СПбГУ развивает дополнительную образовательную программу «Русский язык как иностранный»

В Санкт-Петербургском университете прошло второе заседание совета дополнительной образовательной программы «Русский язык как иностранный (РКИ)».

В состав первого в Университете совета по программе дополнительного образования, помимо русистов СПбГУ, вошли специалисты из Министерств образования и науки России и Болгарии, Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы и Российского общества преподавателей русского языка и литературы, а также издательства «Златоуст», выпускающего учебные пособия для преподавания РКИ. Участие внешних экспертов, приглашенных работать в тандеме с учеными Санкт-Петербургского университета, позволяет выработать новые предложения по оптимизации работы университетской образовательной программы.

Открыл работу совета доклад заместителя директора Центра социологических исследований Министерства образования и науки РФ Александра Арефьева. Эксперт представил обзор современного состояния изучения и преподавания русского языка в мире. Как отметил Александр Леонардович, несмотря на то, что русский язык является восьмым в мире по числу носителей, тенденция к снижению его позиций очевидна. Уже за последние десять лет, особенно в странах бывшего СССР и Восточной Европы, существенно снизилось количество школ и вузов, где преподают русский язык.

Поддерживать коллег-русистов необходимо в первую очередь именно в СНГ. Заместитель директора центра социологических исследований Министерства образования и науки РФ Александр Арефьев

Например, в Таджикистане и Киргизии преподаватели очень заинтересованы в обновлении знаний и методической базы. Александр Арефьев предложил приглашать для повышения квалификации в рамках дополнительной программы Университета тех иностранных коллег, у кого уже есть диплом о высшем образовании. Другое перспективное направление — использование дистанционных форм обучения иностранных школьников с привлечением российских студентов-филологов.

Особое внимание члены совета уделили вопросу трудоустройства выпускников дополнительных образовательных программ. Научный руководитель программы профессиональной переподготовки «Преподавание РКИ» Борис Коваленко рассказал, что по окончании обучения преподаватели без проблем находят работу в вузах Санкт-Петербурга и за рубежом.

При плане приема в десять мест мы набираем по 18–20 человек, причем набор слушателей проводится два раза в год.

Научный руководитель программы «Преподавание РКИ» Борис Коваленко

Не меньшей популярностью пользуется и реализуемая в СПбГУ с 1996 года программа «Лингводидактическое тестирование», которая позволяет выпускникам осуществлять сертификационное тестирование по русскому языку как иностранному, а также проводить экзамены для претендентов на получение гражданства Российской Федерации.

Также в рамках заседания обсудили новую университетскую программу «Методика преподавания русского языка как неродного для граждан из государств — участников СНГ». Ее аудиторией станут преподаватели, которые работают с гражданами других стран, приезжающими в Россию на работу. По замыслу разработчиков, обучение может быть реализовано как в очной, так и в дистанционной форме.

Как отметила председатель совета, профессор СПбГУ Татьяна Попова, в рамках последующих встреч с коллегами планируется рассмотреть такие вопросы, как учебно-методическое обеспечение программ дополнительного образования, а также квалификационные требования к преподавателям РКИ.