Санкт-Петербургский государственный университет

St. Petersburg University

На ректорском совещании 5 июня рассматривались следующие вопросы:

  1. Государственное задание СПбГУ на 2017 год
  2. Заседание Попечительского совета ВШМ СПбГУ
  3. Конкурс на финансирование междисциплинарных НИР
  4. Обязанности руководителя исследовательского коллектива
  5. Использование результатов интеллектуальной деятельности
  6. О навыках работы в Blackboard
  7. Совершенствование работы Виртуальной приемной
  8. Об издании «Псковского областного словаря с историческими данными»
  9. Открытый конкурс студенческих проектов «Россия, устремленная в будущее»

 

  1. Государственное задание СПбГУ на 2017 год

В полном объеме утверждено государственное задание СПбГУ на 2017 год (в части образовательной деятельности и в части исследовательской деятельности). Этому предшествовал сквозной анализ деятельности вузов, подведомственных правительству РФ, как в части образовательной деятельности, так и в части исследовательской деятельности. В государственном задании установлены требования учредителя: например, количество публикаций в журналах, индексируемых в WoS и Scopus, — из расчета 3,5 в год на 1 исследовательский проект, финансируемый за счет государственного бюджета. Эти требования даже несколько выше, чем показатели, которые демонстрирует Университет в среднем по всем исследовательским проектам (включая внешние гранты и хозяйственные договоры).

 

  1. Заседание Попечительского совета ВШМ СПбГУ

На заседании Попечительского совета института «Высшая школа менеджмента» СПбГУ 1 июня по предложению ректора был рассмотрен вопрос о целесообразности изменения системы управления и создания в составе СПбГУ отдельного юридического лица «Институт „Высшая школа менеджмента СПбГУ“». Предложение нашло поддержку у членов совета. По предложению члена Попечительского совета Алексея Мордашова обсуждался также вопрос о необходимости повышения эффективности пиар-сопровождения деятельности и успехов Университета в области менеджмента (см. В СПбГУ состоялось очередное заседание попечительского совета Высшей школы менеджмента).

 

  1. Конкурс на финансирование междисциплинарных НИР

В 2017 году будут объявлены конкурсы на финансирование из средств СПбГУ междисциплинарных НИР по приоритетным направлениям Программы развития. Одно из принципиальных отличий новых конкурсов от предыдущих заключается в том, что тему НИР будет заказывать Университет, исходя из: актуальности (в соответствие со Стратегией НТР РФ), позиций Университета в соответствующей предметной области, системного развития научной деятельности Университета в разных предметных областях. По правилам Университета все конкурсы являются открытыми, и в них могут принять участие ученые любой российской и зарубежной организации.

Уже запущена первая очередь конкурса на финансирование из средств СПбГУ междисциплинарных НИР по двум темам: «Инвестиционный потенциал Российской Арктики: вызовы, возможности и перспективы реализации», «Разработка концепции правового регулирования и этических стандартов оборота биоматериалов для генетических исследований, а также генетической информации».

Темы совершенно разные, но обе — в топе интересов как науки, так и национальных интересов России. По первой теме есть расчет на интеграцию усилий географов, геологов, биологов, международников, юристов, экономистов, менеджеров. В результатах такой работы могут быть заинтересованы как федеральные органы власти и подведомственные им организации (например, Минприроды, МИД, Минобороны), так и крупные компании, работающие в Арктике. Вторая тема призвана проанализировать и закрыть законодательные бреши в обеспечении организации генетических исследований и использовании этих исследований в здравоохранении, фармакологии, этнополитологии. В последние годы такие исследования активно проводятся в России и в первую очередь в СПбГУ. Здесь ожидается консолидация усилий юристов, медиков, биологов, психологов.

Вторую очередь открытых конкурсов для ученых всего мира планируют объявить в сентябре. Их особенностью будет необходимость обязательного софинансирования каждого инициативного проекта со стороны организаций — потенциальных потребителей результатов НИР. До подачи заявки исследовательские коллективы должны будут найти надежного внешнего партнера, работающего в той же исследовательской области и готового софинансировать НИР. Темы проектов — междисциплинарные, поэтому в исследовательском коллективе могут быть специалисты из разных областей знания.

 

  1. Обязанности руководителя исследовательского коллектива

Проведен анализ предложений директоров и деканов по содержанию обязанностей руководителя исследовательского коллектива (см. Материалы ректорского совещания от 30.01.2017, п. 2). Предложенный перечень обязанностей охватывает весь цикл современного научного исследования:

  • поиск источников внешнего финансирования (в этом блоке представлены обязанности по мониторингу информации о российских и зарубежных научных конкурсах, выбору наиболее перспективных тем научно-исследовательских работ);
  • подготовка заявок на конкурсы (этот блок включает обязанности по формированию состава научного коллектива, установлению связей для подготовки заявок междисциплинарного характера, привлечению к работе молодых ученых; сюда же входят обязанности, связанные с содержательной подготовкой заявок на конкурсы);
  • реализация проектов (в этот блок попали обязанности по планированию и контролю хода исполнения исследования, подготовке научных публикаций в высокорейтинговых журналах, участию членов исследовательского коллектива в знаковых научных конференциях);
  • продвижение результатов научных исследований (этот блок направлен на обеспечение своевременной защиты интеллектуальной собственности, популяризацию результатов проектов и внедрение их в образовательный процесс).

Кроме названных обязанностей руководители коллективов имеют обязательства, связанные с эффективностью трудовой деятельности членов коллектива. В течение нескольких лет после проведения конкурсного отбора на финансирование фундаментальных научных исследований за счет средств СПбГУ с победителями конкурса заключаются дополнительные соглашения к трудовому договору, в которых фиксируется обязанность по достижению коллективом исполнителей конкретных целевых индикаторов (например, по количеству и качеству публикаций, участию в конференциях, изданию монографий).

 

  1. Использование результатов интеллектуальной деятельности

Продолжается работа по созданию механизмов оформления и использования результатов интеллектуальной деятельности с целью обеспечения приоритета Российской Федерации и Университета на эти результаты. Директора и деканы предложили включать в трудовые договоры пункт «стать автором учебников, учебно-методических изданий или иных изданий, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, ноу-хау (секретов производства), топологий интегральных микросхем, программного обеспечения для ЭВМ или баз данных, от использования прав на которые СПбГУ может получить доход».

Практика внесения этого пункта в трудовые договоры показала, что часть научно-педагогических работников с пониманием его принимает, так как их научная работа ориентирована на получение конкретного патентоспособного результата, другая — наоборот, ориентирована на открыто публикуемые результаты (научные статьи и т. п.), что тоже оформляется соответствующими пунктами трудового договора. Таким образом, трудовые договоры становятся все более индивидуальными, учитывающими различные аспекты деятельности научно-педагогического работника и включающими различные по содержанию служебные задания.

При прохождении конкурсных процедур наличие патентов, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, ноу-хау (секретов производства), топологий интегральных микросхем, программного обеспечения для ЭВМ или баз данных, от использования прав на которые получен доход, директорами и деканами предложено приравнивать к наличию у кандидата гранта на проведение научно-исследовательской и опытно-конструкторской работы.

 

  1. О навыках работы в Blackboard

Директора и деканы, говоря о возможности закрепления в требованиях к соискателям на должности научно-педагогических работников наличия у них навыков работы в Blackboard, отмечали, что в настоящее время включение в конкурсные объявления требования по владению кандидатом Blackboard будет препятствовать конкуренции, ограничит привлечение внешних кандидатов (в том числе тех, кто владеет навыками работы в другой, аналогичной по функционалу информационной системе), хотя подтверждение навыков работы в Blackboard весьма несложно организовать при приеме заявлений и проведении конкурса.

Но пока предложено включать требование о наличии навыков работы в Blackboard не в конкурсные объявления, а в условия трудовых договоров (дополнительных соглашений) с победителями конкурсного отбора. Это позволит, с одной стороны, стимулировать научно-педагогических работников к изучению этой информационной системы, а с другой — выстроить систему оценки уровня владения Blackboard через оценку размещенных материалов с привлечением учебно-методических комиссий.

Уже сейчас во все вновь заключаемые трудовые договоры (или дополнительные соглашения) научно-педагогических работников коллективов восточного, филологического и экономического факультетов и факультета международных отношений включается обязательство использования информационной системы Blackboard для организации учебного процесса. Кроме того, каждый год Управлением по работе с персоналом в рамках повышения квалификации формируются группы по изучению Blackboard. В настоящий момент прошли онлайн-обучение более 1000 научно-педагогических работников, среди них около 80 имеют сертификат тьютора Blackboard и могут сами обучать других. Эти меры возымели свое действие: по сравнению с 2016 годом число активных пользователей Blackboard увеличилось более чем на 300 человек.

Опыт показывает, что те, кто далеко продвинулся в освоении Blackboard, однозначно отмечают его эффективность в организации самостоятельной работы студентов, удобство в проведении контрольных мероприятий и промежуточных аттестаций. А критикуют Blackboard обычно лица, до конца не освоившие инструментарий этой информационной системы или просто не владеющие им.

 

  1. Совершенствование работы Виртуальной приемной

Получены предложения некоторых директоров и деканов о работе Виртуальной приемной: о необходимости соблюдения сроков направления ответов заявителям, о рассмотрении обращений коллегиальными органами, о размещении на портале СПбГУ статистической и аналитической информации о результатах рассмотрения обращений. Однако в той или иной мере все эти вопросы уже решены: Виртуальная приемная работает с соблюдением требований закона о работе с обращениями граждан, статистическая информация о ее работе публикуется (см. Результаты обращений).

В связи с вступлением в силу Указа Президента РФ от 17.04.2017 № 171 «О мониторинге и анализе результатов рассмотрения обращений граждан и организаций» директорам и деканам дано поручение: провести более глубокий анализ и представить дополнительные предложения о совершенствовании работы Виртуальной приемной.

 

  1. Об издании «Псковского областного словаря с историческими данными»

С середины XX века в Санкт-Петербургском (Ленинградском) университете ведется работа наших филологов по собиранию, фиксации, обработке народной речи. В 1960 году по инициативе выдающегося филолога, профессора Б. А. Ларина в Университете началась работа по составлению экспериментальных словарей разного типа, в частности «Псковского областного словаря с историческими данными».

Ежегодно студенты и преподаватели выезжают на так называемую лингвистическую практику на Псковщину. В результате этой деятельности в Университете создана уникальная картотека, которая в настоящее время насчитывает 1,5 млн карточек-цитат, содержащих лексику, в том числе и литературного языка, записанную в экспедициях на территории псковского региона (с 1945 года по настоящее время). Особую самостоятельную часть картотеки представляет ее историческая часть. Это выборки лексики и фразеологии из источников XIII–XVIII вв.

На основе картотеки формируется «Псковский областной словарь с историческими данными». Это словарь полного типа: в нем представлены все бытующие в крестьянской речи общерусские и диалектные слова. По сведениям филологов, проект считается уникальным как по продолжительности реализации, так и по фундаментальности исследовательской работы. В публикациях, правда, встречаются утверждения, что проект реализуется как коллективная межвузовская тема Санкт-Петербургского государственного университета и Псковского государственного педагогического университета. Но документы, подтверждающие это (например, договоры с Псковским университетом), не обнаружены.

С 1967 года в СПбГУ подготовлено 27 и издано 26 выпусков «Псковского областного словаря с историческими данными». Исследования финансируются: за счет грантов РГНФ (более 3 200 тыс. руб. с 2012 года) и за счет средств СПбГУ (более 9 200 тыс. руб. за этот же период). Несмотря на то, что исследования долгие годы финансировались преимущественно Университетом, права СПбГУ оформлены только на два выпуска словаря — 26 и 27. Ведется большая работа по восстановлению исключительного права Университета на этот интеллектуальный продукт. Организована работа по постановке на учет в СПбГУ картотеки, которая составляет интеллектуальную собственность Университета. И проблема здесь связана с обеспечением приоритета СПбГУ в этой области, с защитой интересов страны.

 

  1. Открытый конкурс студенческих проектов «Россия, устремленная в будущее»

По инициативе студентов на очередном заседании Совета ректоров СЗФО принято решение о проведении открытого конкурса студенческих проектов «Россия, устремленная в будущее». На конкурс будут приниматься изобразительные работы (фото и плакаты), литературные произведения (эссе), а также видеоработы обучающихся российских вузов. В оргкомитеты и жюри конкурса войдут представители студенческих советов вузов. Конкурс проводится в два этапа. Региональные этапы пройдут с 12 июня по 6 октября на базе девяти вузов Северо-Запада. Победители будут приглашены к участию в окружном этапе — площадкой для него станет СПбГУ (см. В День России Совет ректоров вузов СЗФО объявит конкурс студенческих проектов).

 

 

Ответственный за содержание: Елена Александровна Осиновская, редактор сайта, 8 (812) 3280162, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.