Материалы ректорского совещания
Повестка совещания
Собственные ученые степени СПбГУ и МГУ по статусу будут равны ученым степеням ВАК, а по качеству — превосходить их на порядок
Законопроект, предоставляющий СПбГУ и МГУ право присуждать собственные ученые степени, равные по статусу ученым степеням ВАК, рассмотрен на заседании Правительства РФ и будет внесен в Госдуму.
Ректор СПбГУ Н. М. Кропачев напомнил, что с инициативой присуждения собственных ученых степеней наш Университет выступил еще в 2013 году (первые защиты прошли в СПбГУ в июле 2013 года, а первые дипломы Ph. D. СПбГУ ректор вручил в ноябре 2013 года): «Ph. D. СПбГУ: сегодня это станет реальностью»; «В СПбГУ начали новую главу в истории российского образования»; «Новые ученые степени СПбГУ в фокусе внимания журналистов»; «Состоялось торжественное вручение первых Ph. D. дипломов СПбГУ»; «В СПбГУ впервые вручили дипломы докторов Ph. D.»; «Инициатива по введению собственных ученых степеней получает признание ведущих ученых»; «Инициатива СПбГУ по передаче в вузы ответственности за качество присваеваемых ученых степеней поддержана общим собранием Ассоциации ведущих университетов». Но эту инициативу тогда не поддержало руководство МГУ (см. Направить реформу науки в разумное русло). Только недавно их позиция стала меняться. В 2015 году еще ряд ведущих российских вузов выступил с просьбой предоставить им право присуждать собственные ученые степени. Этот вопрос стал активно обсуждаться, и 17 сентября Правительство РФ одобрило законопроект, предоставляющий МГУ имени М. В. Ломоносова и СПбГУ право с 1 сентября 2016 года присуждать ученые степени, равные по статусу ученым степеням ВАК. Другим избранным вузам придется подождать до 1 сентября 2017 года.
См. также: Быть в тренде (Российская газета, 5 февраля 2014, ответ 3); Николай Кропачев: «Научно-исследовательская и экспертная деятельность — сейчас наши основные приоритеты» (Эксперт Северо-Запад, № 16, 14 апреля 2014, ответы 1 и 3); Николай Кропачев: «Кризис образования — общая проблема глобализации» (Управление бизнесом, 22 апреля 2014, ответ 3); Он был первым, Российская газета, 18 июня 2014, ответы 7–9); Николай Кропачев: «Компетенцию выпускников вуза должен определять работодатель (Российское агентство правовой и судебной информации, 26 июня 2015).
Ректор подчеркнул, что уровень защит в диссоветах, где присуждаются собстенные степени СПбГУ, должен быть выше уровня защит в диссоветах ВАК. И требования к этим диссертациям должны быть выше. Например, мы установили для наших математиков такие требования: не менее двух публикаций в журналах, индексируемых в WoS. Н. М. Кропачев отметил, что надо честно рассказывать аспирантам и магистрантам, что уровень требовательности будет повышен и что это может привести к сокращению числа защит. Диссертационные работы надо готовить тщательнее. Но никто не запрещает нашим ученым защищать диссертации по требованиям ВАК в других вузах и научных организациях.
О перечне олимпиад школьников на 2015/16 учебный год
Проректор по учебной работе Е. Г. Бабелюк, комментируя приказ Минобрнауки от 28.08.2015 № 901 «Об утверждении Перечня олимпиад школьников и их уровней на 2015/16 учебный год», сообщила о дальнейшем развитии олимпиад СПбГУ. В новом Перечне несколько олимпиад школьников СПбГУ повысили уровень (иностранный язык, социология, история, обществознание, экономика). Теперь из 14 олимпиад СПбГУ у нас пять олимпиад первого уровня (биология, география, иностранный язык, математика, обществознание, право). Проректор отметила, что вузы-конкуренты на некоторых направлениях опережают наш Университет. Количество школьников, участвующих в олимпиадах СПбГУ, высоко, но не все победители и призеры поступают в СПбГУ. Они идут и в другие вузы — и это подтверждает высокое качество наших олимпиад (другие вузы признают результаты и предоставляют льготы победителям и призерам олимпиад СПбГУ). Но если уровень наших олимпиад не будет расти, то не вырастет и количество участников.
Е. Г. Бабелюк отметила необходимость увеличения числа олимпиад СПбГУ. И сообщила, что СПбГУ будет ориентироваться на олимпиады по комплексам предметов. Например, хорошо зарекомендовали себя наша олимпиады: по экономике (которая сочетает олимпиаду по математике и обществознанию), по социологии (история плюс обществознание). Возможны и другие комплексные олимпиады: например, биология плюс химия, информатика плюс физика, биология плюс информатика. В ближайшее время будет проведено совещание с директорами и деканами по вопросам организации комплексных олимпиад.
О рейтинге QS — 2015
Проректор И. А. Дементьев проанализировал результаты рейтинга QS — 2015 и продвижения в нем СПбГУ и других российских университетов. Он напомнил, что в рейтинге QS по версии компании Quacquarelli Symonds СПбГУ в этом году, как и годом ранее, вошел в группу 201–300, сохранил второе место среди российских вузов и значительно улучшил свои позиции по укрупненным областям знаний. По критериям «Репутация среди работодателей» (46 %) и «Академическая репутация» (49 %) есть продвижение по сравнению с прошлым годом. Но индекс цитируемости в расчете на одного научно-педагогического работника вуза не так высок, как хотелось бы.
См. также: Нас ждут первые строчки мировых рейтингов (Невское время, 27 февраля 2014, ответ 8); Николай Кропачев: «Кризис образования — общая проблема глобализации» (Управление бизнесом, 22 апреля 2014, ответы 2 и 4); Лучший — докажи (Российская газета, 29 мая 2014, ответ 1); Честность и открытость (Парламентская газета, 30 июля 2014, ответы 1–5); Из России с дипломом (Журнал BRICS, ответ 2); Правила жизни Университета (Санкт-Петербургские ведомости, 29 декабря 2014, ответ 1); СПбГУ вошел в список самых престижных вузов мира: комментарий ректора Н. М. Кропачева (ТК «Россия — Культура», 12 марта 2015); Университету кризис не страшен (Невское время, 26 июня 2015, ответы 1 и 6).
И. А. Дементьев проанализировал публикационную активность наших ученых по областям знаний — в сравнении с учеными других росийских вузов. Он отметил, что из 6000 ученых и преподавателей Университета в журналах, индексируемых в WoS, публикуются около 900 человек. Показатели «Международный академический персонал» и «Количество студентов-иностранцев» тоже невысоки.