Материалы приема граждан
По традиции, очередной прием граждан во вторник, 16 октября, прошел в здании Двенадцати коллегий. В связи с командировкой ректора его обязанности во время приема исполнял А. А. Заварзин, проректор по обеспечению реализации образовательных программ и осуществления научной деятельности по направлениям биология, география, геоэкология и почвоведение. Некоторые из вопросов имеют и общественное значение, выходят за рамки личного. О них мы и рассказываем здесь.
В новых условиях: вопрос об избрании на должность и дополнительном трудовом соглашении
Преподаватель-юрист пришел на прием к ректору, чтобы разобраться в ситуации с оформлением трудовых отношений с Университетом в связи со своим избранием на должность. Он рассказал, что работает на должности ассистента, на которую был избран по конкурсу на 1 год. В сентябре подал заявление на новый конкурс. Коллектив кафедры рекомендовал его кандидатуру к избранию на должность ассистента на новый срок, а ученый совет факультета — не рекомендовал. На заседании Ученого совета СПбГУ 8 октября вопрос был решен положительно: он был избран на должность ассистента. Но когда он пришел в отдел кадров продлить трудовой договор, ему представили дополнительное соглашение к трудовому договору, содержащее условие защиты им диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук к 25 декабря 2012 года. Иначе, как он объяснил, трудовой договор с ним будет расторгнут. Он не совсем понимает, что происходит, и хочет выяснить, как ему действовать дальше.
А. А. Заварзин усмотрел в его рассказе несколько вопросов, касающихся распределения ответственности между коллегиальными органами и должностными лицами СПбГУ. Он объяснил посетителю, что занятие должностей научно-педагогических работников происходит на конкурсной основе в соответствии с трудовым законодательством. При этом избрание на должность НПР — это прерогатива Ученого совета СПбГУ, а коллективы кафедр и ученые советы факультетов только рекомендуют (или не рекомендуют) преподавателей к избранию. Заключение трудового договора — это прерогатива работодателя, то есть ректора или лица, наделенного доверенностью ректора (например, проректора по направлениям). Вопрос о сроке трудового соглашения тоже находится в исключительной компетенции ректора или лица, наделенного доверенностью ректора, а Ученый совет СПбГУ может только давать рекомендации (или не давать их в каких-то случаях).
В ситуации, описанной посетителем, Ученый совет СПбГУ избрал его на должность ассистента. Если бы он не прошел по конкурсу, то трудовой договор с ним не стали бы продлевать. А теперь у него появилась возможность занять эту должность на новый срок. Но срок и условия трудового договора определяет проректор по направлениям, исходя из стоящих перед ним задач по обеспечению образовательного процесса соответствующих направлений. А.А. Заварзин привел такой пример: если ему, как проректору по направлениям, для реализации дисциплин по образовательной программе, преподаваемой на английском языке, нужен преподаватель, свободно владеющий английским языком, а Ученый совет избрал кого-то на вакантную должность, то он, заключая трудовое соглашение с таким преподавателем, поставит условие: в течение определенного срока сдать тесты и предъявить, например, сертификат TOEFL. Точно так же проректор по направлениям медицина, медицинские технологии, стоматология и юриспруденция М. Ю. Лаврикова, очевидно, предложила посетителю заключить дополнительное трудовое соглашение с определенными условиями: чтобы он защитил кандидатскую диссертацию в определенный срок. И у него есть право: принять эти условия или не принимать. Если он не принимает условий, то он не может занять должность, на которую был избран.
Ассистент сообщил, что пока он не подписал дополнительное соглашение, поскольку сомневается в том, что сумеет вовремя защитить диссертацию. Он также сказал, что срок действия его нынешнего трудового договора ему неизвестен. А. А. Заварзин в ответ посоветовал ему обратиться в отдел кадров и внимательно прочитать заключенный с ним трудовой договор и предложенное ему дополнительное соглашение. А также порекомендовал впредь, при постановке вопросов трудовых отношений, иметь с собой все необходимые документы для более конкретного обсуждения.
«Не по знакомым же скитаться...» Вопрос о поселении в общежитие
Две студентки 1 курса образовательной программы подготовки магистров «Литература народов Азии и Африки» обратились к ректору с вопросом, как они могут поселиться в общежитие и получить регистрацию. В два голоса они рассказывали, как 27 сентября приехали в Петергоф, в общежитие № 12, подписали там договоры о найме и оплатили проживание на полгода вперед. Но когда через две недели (10 октября) приехали поселяться, то увидели, как они сообщили, что их договоры по-прежнему лежат у коменданта. И эти договоры не были подписаны Д. В. Михайловым, директором студгородка СПбГУ. А значит, они не могли подать документы на получение временной регистрации, не могут устроиться на работу и претендовать на получение социальной стипендии.
Тогда магистрантки взяли свои договоры и, по их словам, сами пошли к директору студгородка. Но Д. В. Михайлов отказался, как они утверждают, подписывать договоры. И теперь они вынуждены жить у друзей. Их интересовал вопрос, есть ли четкие сроки подписания договоров найма со стороны Университета. И сколько им еще ждать решения вопроса о поселении.
А. А. Заварзин позвонил директору студгородка Дмитрию Михайлову и напомнил ему о ситуации, пересказав суть разговора с посетительницами. Тот объяснил: согласно информации, полученной от коменданта общежития № 12, эти студентки действительно приходили первый раз 27 сентября, посмотрели комнату, но ключи не взяли. И процедуры оформления их поселения не было. Дмитрий подчеркнул, что одна из задач директора студгородка — бороться с «мертвыми душами» (в общежитиях нет лишних мест и в то же время есть те, кто получает место, но не использует его). А поскольку эти студентки не проживали в общежитии с 1 сентября по 10 октября, то есть почти полтора месяца, то он отказался подписывать договор найма. По его мнению, наймодатель вправе потребовать освободить жилплощадь, если съемщик не проживает в общежитии.
Возмущенные студентки объяснили, что они поздно приехали в общежитие по уважительной причине (одна из них, по ее словам, находилась на курсах в стране изучаемого языка, а другая о своей причине опоздания почему-то не сообщила). И если их не было «каких-то две недели», это еще не повод, как они считают, чтобы отказываться их поселить. А. А. Заварзин пояснил им, что всё-таки признаки «мертвых душ» имеются. И впрямую спросил студенток, собираются ли они жить в общежитии. Они ответили утвердительно: «не по знакомым же скитаться...»
Тогда А. А. Заварзин объяснил Дмитрию Михайлову, что студенты основной образовательной программы (дневное отделение, бюджетная форма обучения) имеют право на место в общежитии. И в данном случае нет оснований их не поселять. Поскольку эти вопросы интересовали посетительниц, Алексей Алексеевич спросил директора студгородка: «Предположим, я студент, приехал, чтобы поселиться в общежитие. Где я могу узнать правила поселения, сроки и другую информацию?» Тот ответил, что на веб-странице студгородка СПбГУ опубликован «Временный порядок поселения, переселения и выселения обучающихся из общежития СПбГУ», а также пошаговый алгоритм поселения. На вопрос о сроках подписания договора найма, Д. В. Михайлов ответил: в трехдневный срок.
А. А. Заварзин отметил, что в конкретном случае с этими студентками такого не произошло, и потребовал от директора студгородка усилить контроль за работой комендантов общежитий по обеспечению прав студентов при поселении в студгородок СПбГУ, а со студентками, обратившимися к ректору, заключить договор найма, обеспечить их поселение и доложить об исполнении 18 октября 2012 года. Посетительницам же он объяснил, что система контроля доступа в общежитиях работает хорошо, и директор студгородка может легко определить, проживают ли они в своей комнате или нет. И приезжать туда надо не один раз в неделю на выходные, а жить постоянно. А. А. Заварзин также отметил, что перечень «уважительных причин» отсутствия на занятиях определен локальными нормативными актами СПбГУ, и рекомендовал студенткам незамедлительно ознакомиться с «Правилами обучения в СПбГУ». Он отметил, что описанная студентками ситуация вызывает определенные сомнения относительно соблюдения ими обязанностей обучающихся на основных образовательных программах в СПбГУ.
Поезд ушел... Вопрос о возвращении в Академическую гимназию
На прием к ректору пришла мать бывшего ученика Академической гимназии СПбГУ. Она рассказала, что ее сын в прошлом году поступил в 9 класс гимназии по результатам Всероссийской олимпиады по математике. Учился на «пятерки», участвовал в олимпиадах по физике и математике городского и всероссийского уровня (был даже победителем международной интернет-олимпиады), считался, по ее словам, лучшим в классе. Этой весной все выпускные экзамены за 9 класс он сдал на «отлично». А после этого забрал документы и поступил в физико-математический лицей № 239. По словам матери, в гимназии для него не было достаточной конкурентной среды, ему хотелось большего.
Родители жалели о таком выборе, потому что в Академической гимназии их мальчик начал общаться с одноклассниками (чего не было в предыдущей школе), здесь была создана хорошая психологическая обстановка... В лицее № 239 мальчик тоже хорошо учится, но обстановка там более «школьная» — в отличие от гимназии, где к учащимся, как она считает, относятся более уважительно, по-взрослому, как к студентам Университета.
Недавно в их семье изменилась ситуация: мать живет и работает в Луге, а отец в Петербурге, и сын жил с ним. Но теперь отец вынужден много бывать в командировках, поэтому мальчик надолго остается один в квартире. Поэтому они хотели бы, чтобы сын вернулся в Академическую гимназию и жил в интернате. Тем более, что, весной, когда мальчик уходил, педагоги, по словам матери, им обещали, что его там ждут и он всегда может вернуться в гимназию...
Но когда в середине сентября они обратились в гимназию, их адресовали с таким вопросом к проректору по учебной работе СПбГУ. И. о. проректора по учебной работе М. Ю. Лаврикова в своем письменном ответе от 08.10.2012 объяснила им, что их сын не участвовал в конкурсе, который проводится для поступления в 10 класс АГ. И поэтому зачислить его в гимназию не могут.
А. А. Заварзин объяснил посетительнице, что прием на образовательные программы Университета любого уровня (и среднее образование, и высшее, и послевузовское) происходит в точном соответствии с «Правилами приема в СПбГУ». Сегодня в России 10 и 11 класс школы — это отдельный уровень, среднее (полное) общее образование, в отличие от 9 класса и ниже — основного общего образования. И, соответственно, поступление в 10 класс осуществляется по конкурсу — так же, как выпускники бакалавриата поступают на программы магистратуры.
Посетительница сообщила, что для учеников 9 класса гимназии конкурсными баллами для поступления в 10 класс Академической гимназии считались оценки выпускных экзаменов. И она уважает университетские правила, но рассчитывала, что ректор сможет найти индивидуальное решение, касающееся ее сына. И предложила засчитать его отличные оценки на выпускных экзаменах за 9 класс Академической гимназии — как конкурсные баллы... Но заявление-то на участие в конкурсе для поступления в 10 класс, возразил А. А. Заварзин, нужно было подать до 31 августа, а они этого не сделали и опоздали. А затем пояснил, что одна из обязанностей ректора — отслеживать неукоснительное соблюдение действующих норм, законов и правил. И что в последние годы прием на все образовательные программы СПбГУ стал четким и прозрачным. А любое, так называемое исключение из правил — это и есть нарушение правил!
А. А. Заварзин позвонил проректору по учебной работе Е. Г. Бабелюк и получил информацию о том, что конкурс в Академическую гимназию в этом году был большой, все 360 мест в гимназии заняты, поэтому дополнительный набор в Академическую гимназию не объявлялся. Посетительница сделала вывод, что они совершили большую ошибку, и она понимает, что поезд, к сожалению, уже ушел. И своего сына они, видимо, будут забирать в Лугу.
Алексей Алексеевич посоветовал обратить внимание на олимпиады школьников, которые проводит СПбГУ, а также рекомендовал поступать на довузовские образовательные программы (в том числе дистанционные) по физике, математике и др. Это позволит юноше повышать свой уровень подготовки, готовиться к экзаменам для поступления в СПбГУ и сохранять связь с Университетом.
Статистика
16 сентября на прием пришли пять человек: студенты (2), аспиранты и соискатели (0), профессора и преподаватели (2), сотрудники (0), не работающие в СПбГУ (1). Рассматривались четыре вопроса, в том числе по темам: образование (0), наука (1), студенческая жизнь (учеба (1), досуг (0), поселение (1), другие (0)), жилье, хозяйство, быт (0), трудовые отношения (1), отношения в коллективе (0), Университет и мир (0), прочие (0). Прием начался в 16:39, закончился в 18:32.