Клиническая психология

37.06.01На русском языке

Уровень обучения Аспирантура

Форма обучения Очная

Продолжительность обучения 3 года

Вступительные испытания
  • Клиническая психология письменно
  • Иностранный язык письменно
Основные учебные курсы
  • Актуальные проблемы психосоматики и психологии телесности
  • Актуальные проблемы экспериментальной психофизиологии
  • Иностранный язык
  • Информатика
  • История и философия науки
  • Математические методы
  • Медицинская психология
  • Методология и дизайн научных исследований в клинической психологии
  • Педагогика и психология высшей школы
  • Психологическая помощь семье ребенка с ограниченными возможностями
  • Психология детей-сирот с ограниченными возможностями здоровья
Известные преподаватели
  • В. А. Абабков — доктор медицинских наук, профессор; область научного руководства — невротические и стрессовые расстройства; методология психотерапии
  • В. Д. Балин — доктор психологических наук, профессор; область научного руководства — психофизиология, психогенез, теоретическая психология
  • В. М. Бызова — доктор психологических наук, профессор; область научного руководства — психосоматика, психология телесности
  • Н. Л. Васильева — доктор психологических наук, профессор; область научного руководства — психологическое консультирование
  • Л. И. Вассерман — доктор медицинских наук, профессор; область научного руководства — нейропсихология, клиническая психодиагностика
  • М. В. Зотов — доктор психологических наук, профессор; область научного руководства — патопсихология, использование методов ай-трекинга в диагностике психических расстройств
  • Т. А. Караваева — доктор медицинских наук; область научного руководства — невротические и психосоматические расстройства
  • И. И. Мамайчук — доктор психологических наук, профессор; область научного руководства — детская клиническая психология и психокоррекция, психологическая экспертиза
  • Р. Ж. Мухамедрахимов — доктор психологических наук, профессор; область научного руководства — психическое здоровье и раннее сопровождение детей и родителей
  • Б. В. Овчинников — доктор медицинских наук, профессор; область научного руководства — психосоматика, психопрофилактика
  • Н. С. Хрусталева — доктор психологических наук, профессор; область научного руководства — психология кризисных и экстремальных состояний
  • О. Ю. Щелкова — доктор психологических наук, профессор; область научного руководства — психологическая диагностика в психиатрической и соматической клиниках
  • С. Н. Посохова — доктор психологических наук, профессор; область научного руководства — современные технологии психологической коррекции и развития детей с ограниченными возможностями здоровья, профилактика дезадаптации детей и подростков в структуре психологического сопровождения
  • А. В. Трусова — кандидат психологических наук, доцент; область научного руководства — психологические аспекты наркологии, методология исследований в клинической психологии, краткосрочное мотивационное вмешательство
  • Г. Л. Исурина — кандидат психологических наук, доцент; область научного руководства — психологические аспекты неврозов, теория и практика психотерапии
  • Ю. М. Миланич — кандидат психологических наук, доцент; область научного руководства — клиническая психология детского возраста, психологическая диагностика и коррекция детей и подростков с нарушениями развития
  • И. А. Горбунов — кандидат психологических наук; область научного руководства — психофизиология, естественно-научные основы психогенеза
  • В. М. Сорокин — кандидат психологических наук, доцент; область научного руководства — особенности познавательной деятельности и личности детей с отклонениями в развитии
  • Н. Л. Коновалова — кандидат психологических наук, доцент; область научного руководства — психологическое консультирование в системе специального образования
  • С. В. Горбатов — кандидат психологических наук, доцент; область научного руководства — психология отклоняющегося поведения
  • Р. В. Скочилов — кандидат психологических наук, доцент; область научного руководства — разработка и оценка эффективности профилактических программ в сфере здоровья, социальные аспекты психологии здоровья
  • Н. В. Ходырева — кандидат психологических наук, доцент; область научного руководства — психология гендера, гендерные аспекты профилактики и психологоческой помощи в сфере здоровья
  • А. В. Шаболтас — кандидат психологических наук, доцент; область научного руководства — разработка и оценка эффективности профилактических программ в сфере здоровья
Ресурсные возможности для исследований
  • Лаборатория психофизиологии (электроэнцефалографы, ай-трекеры, телеметрическая кардиоритмография)
  • Лаборатория междисциплинарных исследований раннего детства
  • Лаборатория поведенческой нейродинамики
  • Психиатрические больницы, психоневрологические диспансеры, наркологические диспансеры, реабилитационные центры, многопрофильные больницы Санкт-Петербургского научно-исследовательского психоневрологического института имени В. М. Бехтерева, Военно-медицинской академии имени С. М. Кирова, НИИ онкологии имени Н. Н. Петрова, НИИ скорой помощи имени И. И. Джанелидзе, НИИ детской ортопедии имени Г. И. Турнера, а также восстановительный центр детской ортопедии и травматологии, диагностико-реабилитационный центр для детей-аутистов, районные медико-психолого-педагогические центры Санкт-Петербурга
  • Научная библиотека имени М. Горького СПбГУ
  • Университетская сеть баз данных академических журналов (в том числе зарубежных) по теме научной специальности
  • Доступ к мировым информационным ресурсам: «Эльзевир» (платформа Science Direct); «Электронная библиотека диссертаций»; EBSCO и другим

Проекты и гранты
  • Влияние ранней депривации на био-поведенческие показатели развития ребенка (грант Правительства РФ)
  • Изучение нейрогуморальных показателей развития детей с опытом социально-эмоциональной депривации в раннем возрасте (грант Президента РФ)
  • Когнитивная нейробиология процессов научения и восприятия языка (грант Правительства РФ)
  • Когнитивное развитие детей в замещающих семьях и домах ребенка с различным социальным окружением (РГНФ)
  • Комплексное психофизиологическое изучение слуховой пространственной ориентации у детей младенческого и раннего возраста (РГНФ)
  • Психологические аспекты восстановительного лечения больных ишемической болезнью сердца, перенесших коронарное шунтирование (РГНФ)
  • Комплексная дистантная программа профилактики социально значимых заболеваний: психологические и медицинские основы разработки и оценка эффективности (РГНФ)
  • Психофизиологические показатели когнитивных процессов при социальном оценивании (РФФИ)
  • Психофизиологические механизмы прогнозирования последовательностей событий при шизофрении (РФФИ)
  • Влияние переводчика на установление контакта, получение информации и распознавание сигналов обмана в разных условиях проведения интервью (грант университета Портсмута, Великобритания)
Проекты, реализуемые с партнерами
  • Влияние тренинга осознанности на эмоциональное состояние и когнитивные функции студентов (межкультурные различия) (совместно с Университетом Женевы, Швейцария)
  • Коллективные биосоциальное исследование риска и профилактики ВИЧ среди женщин (совместно с Центром наук о здоровье Университета Оклахомы, США)
  • Влияние переводчика на установление контакта, получение информации и распознавание сигналов обмана в разных условиях проведения интервью (совместно с Университетом Портсмута, Великобритания)
  • Психофизиологические и нейрофизиологические индикаторы экзаменационного стресса у школьников (совместно с Университетом Прованса Экс-Марсель, Франция)
  • Исследование психологических факторов и условий благополучного старения в период старения: перспективы России и Мексики (совместно с Национальным автономным университетом, Мексика)
  • Комплексный подход к изучению процессов старения в России и Японии: возможности применения передовых японских подходов в российских условиях (совемстно с Университетом Тохоку, Япония)
Квалификация выпускников и перспективы защиты

По окончании осуществляется защита кандидатской диссертации на степень кандидата психологических наук в диссертационном совете СПбГУ. Присваиваемая квалификация: исследователь, преподаватель-исследователь.

Ключевые моменты

Обучающиеся овладевают навыками научного исследования и практическими навыками клинической психодиагностики, психотерапии, психологической коррекции и психологического консультирования, психологической помощи детям и подросткам с проблемами в развитии, восстановительной терапии и реабилитации больных, психологического сопровождения лечебного процесса, психологической помощи лицам, находящимся в кризисных и экстремальных состояниях, психологии здоровья и разработки психопрофилактических программ для лиц с повышенным риском психической дезадаптации и социально значимых заболеваний (ВИЧ, СПИД).

Выпускники работают в научно-исследовательских институтах, медицинских исследовательских центрах, медицинских и гуманитарных университетах и академиях, имеющих факультеты и кафедры клинической психологии, а также в лечебных учреждениях психоневрологического и соматического профиля, в консультативных и реабилитационных центрах.