Профессор СПбГУ: изучение политических наук — это грин-карта в различные сферы деятельности
Полноценное научное исследование невозможно без создания эмпирической базы. Навыки работы с практическим материалом с первых дней учебы в Университете начинают осваивать студенты направления «Политические науки и регионоведение» СПбГУ — каждый из ребят имеет возможность поучаствовать в проектах, инициируемых университетским Центром политических эмпирических исследований.
О прикладном значении политологии, полифонии знаний и карьере выпускников рассказала руководитель центра, профессор СПбГУ Ольга Попова.
Ольга Валентиновна, расскажите, как строится работа центра?
Центр политических эмпирических исследований — это неформальное образование, коллектив, объединяющий людей, которые ведут собственные научные проекты и могут курировать исследовательскую деятельность наших бакалавров, магистрантов и аспирантов. Центр фактически существует с 2000 года, хотя первые исследования относятся к середине 1990-х годов.
~60
проектов различного уровня реализовано за 16 лет.
Но, конечно, мы больше работаем с региональными данными.
Какие темы исследований наиболее популярны?
Это, например, трансформация политического сознания петербуржцев и жителей Ленобласти, специфика политического интернет-пространства, особенности карьер и ценностей политической элиты. Кроме того, мы изучаем политические аспекты функционирования СМИ и занимаемся даже такой специфической темой, как политический юмор.
Каково практическое значение таких исследований?
Результаты исследований, несомненно, носят прикладной характер и являются востребованными в политических структурах. Но тут нужно отдельно сказать о специфике взаимодействия представителей власти и ученых.
Чиновники, безусловно, заинтересованы в получении объективных данных, но нередко органы региональной власти идут по пути создания небольших исследовательских структур как собственных подразделений или привлекают экспертов, чьи взгляды им хорошо известны. Таким образом, результат экспертной оценки заранее известен.
А университетское научное сообщество следует принципу «истина превыше всего» и в этом отношении не всегда является удобным. Но это не значит, что власть в наших знаниях не заинтересована, что неоднократно подтверждалось.
Например, в предыдущем электоральном цикле (в 2011 году) мы по заказу одной из парламентских партий примерно за девять месяцев до выборов провели в Ленинградской области масштабное исследование, связанное с выявлением потребностей населения Северо-Запада. Объем выборки превысил четыре тысячи человек. В итоге предвыборная программа была построена с учетом рекомендаций наших исследователей. В 2016 году данные, полученные нами в ходе оценки предвыборной ситуации в Петербурге, оказались интересны политикам федерального уровня, а материалы исследования об отношениях петербуржцев к мигрантам и информированности горожан о программе «Толерантность», проведенного несколько лет назад, были использованы городским комитетом по внешним связям. Тогда же мы получили заказ от фирмы, которая делала наружную социальную рекламу по программе «Толерантность», для оценки ее эффективности с помощью фокус-групп.
Как студенты направления «Политические науки и регионоведение» могут использовать ресурсы центра для проведения своих исследований?
Одно из главных преимуществ для обучающихся заключается в возможности научных публикаций, причем речь идет не только об аспирантах (для них это обязательная практика), но и о магистрантах и даже бакалаврах. Ребята, вовлеченные в работу центра, становятся полноправными участниками исследовательской группы и могут опубликовать статью как самостоятельно, так и в соавторстве со своими преподавателями, курирующими проект. У этих студентов в процессе работы формируется серьезный задел для продолжения научной деятельности уже в аспирантуре.
Что дает обучение политологии? Каков главный навык, которым овладевают универсанты?
Наши выпускники получают ключевые знания и навыки, которыми могут пользоваться в самых разных сферах. Сегодня многие выпускники бакалавриата при поступлении в магистратуру меняют специальность, и это зачастую создает сложности для преподавателей и влияет на качество обучения. Но эту тенденцию нужно принять как данность, ведь современный рынок труда требует от человека полифонических знаний. Поступление выпускников бакалавриата в магистратуру на другую специальность или в другие вузы ни в коем случае нельзя рассматривать как показатель низкого качества преподавания.
Наши ребята с легкостью поступают в магистратуру и аспирантуру лучших московских и зарубежных вузов — разве это плохо? Замечательно, когда политологи получают дополнительное образование, как, например, вице-губернатор Ленинградской области Дмитрий Ялов, наш выпускник, получивший в СПбГУ не только политологическое, но и экономическое образование.
Ольга Валентиновна, а как бы вы могли охарактеризовать современных студентов? Кто приходит учиться политическим наукам?
Современных ребят, на мой взгляд, отличает избыточный прагматизм. Студенты привыкли просчитывать, какую пользу принесет им занятие той или иной деятельностью, они мгновенно включаются в работу, когда ясно видят перспективы. Я понимаю эту позицию, но должна сказать, что очень часто гонка за сиюминутным результатом не позволяет пройти путь получения энциклопедических знаний и освоения множества навыков. Такой путь долог и труден, но именно он обеспечивает ресурсы на будущее.
Чем большим числом навыков ты владеешь, тем более свободно будешь чувствовать себя на рынке труда.
Вообще, каждый, кто приходит к нам учиться, должен четко понимать: после окончания Университета перед ним не расстелятся красные ковровые дорожки, ведущие сразу в Смольный или в Кремль. Но наш выпускник получит «зеленую карту» в очень многие сферы деятельности — будь то карьера в региональных и федеральных органах власти, общественных организациях и даже в политической блогосфере.