Академик Александр Чубарьян возглавил Совет образовательных программ СПбГУ «История»

В Санкт-Петербургском университете состоялось заседание Совета образовательных программ бакалавриата и магистратуры по направлению «История».

Возглавил Совет программ «История» Александр Чубарьян — известный историк, академик РАН, профессор, президент Государственного академического университета гуманитарных наук и научный руководитель Института всеобщей истории РАН. К участию в Совете приглашены ведущие ученые-историки из самых разных вузов, академических учреждений, архивов, а также преподаватели СПбГУ. Особо следует отметить, что среди членов Совета — два члена-корреспондента РАН: Алексей Сиренов (СПбГУ) и Николай Крадин (Институт истории, археологии и этнографии Дальневосточного отделения РАН).

Мнение эксперта

Академически ориентированные курсы и программы тоже должны быть. Именно таким образом наш университет может заявить о себе на международной научной арене, чтобы наши выпускники смогли продолжать свое образование в ведущих научных центрах не только нашей страны, но и мира. Нужно развивать классические направления исторической науки, которыми петербургская школа всегда была славна.

Член-корреспондент РАН, профессор СПбГУ Алексей Сиренов

Проректор по учебно-методической работе СПбГУ Марина Лаврикова рассказала о задачах советов образовательных программ Университета: «Мы ожидаем, что совет будет обсуждать очень важные задачи, связанные со стратегическими планами развития программ СПбГУ исторической направленности. Как показывает практика работы, совет становится еще и дискуссионной площадкой для других интересных тем, которые могут возникать по ходу обсуждения основных вопросов. И для нас ценно и важно, когда члены советов начинают неформально относиться к тем положениям, которые прописаны в Положении о совете».

В своем выступлении академик Чубарьян прежде всего отметил, что подобной практики в других вузах нет. Ему очень импонировала идея приглашения к руководству Советом, который «имеет практическую цель разрабатывать стратегические предложения по совершенствованию программ преподавания в бакалавриате и в магистратуре». Особенно это важно сейчас, когда идет разработка новых профессиональных образовательных стандартов. Александр Оганович поделился своим опытом взаимодействия с различными структурами в Правительстве РФ, отвечающими за разработку этих стандартов, и предложил продвигать положительный опыт в разработке собственных образовательных стандартов СПбГУ в применении к другим вузам.

Александр Чубарьян предложил приоритетные направления работы и темы для дальнейшего обсуждения, в том числе: преемственность в образовательном процессе между бакалавриатом, магистратурой и аспирантурой, которая теперь является третьей ступенью высшего образования; критерии эффективности работы диссертационного совета; критерии эффективности научного работника и преподавателя по специальности «История»; проблема вузовских учебников по истории; совершенствование образовательного процесса с учетом современного рынка образовательных услуг и новейших образовательных технологий.

На совете академик Чубарьян отметил, что наука по сути своей интернациональна, и предложил подключить университетских историков к работе комиссий по взаимодействию с коллегами из Германии, Австрии, Польши, Эстонии, Литвы и Латвии, которые он возглавляет.

Ученый также акцентировал внимание на вопросе интеграции науки в образование: «К этому следует подходить с двух сторон: при академии надо создавать университет, а при университете — научные центры и институты. У вас, по-моему, такой процесс идет. Это хорошая тенденция».

Заместитель председателя Совета, профессор СПбГУ Сергей Федоров сделал доклад о состоянии преподавания истории в ведущих университетах мира на примере Университета Оксфорда (Великобритания). Члены Совета констатировали, что зарубежные коллеги сталкиваются с теми же проблемами: отсутствием преемственности в образовательном процессе и сокращением численности поступающих на следующую ступень образовательной программы. Это проблема не только СПбГУ, не только России, но и образовательной отрасли в целом по всему миру.

Мнение эксперта

Понятно, что наука движется вперед, образовательные технологии двигаются вперед. И в этом смысле преподавательский состав университета — это один из самых мобильных сегментов современного гуманитарного сообщества. Университет аккумулирует ведущих специалистов в различных областях исторического знания. Это способствует тому, что даже в условиях, когда бакалавриат является образовательной программой общей исторической ориентации, любой студент может специализироваться и писать курсовые работы по тому направлению, которое в исторической области для него является приоритетным, от древности до современной истории, от истории России до истории маленького средневекового Уэльса или далекой средневековой Норвегии.

Профессор СПбГУ Сергей Федоров

В ходе обсуждения основных направлений трудоустройства выпускников программ было отмечено, что бакалавры и магистры идут работать в школу: среднюю, среднюю профессиональную и высшую. Наиболее талантливые, склонные к научным изысканиям продолжают обучение в аспирантуре, трудоустраиваются в академические организации и учреждения культуры. И лишь небольшой процент работает не по специальности.

Учебно-методической комиссии Института истории СПбГУ рекомендовано организовать регулярный мониторинг трудоустройства выпускников образовательных программ по истории.