Шесть соток и Web of Science
Индекс цитируемости является чрезвычайно важным показателем работы каждого научно-педагогического работника, степени его включенности в российское и мировое академическое сообщество. Наукометрические показатели — индексы результативности научной работы — используются во всем мире для объективной оценки работы ученых, научно-исследовательских организаций и высших учебных заведений.
Для ученого индексы и системы регистрации авторов означают видимость результатов научной деятельности в сети Интернет. Это, в свою очередь, оптимизирует поиск информации по теме исследований, публикаций и иных исследовательских результатов, потенциальных партнеров и соратников, облегчает процесс составления заявок на гранты, резюме.
Администрация вуза имеет возможность безошибочного поиска публикаций и определения библиометрических показателей конкретного сотрудника, получение актуальной информации о публикациях в индексах цитирования Web of Science, Scopus и РИНЦ. Это необходимо, в частности, для составления различных отчетов. Без регистрации научно-педагогического работника в индексах цитирования и их постоянной корректировки автором Университет не видит его публикационную активность или видит не полностью, недооценивает ее.
Сегодня о деталях работы с авторскими профилями рассказывает заведующий кафедрой музеологии доктор исторических наук, профессор СПбГУ Александр Вячеславович Майоров.
Самый эффективный и проверенный практикой способ донести результаты своих исследований до академического сообщества — публикации в научной печати. Какие возможности есть сегодня у научно-педагогического работника Санкт-Петербургского университета, чтобы печатать свои труды в изданиях, входящих в базы данных научного цитирования мирового уровня?
Приведение в порядок аккаунтов в Web of Science, Scopus, РИНЦ и в других профилях — это чисто техническая процедура. Наш университет имеет прекрасные электронные ресурсы, сотрудники научной библиотеки в любой момент любезно и квалифицированно предоставят помощь. Вся информация о работе в основных индексах цитирования в деталях, схемах, иллюстрациях есть на сайте научной библиотеки, и проблема не в том, что кто-то не знает правил или не умеет пользоваться, а в головах.
Отмечу, что в договорах, которые заключает Университет со своими сотрудниками, обязательства по публикационной активности определены более чем лояльно. Вместе с тем в СПбГУ разработана система дополнительных выплат за публикации, индексируемые в периодических изданиях, и за монографии, а также специальный порядок компенсации расходов на публикацию статей в режиме open access, в котором учитывается научный уровень журнала.
Возможности своим сотрудникам для публикаций в рейтинговых журналах Университет предоставляет в полной мере. Другой вопрос — как их использовать. Для ученого публикации в изданиях с высоким импакт-фактором — неотъемлемая часть его работы. Он, безусловно, заинтересован в том, чтобы его исследования были видимы максимально широкому кругу пользователей, в первую очередь в международном научном пространстве. Но при этом публикации, индексируемые в Web of Science и Scopus, имеют меньше половины наших научно-педагогических работников.
Важно не только то, что ученый написал статью, но и то, в каком издании она опубликована. И для самого автора, и для Университета принципиально, чтобы статьи индексировались в международных индексах и учитывались при определении рейтингов. А мировые рейтинги опираются либо на Scopus, либо на Web of Science. В последние годы СПбГУ постоянно движется вверх по рейтинговой шкале.
Вместе с тем анализ, проведенный Управлением научных исследований Университета, показывает, что активны из года в год одни и те же авторы. Конечно, статьи или монографии готовят практически все научно-педагогические работники. Но писать на английском языке сегодня способен далеко не каждый.
Для этого нужно хорошо знать английский…
Безусловно. Конечно, можно и нужно писать по-русски, чтобы донести свои знания до академии, описать результаты, вступить в полемику, но с прицелом на издания, которые обеспечат автору узнаваемость в профессиональном сообществе. Другое дело, что для выхода на мировой уровень, в издания с высоким импакт-фактором, без языка не обойтись. Ломоносов начинал академическую карьеру с того, что учил латынь. В XVIII веке не было такой зависимости от количества и уровня публикаций, как сегодня, но Михаил Васильевич хотел быть ученым мирового уровня и овладел языком, на котором шло общение людей науки. У современного человека есть все условия для того, чтобы учить язык. Я сам оканчивал курсы английского для преподавателей в нашем университете, ибо в молодости изучал немецкий.
Можно ли, на ваш взгляд, изменить ситуацию, дополнительно стимулировать публикационную активность?
Не думаю, что заставить наших ученых публиковаться активнее можно методами административного принуждения. Есть другие способы. Я имею в виду в первую очередь научные комиссии подразделений Университета, которым по силам провести анализ и определить наиболее актуальные задачи и темы статей в соответствующих отраслях знаний.
Электронные ресурсы университетской библиотеки обеспечивают доступ ко всем рейтинговым, наиболее авторитетным изданиям. Чтобы сориентироваться, достаточно взять на себя труд вести мониторинг публикаций, дискуссий, обсуждений и держаться в русле актуальных научных трендов.
>60 млн
электронных источников, включая научные журналы, монографии, диссертации, справочные издания доступны в Библиотеке.
Необходимо участвовать в крупных мировых научных дискуссиях. Такая позиция гарантирует и цитирование. Если вы заявляете о себе интересными идеями, вступаете с серьезными аргументами в полемику по актуальным проблемам, это неизбежно повышает узнаваемость вас как ученого и побуждает ссылаться на ваше мнение. Одна из задач руководителей ученых советов, которые, безусловно, являются специалистами в своих областях знания, — определить список приоритетных тем. Это даст новый импульс к публикациям и молодым ученым, и маститым коллегам.
Актуальные темы могут не совпадать с тем, чем человек занимался в течение многих лет. Насколько ученый в состоянии скорректировать самого себя в нужном направлении?
Задача, безусловно, непростая. Она требует не только знаний, но и определенных морально-волевых усилий. Потому что каждый считает себя уникальным и неповторимым, непревзойденным специалистом в своей области, а свою тему интересной безусловно всему сообществу. Многие наши ученые движутся в своем локальном сегменте, занимаясь задачами, которые не интересны не только мировому сообществу, но и их коллегам. Они, в свою очередь, тоже движутся в своем узком русле: от диплома к кандидатской и далее… Получаются своеобразные «шесть соток» в науке. На этих шести сотках вполне можно построить личное благополучие. Человек остается доволен собой и даже избирается в Академию наук, не имея ни одной публикации в международных изданиях высокого уровня.
Мир меняется каждую минуту, и люди науки в последнее время все более мобильны. Нам необходимо выходить из своего «огорода», расширять кругозор, интегрироваться в интернациональные процессы. Сегодня все самое важное и интересное в научном сообществе происходит в рамках признанных ресурсов. Следовательно, работать надо с этими платформами и «собирать урожай» на полях, которые уже возделаны.
Дайте, пожалуйста, несколько практических наставлений молодому ученому, намеревающемуся опубликовать статью в журнале, индексируемом Web of Science или Scopus.
Прежде всего необходимо найти журнал, который заинтересуется темой статьи. Это несложно.
Перечни изданий есть на сайтах ресурсов. Открываем список рейтинговых изданий текущего года — сегодня актуальны результаты предыдущего. В Scopus, например, насчитывается около 30 тысяч журналов, которые в каждой конкретной области распределяются по квартилям в зависимости от уровня цитируемости. Лично у меня по контракту с Университетом есть обязательство публиковать определенное количество статей в первом и втором квартиле. Смотрю, какие журналы входят в эти категории. Затем захожу на сайт библиотеки и просматриваю журналы по выбранному списку, определяя публикации, близкие по теме к моим исследованиям. Готовлю статью, внося коррективы в первоначальный замысел в зависимости от прочитанного в издании. Но это не значит, что я, посвятивший жизнь истории, стану заниматься стоматологией. Речь идет о коррекциях в рамках специальности и в пределах компетенции. Отправляю материал в журнал и жду реакции от рецензентов.
Подчеркну, если не ориентироваться в ситуации в академическом сообществе, заявки будут возвращаться из изданий с корректными и деликатными отказами. Я сам через это прошел. И мне пришлось начинать с того, что следует принять за правило молодым. Зайти на сайт библиотеки, изучить, что публикуют ведущие мировые издания по соответствующей тематике и корректировать свою публикацию в зависимости от того, что интересно в данный момент издателю. Схема не меняется уже много лет, но иначе в Web of Science и Scopus не попасть.
Я вижу сегодня хорошие перспективы у СПбГУ, потому что молодые исследователи буквально рвутся «на большую арену». Молодежи не интересно писать в стол либо «для домашнего пользования», нужен выход на мировое академическое сообщество, широкая профессиональная коммуникация и полноценный оперативный обмен научными знаниями.
Представители нового поколения ученых легче адаптируются к альтернативным способам публикации результатов исследований, знакомства с трудами коллег и коммуникаций на профессиональной почве. О методах, связанных с Интернетом, кстати, тоже можно подробно узнать на сайте университетской библиотеки.