФ)
  • Профессиональное развитие личности: начало пути (эмпирическое исследование) (РГНФ)
  • Психологические основания группового деструктивного поведения студенческой молодежи (РГНФ)
  • Семейные отношения и дом: роль материально-предметной среды в укреплении и развитии семейных отношений (РГНФ)
Проекты, реализуемые с партнерами
  • Социальная включенность как фактор психологического благополучия мигрантов: кросс-культурное исследование (совместно с Факультетом психологии Норвежского университета науки и технологии, Норвегия)
  • Коллективное биосоциальное исследование риска и профилактики ВИЧ среди женщин (совместно с Центром наук о здоровье Университета Оклахомы, США)
  • Справедливо или несправедливо: виды повседневной несправедливости в Австрии и России (совместно с Зальцбургским университетом, Австрия)
  • Влияние переводчика на установление контакта, получение информации и распознавание сигналов обмана в разных условиях проведения интервью (совместно с Университетом Портсмута, Великобритания)
  • Психофизиологические и нейрофизиологические индикаторы экзаменационного стресса у школьников (совместно с Университетом Прованс  Экс-Марсель, Франция)
  • Исследование психологических факторов и условий благополучного старения в период старения: перспективы России и Мексики (совместно с Национальным автономным университетом, Мексика)
  • Комплексный подход к изучению процессов старения в России и Японии: возможности применения передовых японских подходов в российских условиях (совместно с Университет Тохоку, Япония)
Академические партнеры
  • Детские развивающие центры
  • Институт мозга человека РАН
  • Институт психологии РАН
  • Институт психотерапии и консультирования «Гармония»
  • Институт физиологии имени И. П. Павлова РАН
  • Консалтинговые компании
  • Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта
  • Оксфордский университет (Великобритания)
  • Психолого-педагогические медико-социальные центры разных районов Санкт-Петербурга
  • Санкт-Петербургская региональная общественная организация «Институт недискриминационных гендерных отношений. Кризисный центр для женщин»
  • Санкт-Петербургский институт раннего вмешательства
  • Северо-Западный филиал ФКУ «Центр экстренной психологической помощи»
  • Университет Турку (Финляндия)
  • Федеральный медицинский исследовательский центр имени В. А. Алмазова
  • Центр диагностики и консультирования Петроградского района Санкт-Петербурга «Психолого-педагогический центр "Здоровье"»
  • Школы и лицеи Санкт-Петербурга
Квалификация выпускников и перспективы защиты

По окончании осуществляется защита кандидатской диссертации на степень кандидата психологических наук в диссертационном совете СПбГУ. Присваиваемая квалификация: исследователь, преподаватель-исследователь.

Ключевые моменты
  • Подготовка кадров высшей квалификации, способных к критическому анализу и оценке современных научных достижений в сфере психологии, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач в ключевых отраслях психологической науки, а также в междисциплинарных областях
  • Возможность участвовать в международных конференциях и разнообразных исследовательских проектах (преподаватели программы успешно получают гранты на исследования), часть которых осуществляется совместно с коллегами из ведущих мировых университетов
  • Подготовка к участию в работе российских и международных исследовательских коллективов по решению актуальных научных и научно-образовательных задач и использованию современных технологий научной коммуникации на государственном и иностранном языках