Социологи СПбГУ выяснили, как петербуржцы воспринимают свой город

Ученые Санкт-Петербургского университета провели масштабное социологическое исследование и выяснили, как воспринимают жители города собирательные образы Северной столицы и типичного петербуржца.

Проект «Исследование региональной идентичности взрослого населения Санкт-Петербурга» был реализован под руководством профессора СПбГУ Ольги Поповой на средства гранта городского Комитета по науке и высшей школе.  

1163

жителя Петербурга приняли участие в телефонном опросе

Сбор эмпирических данных провели специалисты ресурсного центра социологических и интернет-исследований СПбГУ. Разработка методики исследования, сбор и анализ материала осуществлялись в августе — сентябре 2017 года.

Что думают горожане о Петербурге

О характере петербуржцев и о том, что отличает Петербург от других регионов России, написано немало исторических и художественных произведений. Однако сейчас образ парадного столичного и очень романтического города Петра постепенно отходит в прошлое.

В массовом сознании мегаполис перестает ассоциироваться с каким-то определенным местом — ограниченной территорией, районом или достопримечательностью, хотя позитивное отношение и устойчивые ассоциации с традиционными символами исторического города, конечно, сохраняются. Но современный Петербург не делится на отдельные локации и воспринимается жителями как единое целое.

«Вспоминаются известные строки Бродского: "На Васильевский остров я приду умирать". Так вот, на научном языке они точнейшим образом фиксируют крайне высокую степень локальной территориальной идентичности конкретного человека. Но для современного жителя Петербурга эта характеристика становится все менее актуальной. Да, мы больше любим Московский район, Петроградскую сторону или Васильевский остров, но в целом благодаря активному строительству новых районов и все более частой смене места проживания уже не так привязаны к определенной части города», — считает руководитель исследования, профессор СПбГУ Ольга Попова.

Восприятие Петербурга как цельной и самодостаточной территории подтверждается и тем, что горожане порой не связывают его с другими субъектами Северо-Западного федерального округа. Для многих людей, переехавших в город уже в сознательном возрасте, его границы четко обозначены и не сливаются с Ленинградской областью. Кроме того, глобализация и открытость современной России способствуют постепенной утрате восприятия Санкт-Петербурга как «окна в Европу» — так видит его уже менее 40 % жителей.

Национально-государственная идентичность, то есть значимость российского гражданства, актуальна примерно для 80 % петербуржцев, почти столько же (70 %) отмечают важность собственной этнической идентичности.

Это очень важный момент, ведь Петербург строили представители десятков, а то и сотен различных национальностей.

Профессор СПбГУ Ольга Попова

«Но, судя по всему, акцентирование этнической принадлежности и деление на "своих" и "чужих" на этом основании в представлении горожан усилилось после изменения миграционной политики в стране несколько лет назад», — полагает эксперт.

После отмены института прописки в 1990-х годах состав населения города заметно изменился, в Петербург стали заметно более активно приезжать жители других регионов и бывших советских республик. Сегодня уже не более двух третей горожан родились именно здесь. Город с выдающимся культурным и историческим капиталом и экономическим потенциалом остается привлекательным и с точки зрения трудоустройства, и с точки зрения получения качественного высшего образования.

Самые частые ответы на вопрос об образе города связаны с его эмоционально-позитивным восприятием. У многих респондентов встречаются такие определения, как «мой город», «любимый город», «город принял меня»: более 20 % не наделяют Санкт-Петербург какими-то определенными признаками, а отмечают свое «теплое» восприятие мегаполиса, говорят о духовной близости с ним.

Профессор СПбГУ Ольга Попова

Однако в ходе исследования встречались единичные ответы и с негативными или поверхностными оценками Петербурга: «место заработка», «город, в котором я вынужден жить», «серый и унылый, с плохим климатом». По мнению специалистов, проблема заключается в том, что далеко не все люди, переехавшие сюда, полностью адаптировались и прошли необходимую социализацию — это накладывает определенный отпечаток и на отношение к городу.

«Формируется группа людей, которые постоянно проживают в Санкт-Петербурге, но относятся к нему как к чему-то внешнему по отношению к себе, просто создающему "рамочные" стандарты качества жизни. В будущем эти люди не будут заботиться о развитии города и сохранении его культуры. Для того чтобы люди меняли свое отношение, требуются усилия власти, образовательных и культурных учреждений», — считает эксперт.

Создание положительного образа города во многом зависит от работы власти, в том числе от организации массовых праздников, гуляний, акций и т. д. Профессор Попова составила список самых ярких праздников и памятных дат, выяснив, какое значение они имеют для петербуржцев.

94 %

респондентов считают День Победы самым важным праздником

«Интересно, что остальные 6 %, скептически относящиеся к 9 Мая, — это в основном люди с неоконченным высшим образованием, а именно студенты 3–4 курсов. Именно в этом возрасте происходит политическая ресоциализация, эффект которой весьма неоднозначен. Результаты исследования могут стать важным маркером для определения общественного настроения этой группы людей», — отмечает эксперт.

Кроме того, в тройку любимых праздников горожан вошли День города (87 %), «Алые паруса» (84 %) и празднование Нового года на Дворцовой площади (73 %). Интересно, что к последнему оказались наиболее равнодушны люди с самым высоким доходом, работающие в гуманитарной и технической сферах. По мнению эксперта, это говорит о том, что празднование Нового года стало продолжением традиций массовых народных гуляний: в основном на Дворцовую приходят представители молодежи и нижнего слоя среднего класса.

В ходе исследования были собраны данные и об отношении горожан к крестному ходу, который ежегодно проводится 12 сентября в честь переноса в Петербург мощей Александра Невского.

«Мы отдавали себе отчет в том, что это не государственный праздник, что мероприятие напрямую связано с деятельностью института церкви. Однако крестный ход стал массовым мероприятием, в котором активно принимают участие публичные люди — региональные и федеральные политики, артисты. Помимо прочего, в этот день перекрывают Невский проспект, что затрагивает интересы многих горожан», — отмечает эксперт.

По данным опроса, крестный ход позитивно воспринимают 54 % респондентов. Профессор Попова заключает, что положительная оценка этого шествия означает демонстрацию лояльного отношения к институту церкви и властям, а также символическое уважение истории города.

Что думают петербуржцы о себе и своих земляках

Еще одной темой исследования стал характер типичного петербуржца. Профессор СПбГУ Ольга Попова отметила, что большинство респондентов — городские патриоты. Так, рождение в Петербурге воспринимается как большая удача в жизни, но горожане подчеркивают, что это не делает их особенными или избранными. Более того, около 7 % считают, что у петербуржцев нет специфических черт характера, потому что жители мегаполисов всего мира становятся все более похожими друг на друга.

Однако большинство опрошенных (около 80 %) ассоциируют облик современных горожан с ленинградцами 60–70-х годов прошлого века: вежливыми, доброжелательными, образованными и отзывчивыми. Жители города часто акцентировали внимание на манере публичного поведения петербуржцев по отношению к приезжим — готовности остановиться и помочь, объяснить маршрут и рассказать о достопримечательностях.

Менее позитивно петербуржцы оценивают себя с точки зрения качеств, отвечающих на вызовы современной эпохи. Так, активную гражданскую позицию и социальную ответственность у горожан отметили примерно 50 % опрошенных, а толерантное отношение к трудовым мигрантам — около 62 %.

В массовом сознании образование перестает быть каналом социального лифта. Люди пока не понимают, что этот фактор работает более узко: важно, какой именно вуз окончил человек. «Имитация» высшего образования и вуз с историей, именем и высокими требованиями к образовательным стандартам — это разные вещи.

Профессор СПбГУ Ольга Попова

Еще одно интересное наблюдение социологов касается самооценки социального статуса. В теории он определяется уровнем дохода и образования, а также родом деятельности. Но опрос показал, что горожане субъективно связывают социальный статус только с материальным благополучием. Профессор Попова обращает внимание на то, что высшее образование постепенно утрачивает функцию социального лифта, а стиль жизни представителей самых разных социальных групп все более нивелируется.

Профессор СПбГУ Ольга Попова отмечает, что результаты проведенного исследования будут актуальны достаточно долго. Установки, связанные с различными формами социальной идентичности, достаточно тяжело поддаются изменениям — обычно они остаются неизменными в течение 7–12 лет.