Санкт-Петербургский государственный университет

St. Petersburg University

Во вторник, 15 сентября, прошел очередной прием граждан в здании Двенадцати коллегий. Его вел ректор СПбГУ Н. М. Кропачев.

  1. Чтобы протезисты не хромали (Вопрос о развитии магистерской образовательной программы) 
  2. Штамп в паспорте (Вопрос о регистрации иногороднего студента) 
  3. Сесть в свой вагон (Вопрос о восстановлении в СПбГУ) 

 

  1. Чтобы протезисты не хромали

Вопрос о развитии магистерской образовательной программы

Профессор Е. В. Шатаева, руководитель магистерской программы «Ортопедические системы и технологии», сообщила, что эта программа практико-ориентированная, Университет по этой программе готовит высококвалифицированных инженеров-протезистов, способных на современном уровне решать проблемы восстановления утраченных функций опорно-двигательного аппарата с использованием широкого арсенала биотехнических методов, систем и технологий. Программа была открыта в СПбГУ в 2012 году и не имеет аналогов в России. Состоялись два пилотных выпуска этой программы. Но ее реализация связана с рядом трудностей. Бюджетных мест нет, по словам посетительницы, в коллективе факультета стоматологии и медицинских технологий, кроме нее, нет специалистов этого профиля.

Ректор СПбГУ Н. М. Кропачев спросил, использовала ли профессор возможности, имеющиеся у всех научно-педагогических работников Университета. Вошла ли она в состав учебно-методической комиссии факультета, чтобы поставить и обсудить вопросы реализации образовательной программы? Профессор ответила, что она обратилась с этим вопросом в УМК, но ей отказали. Ректор спросил, написала ли она соответствующее заявление на имя проректора по учебно-методической работе. Оказалось, что не писала и не знала о такой возможности (о правах научно-педагогических работников СПбГУ, в том числе о праве на участие в работе комиссий СПбГУ (см. Права научно-педагогических работников СПбГУ)). Знает ли профессор, что она может, не согласившись с решением учебно-методической комиссии и ученого совета, сообщить об этом проректору по учебно-методической работе, а тот в свою очередь может принять решение о проведении внешней экспертизы учебно-методической документации образовательной программы (см. Права научно-педагогических работников СПбГУ)? Как выяснилось, не знает. Соответствующих специалистов может не быть в коллективе конкретного факультета, но они наверняка есть в Университете (среди биологов, прикладных математиков, менеджеров, медиков и др.), в других вузах и научных центрах России, их можно привлечь к сотрудничеству.

Это образовательная программа не руководителя программы, не коллектива конкретного факультета, а всего Университета, и ректор призвал посетительницу мыслить университетскими категориями. Она утверждает, что магистерская программа «Ортопедические системы и технологии» не имеет аналогов в России. Но, может, в других вузах хотят создать подобную программу? Или создавали, но у них не получилось? Какие аналогичные программы существуют в вузах мира? Нужно сопоставить: чем наша программа сильнее, чем слабее?.. Какие работодатели заинтересованы в реализации этой программы?

Вопрос с открытием бюджетных мест на образовательные программы решается на основе конкурса в масштабах страны, объяснил Н. М. Кропачев. И здесь могут помочь работодатели. Профессор Е. В. Шатаева сообщила, что в России существуют 73 унитарных предприятия, которые заинтересованы в таких выпускниках СПбГУ. В Минобрнауки РФ формируются контрольные цифры приема в вузы России на основе запросов работодателей. Если придут их запросы в министерство, то будут и бюджетные места для этой программы…

Кроме того, нужно выяснить, действительно ли работодатели ждут выпускников программы? Сколько они согласны платить за подготовку специалистов? Сколько согласны вложить в развитие программы?.. Университет готов создать совет образовательной программы, сообщил ректор. В совет необходимо включить представителей этих предприятий. Совет определит, какими компетенциями должны обладать выпускники. В соответствии с этими требованиями университетские специалисты разработают программу (модернизируют ее) и предложат УМК рассмотреть ее. А в состав УМК тоже должны войти представители работодателей. При необходимости образовательную программу направят на внешнюю экспертизу, в том числе работодателям.

Далее: работодатели могут помочь нам правильно определить, сколько стоит подготовка такого специалиста с теми компетенциями, которые они сформулировали? Их пожертвования можно аккумулировать в специальном целевом фонде эндаумент-фонда СПбГУ — причем средства будут тратиться целевым образом, только на реализацию этой программы. И эти траты они сами будут полностью контролировать… Кроме того, работодатели могут предоставить СПбГУ оборудование или разрешить проводить обучение у них на предприятиях. Мы ждем от таких работодателей советов по кадровым вопросам (кого из преподавателей привлекать к реализации программы), по вопросам определения требований к поступающим на обучение по этой программе, по совершенствованию учебного плана программы и отдельных ее дисциплин. Безусловно, именно работодатели должны принимать самое активное участие в выпускных экзаменах.

См. также:

 

  1. Штамп в паспорте

Вопрос о регистрации иногороднего студента

Родители Виктора Бойко, студента-международника 1 курса, сообщили, что сыну предоставили место в общежитии в Петергофе. Но он там не живет — по словам матери, слишком далеко ездить на учебу. Поэтому они снимают комнату сыну и дочери, тоже студентке СПбГУ, в центре города. Посетители спросили, могут ли сына-студента зарегистрировать по месту учебы?

Проректор по эксплуатации материально-технической базы Г. С. Васильев, которого ректор пригласил принять участие в приеме граждан, объяснил: это возможно, только если студент живет в общежитии СПбГУ. Не просто получил место и заселился, но обязательно там живет. В других случаях по закону Университет не имеет возможности регистрации граждан. Регистрация происходит именно по месту пребывания (есть воинский учет, медицинский учет в поликлинике и др.). Г. С. Васильев сообщил, что в общежитиях Университета проживает около 12 тысяч обучающихся. И Федеральная миграционная служба проверяет исполнение правил их поселения и регистрации в СПбГУ. Студенты и сами могут проверить на портале СПбГУ, кто в какой комнате живет и какие места свободны.

К сожалению, еще есть студенты, которые только заселяются в общежитие, регистрируются и после этого исчезают. В таких случаях Университет применяет жесткие административные меры по их выселению. В Университете заинтересованы в том, чтобы комнаты не пустовали (год назад таких мест было 700, в прошлом году — уже 400, и количество их неуклонно снижается), потому что нужны места для заселения иногородних. На ремонт и строительство новых общежитий Университет тратит огромные суммы.

На вопрос, что же им делать, посетители получили ответ: либо сын-студент заселяется в общежитие СПбГУ, регистрируется и живет там; либо он может зарегистрироваться по месту фактического проживания (это происходит заявительным порядком).

См. также:

 

  1. Сесть в свой вагон

Вопрос о восстановлении в СПбГУ

Александр Кудринский, бывший студент-востоковед 3 курса СПбГУ, напомнил, что он был отчислен весной этого года после того, как трижды не сдал зачет по дисциплине «Социальная антропология Африки» (см. 158. Материалы с приема граждан 17.02.2015, п. 1). Он хочет восстановиться в Университет, но, по его словам, не может это сделать из-за того, что на направление «Языки и культуры Восточной Африки, эфиопистика» образовательной программы «Африканистика», на котором он учился, открывается прием в СПбГУ раз в 4 года. И сейчас на этом направлении учатся первокурсники. Он спросил ректора, что ему делать в таком случае?

Н. М. Кропачев ответил, что программы обучения открываются по правилам — так же, как поезда следуют по расписанию. Когда придет его поезд, можно будет сесть в свой вагон. Поэтому он может либо ждать 3 года, либо в следующем году восстанавливаться на 2 курс или на второй семестр первого курса. Но в таком случае его (при наличии вакантных мест) смогут восстановить только на договорную основу обучения, поскольку он проучился в Университете 3 года на бюджетной основе… Посетитель сказал, что он хотел перевестись на образовательную программу «История», но оказалось, что разница в учебных планах между программами слишком большая, превышает допустимую.

Ректор спросил, разве нет никакой другой образовательной программы, куда его могли бы перевести? Посетитель ответил, что нет. Но позже в ходе разговора выяснилось, что на той же образовательной программе «Африканистика» есть и другое направление, достаточно близкое. Но тогда ему придется изучать с нуля другой африканский язык, а это сложно, как признался посетитель. За полгода ему придется нагнать студентов, которые изучали ту программу в течение трех лет. К тому же, по его словам, другой язык менее востребован… Н. М. Кропачев подвел итог: в любом случае ему придется делать выбор. Либо ждать, либо догонять, чтобы сесть в свой вагон.

 

На приеме граждан присутствовал Евгений ГОЛУБЕВ (редакция журнала «Санкт-Петербургский университет»).

Статистика:

15 сентября на прием пришли 5 человек: студенты и абитуриенты (0), аспиранты и соискатели (0), профессора и преподаватели (1), сотрудники (1), не работающие в СПбГУ (3).

Рассматривались 4 вопроса, в том числе по темам:

  • Образование (2)
  • Наука (1)
  • Общежития (1)
  • Работники и коллективы (0)
  • Социальные вопросы (0)
  • Университет и мир (0)
  • Прочие (0)

Прием начался в 16:37, закончился в 19:17.

 

 

Ответственный за содержание: Елена Александровна Осиновская, редактор сайта, 8 (812) 3280162, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.