Клиническая психология

37.06.01На русском языке

Уровень обучения Аспирантура

Форма обучения Очная

Продолжительность обучения 3 года

Вступительные испытания
  • Клиническая психология — письменно
  • Иностранный язык — письменно
Основные учебные курсы
  • История и философия науки
  • Информатика
  • Иностранный язык
  • Математические методы
  • Педагогика и психология высшей школы
  • Методология и дизайн научных исследований в клинической психологии
  • Медицинская психология
  • Актуальные проблемы экспериментальной психофизиологии
  • Актуальные проблемы психосоматики и психологии телесности
  • Психологическая помощь семье ребенка с ограниченными возможностями
  • Психология детей-сирот с ограниченными возможностями здоровья
Известные преподаватели
  • В. А. Абабков — доктор медицинских наук, профессор. Область научного руководства: невротические и стрессовые расстройства, методология психотерапии
  • В. Д. Балин — доктор психологических наук, профессор. Область научного руководства: психофизиология, психогенез, теоретическая психология
  • В. М. Бызова — доктор психологических наук, профессор. Область научного руководства: психосоматика, психология телесности
  • Н. Л. Васильева — доктор психологических наук, профессор. Область научного руководства: психологическое консультирование
  • Л. И. Вассерман — доктор медицинских наук, профессор. Область научного руководства: нейропсихология, клиническая психодиагностика
  • М. В. Зотов — доктор психологических наук, профессор. Область научного руководства: патопсихология, использование методов ай-трекинга в диагностике психических расстройств
  • Т. А. Караваева — доктор медицинских наук. Область научного руководства: невротические и психосоматические расстройства
  • И. И. Мамайчук — доктор психологических наук, профессор. Область научного руководства: детская клиническая психология и психокоррекция, психологическая экспертиза
  • Р. Ж. Мухамедрахимов — доктор психологических наук, профессор. Область научного руководства: психическое здоровье и раннее сопровождение детей и родителей
  • Б. В. Овчинников — доктор медицинских наук, профессор. Область научного руководства: психосоматика, психопрофилактика
  • Н. С. Хрусталева — доктор психологических наук, профессор. Область научного руководства: психология кризисных и экстремальных состояний
  • О. Ю. Щелкова — доктор психологических наук, профессор. Область научного руководства: психологическая диагностика в психиатрической и соматической клиниках
  • С. Н. Посохова — доктор психологических наук, профессор. Область научного руководства: современные технологии психологической коррекции и развития детей с ограниченными возможностями здоровья, профилактика дезадаптации детей и подростков в структуре психологического сопровождения
  • А. В. Трусова — кандидат психологических наук, доцент. Область научного руководства: психологические аспекты наркологии, методология исследований в клинической психологии, краткосрочное мотивационное вмешательство
  • Г. Л. Исурина — кандидат психологических наук, доцент. Область научного руководства: психологические аспекты неврозов, теория и практика психотерапии
  • Ю. М. Миланич — кандидат психологических наук, доцент. Область научного руководства: клиническая психология детского возраста, психологическая диагностика и коррекция детей и подростков с нарушениями развития
  • И. А. Горбунов — кандидат психологических наук. Область научного руководства: психофизиология, естественно-научные основы психогенеза
  • В. М. Сорокин — кандидат психологических наук, доцент. Область научного руководства: особенности познавательной деятельности и личности детей с отклонениями в развитии
  • Н. Л. Коновалова — кандидат психологических наук, доцент. Область научного руководства: психологическое консультирование в системе специального образования
  • С. В. Горбатов — кандидат психологических наук, доцент. Область научного руководства: психология отклоняющегося поведения
  • Р. В. Скочилов — кандидат психологических наук, доцент. Область научного руководства: разработка и оценка эффективности профилактических программ в сфере здоровья, социальные аспекты психологии здоровья
  • Н. В. Ходырева — кандидат психологических наук, доцент. Область научного руководства: психология гендера, гендерные аспекты профилактики и психологоческой помощи в сфере здоровья
  • А. В. Шаболтас — кандидат психологических наук, доцент. Область научного руководства: разработка и оценка эффективности профилактических программ в сфере здоровья
Ресурсные возможности для исследований
  • Лаборатория психофизиологии (электроэнцефалографы, ай-трекеры, телеметрическая кардиоритмография)
  • Лаборатория междисциплинарных исследований раннего детства
  • Лаборатория поведенческой нейродинамики
  • Клинические базы для проведения научных исследований: психиатрические больницы, психоневрологические диспансеры, наркологические диспансеры, реабилитационные центры, многопрофильные больницы Санкт-Петербургского научно-исследовательского психоневрологического института имени В. М. Бехтерева, Военно-медицинской академии имени С. М. Кирова, НИИ онкологии имени Н. Н. Петрова, НИИ скорой помощи имени И. И. Джанелидзе, НИИ детской ортопедии имени Г. И. Турнера, а также восстановительный центр детской ортопедии и травматологии, диагностико-реабилитационный центр для детей-аутистов, районные медико-психолого-педагогические центры Санкт-Петербурга
  • Научная библиотека имени М. Горького СПбГУ
  • Доступ к университетской сети баз данных академических журналов (в том числе зарубежных) по теме научной специальности Psychological Review, American Psychologist, Psychological Bulletin, Psychological Science, Journal of Neuroscience, Neuropsychologia, Psychotherapy and Psychosomatics, Journal of Mental Health, Educational Psychology, Psychology of Development, Law and Human Behavior, Psychology, Public Policy and Law, Psychology, Crime & Law, Neuroscience and Education, European Journal of Social Psychology, Journal of Applied Social Psychology и др.
  • Доступ к мировым информационным ресурсам: Science Direct, Elsevier (платформа Science Direct), «Электронная библиотека диссертаций (РГБ)», EBSCO, Oxford University Press, Sage Publications, Springer/Kluwer, Tailor & Francis, Web of Science, ресурсы Института научной информации по общественным наукам Российской академии наук (ИНИОН РАН), Университетская информационная система РОССИЯ и др.
Проекты и гранты
Реализуемые в рамках программы
  • Влияние ранней депривации на био-поведенческие показатели развития ребенка (грант Правительства РФ)
  • Когнитивная нейробиология процессов научения и восприятия языка (грант Правительства РФ)
  • Комплексная дистантная программа профилактики социально значимых заболеваний: психологические и медицинские основы разработки и оценка эффективности (РГНФ)
  • Психофизиологические показатели когнитивных процессов при социальном оценивании (РФФИ)
  • Психофизиологические механизмы прогнозирования последовательностей событий при шизофрении
  • Общие закономерности развития коры головного мозга и их специфика при расстройствах аутистического спектра (РФФИ)
  • Исследование социобиологических факторов раннего развития ребенка и становление эпигенетического статуса: влияние факторов курения матери и грудного вскармливания на ДНК-метилирование детей (РФФИ)
  • Психологические ресурсы совладания с трудной жизненной ситуацией подростков с тяжелыми деформациями позвоночника (РФФИ)
  • Применение математического моделирования в психофизиологическом исследовании процесса порождения речи в норме и патологии (РФФИ)
  • Разработка измерительных инструментов для диагностики выраженности невротических черт личности (РФФИ)
  • Лонгитюдное исследование прогнозных паттернов задержки психомоторного развития детей дошкольного возраста (РФФИ)
  • Временная перспектива и эмоционально-когнитивная регуляция поведения у больных с алкогольной зависимостью (РФФИ)
  • Психологические факторы качества жизни лиц с опухолевым поражением костей (РФФИ)
  • Изучение нейрогуморальных показателей развития детей с опытом социально-эмоциональной депривации в раннем возрасте (РФФИ)
Реализуемые с вузами-партнерами
  • Сравнительный анализ удовлетворенности жизнью и ее психологических факторов в России и Японии — Сендай, Университет Тохоку (Япония)
Квалификация выпускников и перспективы защиты
  • Квалификация: исследователь, преподаватель-исследователь
  • Итоговая аттестация: защита выпускной квалификационной работы
  • Возможность защиты кандидатской диссертации на степень кандидата наук в диссертационном совете СПбГУ
Ключевые моменты
Обучающиеся овладевают навыками научного исследования и практическими навыками в областях:
  • клинической психодиагностики
  • психотерапии, психологической коррекции и психологического консультирования
  • психологической помощи детям и подросткам с проблемами в развитии
  • восстановительной терапии и реабилитации больных
  • психологического сопровождения лечебного процесса
  • психологической помощи лицам, находящимся в кризисных и экстремальных состояниях
  • психологии здоровья и разработки психопрофилактических программ для лиц с повышенным риском психической дезадаптации и социально значимых заболеваний (ВИЧ, СПИД)

Выпускники работают в научно-исследовательских институтах, медицинских исследовательских центрах, медицинских и гуманитарных университетах и академиях, имеющих факультеты и кафедры клинической психологии, а также в лечебных учреждениях психоневрологического и соматического профиля, в консультативных и реабилитационных центрах.