Профессор Оксфордского университета прочитал в СПбГУ лекцию о восприятии глубины
В СПбГУ состоялась открытая лекция профессора Оксфордского университета, руководителя департамента экспериментальной психологии Pembroke College, профессора Брайана Роджерса (Brian Rogers) «Восприятие глубины, искусство и иллюзии» («3-D Perception, Art and Illusion»).
Лекция прошла на английском языке с последовательным переводом, что не помешало аудитории после основной части выступления засыпать профессора Брайана Роджерса вопросами на английском.
Лекция профессора Роджерса привлекла внимание многих универсантов, не только психологов. Например, в оживленную дискуссию с ним по окончании лекции вступила профессор Татьяна Черниговская (доктор биологических и доктор филологических наук). Работы Брайана Роджерса в области зрительного восприятия известны во всем мире уже более 25 лет, он — ученик и соратник легендарного Ричарда Грегори, эксперт в исследованиях компаний LG и Samsung. Профессор Роджерс является редактором таких известных журналов, как Nature, Experimental Psychology, Vision Research, etc; Также он является экспертом фондов NIH, NATO, The Wolfson Foundation.
Известно, что восприятие глубины — это сложный процесс, в котором участвуют многие факторы, начиная от бинокулярной диспаратности, заканчивая монокулярными признаками глубины. Основная сложность заключается в том, что восприятие глубины напрямую невозможно, сетчатка ведь двухмерная. Следовательно, третье измерение приходится «конструировать». Так считали многие исследователи, в том числе и учитель Брайна Роджерса — знаменитый Ричард Грегори. Тем не менее, в своих более чем 30-летних исследованиях профессор Роджерс доказал, что для восприятия глубины бинокулярное зрение не является необходимым, и даже небольшого движения головы из стороны в сторону достаточно, чтобы увидеть глубину одним глазом. Таким образом, более чем полувековое конструктивистское объяснение восприятия третьего измерения оказалось неверным.
Работы Брайна Роджерса интересны не только когнитивным психологам, исследующим особенности восприятия. Его работы актуальны также и для художников. Представьте, что вы смотрите на изображение улицы маленького голландского городка — домики, удаляющиеся в перспективе. Рассматривая эту картину издалека, вы более чем уверены, что изображение — это двумерная плоскость. Но вы точно удивитесь, подойдя поближе, так как окажется, что на самом деле это трехмерная картинка, в которой признаки перспективы (сходящиеся к центру картины линии) оказываются более сильными, чем признаки глубины (выступающие части картины). Именно такого рода иллюзии изображает художник Патрик Хьюджес, а ученый Брайан Роджерс исследует их.
Вопросы, которые задавали профессору Роджерсу после лекции, в основном касались разных факторов, которые учитывались / не учитывались в его экспериментах. Например, возраст испытуемых и даже их национальность (восточная традиция изображения перспективы отличается от западной — правда, по мнению Брайана Роджерса, в данном случае это несущественно), освещенность объектов и многое другое. Интересно, что некоторые вещи профессор Роджерс объяснял сходу, о других он говорил, что нет, этот аспект в данном случае не рассматривался, но это «было бы любопытно сделать». Одним словом, кажется, общение получилось плодотворным и небесполезным как для аудитории, так и для лектора. По крайней мере, публика поблагодарила профессора Роджерса горячими аплодисментами.