На первом курсе личная жизнь у юношей налаживается
В СПбГУ проходит XVII Международная научная конференция молодых ученых «Психология XXI века: пути интеграции в международное научное и образовательное пространство».
Ее задачи — обсуждение актуальных вопросов и путей интеграции в международное научное и образовательное пространство, определение перспективных направлений развития российской психологической науки, установление международных контактов.
Поводами для научных дискуссий на секции «Педагогическая и возрастная психология» стали отношения детей и родителей, а также адаптация у первокурсников и мотивация профессиональной деятельности в разные периоды взросления. Так, аспирант СПбГУ Екатерина Антонова представила доклад «Роль детско-родительских взаимодействий в становлении идентичности подростков». Она рассказала, что установление гендерной и личностной идентичности не приоритетно для старшеклассников, их гораздо больше волнует выбор профессионального пути. Выяснилось также, что подростки всех возрастных категорий удовлетворены отношениями с родителями и принимают их как авторитетные фигуры. Однако по мере взросления они отмечают большую требовательность отцов, тогда как в отношениях с матерью происходит усиление эмоциональной близости и принятия, по сравнению с младшими возрастами. Исследование позволило выявить факторы взаимоотношений с родителями, которые, с точки зрения подростков, положительно связаны со становлением позитивных статусов идентичности. Это «требовательность отца» для подростков обоих полов, «сотрудничество с матерью» для девушек и «сотрудничество с отцом», «удовлетворение отношениями с родителями» и «принятие матери» для юношей.
Екатерина Антонова также отметила, что одни и те же параметры взаимодействия с родителями неоднозначно влияют на становление различных видов идентичности подростков.
Параметр «сотрудничество с отцом» с точки зрения юношей положительно влияет на формирование профессиональной и негативно — на формирование гендерной идентичности.
Кандидат психологических наук Ольга Владимировна Павлова выступила с докладом «Выбор самых значимых людей в подростковом, юношеском и студенческом возрастах». В результате масштабного исследования она пришла к выводу, что в подростковом и юношеском возрасте отношения с матерью более значимы для юношей, чем для девушек. В период ранней взрослости (первые курсы университета) значимость отношений с мамой для юноши снижается, а для девушек, наоборот, возрастает.
Отца как значимого человека отмечает небольшой процент юношей и девушек. При этом отношения с отцом в юношеском возрасте и в период ранней взрослости более значимы для юношей, чем для девушек. Также отношения с подругами для большинства девушек важнее, чем отношения с другом у юношей. Более того, в этот период мать и подруга конкурируют между собой за авторитет для молодой девушки. Интересно, что в подростковом возрасте многие девушки активно общаются с противоположным полом, в то время как лишь у небольшого процента юношей есть девушка. Однако ситуация резко меняется с наступлением ранней взрослости — личная жизнь у молодых людей налаживается, значимость отношений с девушкой для юношей возрастает и выходит на первые позиции, а значимость матери снижается примерно в два раза. Исследователь отметила, что было бы любопытно также изучить значимость фигуры матери для тех юношей, у которых в период ранней взрослости девушки не было.
В работе секций «Общая психология и методология психологии», «Клиническая психология, психофизиология и психология здоровья», «Педагогическая и возрастная психология», «Социальная и политическая психология, организационная психология и психология менеджмента», а также секций и круглых столов на английском языке принимают участие студенты, магистранты, аспиранты и педагоги, занимающиеся психологической наукой. Среди докладов на каждой секции будет выбран лучший, и победителю вручат приз на закрытии конференции. В рамках конференции также состоятся дискуссии и пройдут лекции и мастер-классы известных специалистов.