Создавая гармоничную среду

В этом году образовательная программа СПбГУ «Дизайн среды» отмечает десятилетний юбилей.

О накопленном опыте, социальном значении профессии и ее перспективах для выпускников рассказали универсанты, а также представители профессионального сообщества.

Гармоничная среда — залог безопасного города

По словам руководителя программы «Дизайн среды» Евгении Петрашень, профессиональная деятельность в этой области по своей важности сравнима с работой врача.

Научно доказано, что качественная городская среда является залогом здоровья горожан и профилактикой роста преступности.

Руководитель программы «Дизайн среды» Евгении Петрашень

«То, как застройка районов "в стиле гетто" деформирует психику их жителей — давно изученный феномен, — отмечает она. — Поэтому задача нашей профессии — в полной мере раскрыть культурный, эстетический и функциональный потенциал пространства и сделать его пригодным для жизни».

Студенты СПбГУ активно занимаются поиском решения проблем, вызванных последствиями негармоничной среды. В рамках курсовых и дипломных проектов они исследуют темы терапевтического ландшафта, особенностей городской среды для разных возрастных групп и дизайна для устойчивого развития. Результаты этих изысканий представлены на выставке «Проектирование будущего», организованной в Университете в честь юбилея образовательной программы. В частности, на экспозиции представлен проект Анны Емельяновой по преобразованию инфраструктуры прибрежного Петербурга. Выпускница проанализировала типы городских набережных, рассмотрела все существующие методы работы с подобными территориями и создала авторские концепции благоустройства нескольких участков береговой линии Невы, расположенных в промышленных зонах. Проект был выполнен по заказу работодателя — Научно-исследовательского института аква-территориального планирования «Ермак Северо-Запад».

На стыке архитектуры и дизайна

«Мы учим придерживаться правила: если ты проектируешь стул — думай о комнате, если ты проектируешь комнату — думай о квартире, если ты проектируешь квартиру — думай о доме, если ты проектируешь дом — думай о градостроительной ситуации в городе, — рассказывает Евгения Петрашень. — Нельзя обучить дизайну интерьера или ландшафта, не обучая архитектуре, и наоборот. Однако наше базовое отличие состоит в том, что мы во главу угла ставим не архитектурную форму и ее конструктивные особенности, а те процессы, которые в ней или вокруг нее происходят».

Одним из примеров, иллюстрирующих работу по объединению городских объектов в единое смысловое пространство, стал проект Татьяны Киргизовой, посвященный реализации культурно-эстетического потенциала петербургского метрополитена. «Интерьер метро — это, с одной стороны, наша гордость, воплощение нашей истории и культуры, а с другой стороны — это наша проблема. В период строительства первых станций существовала единая концепция вестибюлей как дворца для трудящихся. Сейчас эта тема уже утратила актуальность, однако на смену ей столь же яркие идеи не появились. Работа магистрантки состояла в том, чтобы выяснить, какие новые эстетические концепции общественно значимого пространства метрополитена могли бы получить развитие в контексте современного Петербурга», — отмечает руководитель образовательной программы.

От проектирования дворов до разработки событий

Некоторые менее масштабные проекты, подготовленные универсантами, довольно скоро получают и практическую реализацию. Так, в этом году обучающиеся завершили инициированное товариществом жильцов благоустройство двора дома на Светлановском проспекте. На втором курсе бакалавриата они разработали проектное предложение, а в рамках преддипломной практики согласовали его с жителями и воплотили в жизнь. Среди других реализованных проектов — дизайн-проектирование событий, в частности университетского Дня филолога и восточника, визуальное воплощение которого на протяжении двадцати лет радует и удивляет. В 2011 году, например, праздник проходил под лозунгом «Мы с добрыми вестями», и будущие дизайнеры создали для него огромного самоходного аиста. А когда в состав СПбГУ вошли исторические здания Первого кадетского корпуса, праздник украсили расписанные в разных стилях картонные домики.

«По сути, дизайн среды — это обобщающее понятие для специалиста, который может создавать и интерьер, и ландшафт, и городскую среду, и выставки, — объясняет Евгения Павловна. — Наше образование — концептуальное, мы учим, прежде всего, композиционному мышлению, которое можно применить к разным отраслям проектирования и к конкретным практическим задачам».

Выпускники-дизайнеры — по обе стороны баррикад

Как рассказывает Евгения Петрашень, преподавательский коллектив приучает студентов следовать базовой формуле, которая была сформулирована еще в первом веке до нашей эры: польза, прочность, красота. Эта триада древнеримского архитектора Витрувия актуальна не только для градостроителей, но и для дизайнеров. Так, например, Леонид Дерюгин, выпускник 2012 года, сегодня занимается проектированием батутных парков и подчеркивает, что в его практике принципы прочности и безопасности являются основополагающими. А его коллега, выпускник 2010 года Михаил Швецкий, работающий в девелоперской компании, применяет полученные в СПбГУ знания, будучи заказчиком проектов по жилищному строительству.

«Такой же важной миссией, как подготовка дизайнеров, нам видится и воспитание нового поколения заказчиков. Ведь именно на тех, кто формулирует техническое задание, ложится огромная ответственность за результат, — отмечает Евгения Петрашень. — Чем больше воспитанных правильным образом специалистов попадет в стан наших клиентов, тем более экологичной и комфортной будет впоследствии городская среда. Поэтому наша задача состоит в том, чтобы выпускник не растерял понимания своей социальной ответственности и сохранил те принципы, которые мы стараемся привить, работая в любой профессиональной сфере».

Профессиональное признание универсантов

Благодаря разносторонней подготовке и профессионализму педагогов, выпускники сегодня занимаются ландшафтным, промышленным и событийным дизайном, а также наукой в архитектурных вузах и научно-исследовательских институтах. Высокую оценку их работа получает и от представителей экспертного сообщества. Так, заместитель председателя Комитета по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга Лариса Канунникова отмечает актуальную проблематику выпускных проектов и оригинальность их исполнения.

«Кадры, которые готовит Университет, для нас очень важны: это будущие специалисты, которые определенно будут формировать облик города», — рассказала главный ландшафтный архитектор Петербурга. На экспозиции к десятилетию программы «Дизайн среды» в СПбГУ она особо выделила проекты, посвященные береговым территориям Невы и дизайнерским решениям для жилых дворов. «В России сейчас активно реализуется федеральный проект по созданию комфортной городской среды. Важно, чтобы Петербург был представлен в нем на достойном уровне. Рассчитываю, что в рамках этой темы мы разработаем программу взаимодействия между нашим комитетом и Университетом, а молодые дизайнеры станут постоянными участниками городских выставок, конференций и конкурсов», — сказала Лариса Канунникова.

Первый помощник дизайнера среды

Особенно ценным это профессиональное признание является еще и потому, что в первые годы работы программы большинство магистрантов составляли представители непрофильных специальностей. Однако именно этот факт позволил педагогическому коллективу заложить особые образовательные традиции, отличающие школу дизайна в СПбГУ от других профильных вузов. В течение десяти лет преподаватели успешно помогают учащимся применять имеющиеся знания к различным аспектам дизайна. Как отмечает Евгения Петрашень, в дизайне среды первым помощником является жизненный опыт. Поэтому тот, кто по первому образованию, например, психолог, достигает успеха в разработке городской среды для разных возрастных групп, экономистам и менеджерам легче дается составление смет и управление проектными группами, а биологи успешно осваивают ландшафтное проектирование. Так, выпускница 2013 года Анастасия Еремина, изначально эколог, сегодня работает в ведущем российском ландшафтно-архитектурном бюро.

В этом году на образовательную программу бакалавриата «Дизайн среды» поступила народная артистка России Ульяна Лопаткина, завершившая карьеру прима-балерины Мариинского театра. «Я выбрала это направление, потому что считаю, что каждый человек призван заботиться об окружающем мире. Дизайн среды — это умение относиться к нему с любовью, во всем видеть красоту и смысл, улучшать и преображать пространство вокруг себя. Мне настолько понравилась сумма качеств данной программы — программы созидания, что я захотела профессионально развиваться в этой сфере, — рассказала Ульяна Лопаткина. — Жизненный опыт дал мне толчок к размышлению о том, что как окружающая среда влияет на личность, так и личность может повлиять на окружающую среду, которая очень в нас нуждается. Дизайн среды стимулирует человека создавать собственными руками атмосферу для себя, своей семьи и друзей — и любить это делать неустанно».