Философия медицины
В СПбГУ завершился цикл научных встреч, посвященных биоэтике. Он состоял из трех лекций и привлек универсантов направлений подготовки «Лечебное дело» и «Философия». В СПбГУ курс биоэтики входит в программы этих двух направлений подготовки по причине своего междисциплинарного характера. Вообще, о междисциплинарности в науке в целом и в медицине в частности эксперты говорят всё чаще, поэтому и выбор аудитории, тем и лектора был неслучаен.
Цикл прочла Чень Шинью, профессор философии Хуачжунского университета науки и технологии. Этот университет входит в десятку лучших и самых известных вузов Китая и является партнером СПбГУ: двустороннее соглашение о сотрудничестве предполагает научно-технические связи, возможность обмена профессорско-преподавательским составом, совместную научную работу и стажировки.
Профессор Чень Шинью специализируется на прикладной этике — биоэтике, философии морали и религиозной этике и имеет дополнительное образование в области права и психологии. Область ее научного интереса — изучение значения и соблюдения человеческого достоинства в культуре, обществе, биоправе и в медицине. Профессором Чень было написано более 30 статей, посвященных исследованию биоэтических проблем в области пластической хирургии, генной инженерии, нейронауки, общей практики врачей, соблюдению принципов деонтологии в медицине и социальной ответственности.
Первая лекция цикла «Биоэтика в международном пространстве» была посвящена правам женщин в Китае, а также эвтаназии и культурному аспекту рассмотрения ее в китайском обществе. В ходе второй было рассмотрено современное значение биоэтики в медицине, ее значимость в науке, история закрепления прав участников экспериментов в международных декларациях и философские подходы в осмыслении биоэтических принципов и правил. Завершающая лекция «Этические проблемы при использовании репродуктивных технологий» была рассчитана на студентов старших курсов и преподавателей направления «Лечебное дело». Лектор раскрыла проблемы этического характера в использовании репродуктивных технологий, религиозного взгляда на медицинские манипуляции со стволовыми клетками и эмбриональными тканями и т. д.
Один из организаторов цикла — Татьяна Викторовна Ковалёва, доцент СПбГУ, рассказала: «Значимость биоэтики для медицины неоспорима, она не просто заставляет студентов задуматься о назначении профессии врача, соблюдении обоюдных этических принципов при взаимоотношении „врач-пациент“, но и в полной мере оценить степень ответственности врача за жизнь пациента».
Российские и зарубежные эксперты в области медицины все чаще говорят о новой идеологии — тесном взаимодействии врача и пациента. Человеку, пришедшему за помощью, отводится очень важная роль в самом процессе лечения — если пациент правильно настроен, понимает свой диагноз и знает, что он должен делать, чтобы приблизить выздоровление, врачу проще взаимодействовать с ним и выстраивать курс лечения. Как правильно выстроить диалог и нести за него ответственность — это тоже вопрос врачебной этики.
Лектор, слушатели курса и педагоги уверены, что стать по-настоящему хорошим врачом можно только будучи одновременно и профессиональным специалистом, и честным по отношению к своему делу человеком. Именно поэтому на вопрос, нужно ли студентам-медикам изучать биоэтику, они дают однозначный ответ, и он, безусловно, положительный — нужно.