Психология

37.06.01На русском языке

Уровень обучения Аспирантура

Форма обучения Очная

Продолжительность обучения 3 года

Вступительные испытания
  • Психология — письменно
  • Иностранный язык — письменно
Основные учебные курсы
  • Информатика
  • Математические методы
  • История и философия науки
  • Педагогика и психология высшей школы
  • Иностранный язык
  • Современные направления в психологической науке
  • Методология психологического исследования: качественный и количественный подходы
  • Актуальные проблемы психологии развития
  • Социальная психология личности. Межличностные отношения
  • Психология управления персоналом
  • Нейродидактика
  • Проблемы современной психодиагностики в образовании
  • Дизайн психологического исследования
  • Психология политического сознания и экономического поведения
  • Психология геополитики и власти
Известные преподаватели
  • В. М. Аллахвердов — доктор психологических наук, профессор. Создатель оригинальной теоретической концепции сознания (психологики), создатель и руководитель научной группы, занимающейся экспериментальным изучением сознания на кафедре общей психологии СПбГУ, Президент Санкт-Петербургского психологического общества (1997–2015 г.)
  • Н. В. Гришина — доктор психологических наук, профессор, известный специалист в области экзистенциальной психологии и психологии личности
  • Л. А. Головей — доктор психологических наук, профессор. Область научного руководства: психология развития человека, психология профессионального самоопределения, психология кризисов, психологические проблемы образования, дифференциальная психология развития
  • Н. А. Логинова — доктор психологических наук, профессор. Область научного руководства: жизненный путь личности, биографические методы, история отечественной психологии ХХ века, история, теория и методология Петербургской психологической школы
  • В. М. Бызова — доктор психологических наук, профессор. Специалист в области этнопсихологии, психологии телесности
  • О. И. Даниленко — доктор культурологии, профессор. Область научного руководства: душевное здоровье и культура, культура как ресурс совладания, психология культурных моделей поведения, психология художественных предпочтений
  • С. Н. Костромина — доктор психологических наук, профессор, известный специалист в области психологии личности и психологической диагностики
  • Г. С. Никифоров — доктор психологических наук, профессор. Область научного руководства: психология здоровья, психология менеджмента
  • Н. Е. Водопьянова — доктор психологических наук, профессор. Область научного руководства: профилактика и коррекция синдрома выгорания, когнитивные механизмы управления стрессами
  • А. Л. Свенцицкий — доктор психологических наук, профессор. Область научного руководства: история и теория социальной психологии, методы социальной психологии, психологические основы социального капитала
  • В. М. Куницына — доктор психологических наук, профессор
  • С. Д. Гуриева — доктор психологических наук, профессор. Область научного руководства: межкультурные коммуникации, межкультурные модели бизнес-процессов, межэтнические отношения: конфликты, установки, общение, переговоры
  • Л. Г. Почебут — доктор психологических наук, профессор. Область научного руководства: социальная психология, этническая и кросс-культурная психология, психология социальных общностей, психология больших социальных групп
  • О. С. Дейнека — доктор психологических наук, профессор. Область научного руководства: экономическая психология, психология отношений в системе «гражданин — государство», психология превентивной политики противоправного поведения в экономике и бизнесе, психология денег и собственности
Ресурсные возможности для исследований
  • Лаборатория психофизиологии
  • Лаборатория междисциплинарных исследований раннего возраста
  • Лаборатория поведенческой нейродинамики
  • Научная библиотека имени М. Горького СПбГУ
  • Доступ к университетской сети баз данных академических журналов (в том числе зарубежных) по теме научной специальности «Psychological Review», «American Psychologist», «Psychological Bulletin», «Psychological Science», «Journal of Neuroscience», «Neuropsychologia», «Psychotherapy and Psychosomatics», «Journal of Mental Health», «Educational Psychology», «Psychology of Development», «Law and Human Behavior», «Psychology, Public Policy and Law», «Psychology, Crime & Law», «Neuroscience and Education», «European Journal of Social Psychology», «Journal of Applied Social Psychology» и другие
  • Доступ к мировым информационным ресурсам: Science Direct; Elsevier (платформа Science Direct); «Электронная библиотека диссертаций (РГБ)»; EBSCO; Oxford University Press; Sage Publications; Springer/Kluwer; Tailor & Francis; Web of Science; ресурсы Института научной информации по общественным наукам Российской академии наук; Университетская информационная система РОССИЯ и другие
Проекты и гранты
Реализуемые в рамках программы
  • Когнитивная нейробиология процессов научения и восприятия языка (грант Правительства РФ)
  • Влияние ранней депривации на био- поведенческие показатели развития ребенка (грант Правительства РФ)
  • Стресс, здоровье и психологическое благополучие в социальных сетях: кросс-культурное исследование (грант СПбГУ)
  • Закономерности возникновения ошибок при выполнении сенсомоторных навыков в ситуации эмоционального давления (РФФИ)
  • Антиципационная состоятельность как предиктор субъективного благополучия и успешности в обучении" (РГНФ)
  • Ассимиляция и контраст, обусловленные установкой на основе иллюзий восприятия (РГНФ)
  • Особенности атрибуции субъективного сигнала о правильности решения когнитивных задач (РФФИ)
  • Моделирование процессов, вызывающих интерференцию в когнитивной деятельности (РФФИ)
  • Влияние семантической сатиации на эффективность когнитивной деятельности (РФФИ)
  • Когнитивный резерв как фактор уровня качества жизни в пожилом возрасте (РФФИ)
  • Избирательность внимания в ситуации когнитивного конфликта: диссоциация маркеров совершения ошибки и ее осознания (РФФИ)
  • Роль классификации в возникновении ограничений в познавательной деятельности человека (РФФИ)
  • Параметры контекста рабочей деятельности в модели эффективности работника (РФФИ)
  • Психофизиологические показатели когнитивных процессов при социальном оценивании (РФФИ)
  • Ранние дезадаптивные схемы и субъективные переживания детства в связи с совладающим поведением взрослых (РФФИ)
  • Психоэмоциональное благополучие и предпочитаемые способы самоосуществления личности в подростково- юношеском и взрослом периодах развития (РФФИ)
  • Метафоры времени и пространства в жизненных сценариях и Я-нарративах людей различных поколений (РФФИ)
  • Социально-психологические механизмы успешного совмещения спортивной карьеры и обучения (на примере юношеского спорта и спорта высших достижений) (РФФИ)
  • Когнитивное развитие детей в замещающих семьях и домах ребенка с различным социальным окружением (РФФИ)
  • Психодиагностика познавательного развития в области языка и речи у подростков и взрослых (РФФИ)
  • Ситуационный подход к организационному контексту: психологическая структура и таксономия ситуаций деятельности (РФФИ)
  • Академическая интеграция в контексте становления глобальной психологии: вызовы и перспективы (РФФИ)
  • Стресс повседневной жизни и совладание с ним в семьях с аномальным развитием ребенка (РФФИ)
  • Механизмы имплицитного научения в условиях социального влияния (РФФИ)
  • Психологические факторы здорового образа жизни на разных этапах взрослости (РФФИ)
  • Динамика отношений мать-отец-ребенок и психическое развитие ребенка в перинатальный период его развития (РФФИ)
  • Нетворкинг-стратегии личности в формировании социального капитала социальной сети (РФФИ)
  • Влияние субъективной сложности дистракторов на эффективность выполнения интерференционных задач (на примере теста «Рисунок-слово») (РФФИ)
  • Позитивный смысл торможения конкурирующих интерпретаций при восприятии многозначной информации (РФФИ)
  • Когнитивные модели распознавания признаков объектов в задаче зрительного поиска (РФФИ)
  • Психологические и психофизиологические основания интеллектуальной продуктивности экспертов (РФФИ)
  • Комплексное изучение стрессоров повседневной жизни и ресурсы их преодоления в разные периоды взрослости (РФФИ)
Проекты, реализуемые с вузами-партнёрами и с академическими партнерами:
  • The development of attachment during infancy and toddlerhood. The principles of the treatment of child-parent relationships" (совместно с Вильнюсским университетом (Литва))
  • Сравнительный анализ удовлетворенности жизнью и ее психологических факторов в России и Японии (совместно с Сендай, университет Тохоку (Япония))
  • Методологические подходы к диагностике пожилых людей в России и Испании (совместно с Университетом Сантьяго-де-Компостела (Испания))
Квалификация выпускников и перспективы защиты
  • Квалификация: Исследователь. Преподаватель-исследователь
  • Итоговая аттестация: защита выпускной квалификационной работы
  • Возможность защиты кандидатской диссертации на степень кандидата наук в диссертационном совете СПбГУ
Ключевые моменты
  • Подготовка кадров высшей квалификации, способных к критическому анализу и оценке современных научных достижений в сфере психологии, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач в ключевых отраслях психологической науки, а также в междисциплинарных областях
  • Возможность участвовать в международных конференциях и разнообразных исследовательских проектах (преподаватели программы успешно получают гранты на исследования), часть которых осуществляется совместно с коллегами из ведущих мировых университетов
  • Подготовка к участию в работе российских и международных исследовательских коллективов по решению актуальных научных и научно-образовательных задач и использованию современных технологий научной коммуникации на государственном и иностранном языках