Целевой прием в СПбГУ: кадры решают все
Целевой прием — это одно из направлений сотрудничества вузов с крупными предприятиями и региональными властями. Обучение студента за счет будущего работодателя гарантирует молодому специалисту трудоустройство, а организации — квалифицированного сотрудника.
О том, как строится в Санкт-Петербургском государственном университете работа по подготовке кадров «по спецзаказу», почему студенты-целевики обычно учатся хуже своих однокурсников, поступивших по общему конкурсу, и какие меры помогут решить кадровые проблемы регионов, рассказывает первый проректор по учебной, внеучебной и учебно-методической работе СПбГУ Екатерина Бабелюк:
Институт целевого направления в высшие учебные заведения существует в нашей стране уже много лет. В идеале эта система предполагает, что организации или регионы, которые не могут собственными силами привлечь новых квалифицированных сотрудников, обращаются за помощью в те или иные вузы с просьбой предоставить некую квоту именно для целевиков из госзадания, выделенного Минобрнауки на обучение лиц, наиболее успешно прошедших по конкурсу.
Однако в российской практике есть примеры злоупотреблений со стороны как вузов, так и региональных органов власти — это случаи, когда большая часть мест в учебных заведениях распределялась не с помощью открытого конкурса, как положено по закону, а через целевой набор. В связи с этим федеральные правила приема вплоть до вступления в силу закона «Об образовании в Российской Федерации» устанавливали ограничения на максимальное число целевых мест. А в настоящее время вузы в принципе не имеют права без согласия своих учредителей устанавливать какие-либо квоты для целевого приема.
Санкт-Петербургский университет, соблюдая требования закона, рассматривает заявки на целевой прием и принимает решение о выделении мест по конкретным направлениям подготовки в пределах своих контрольных цифр приема в соответствии с квотой, которая согласована с учредителем Санкт-Петербургского университета — Правительством Российской Федерации.
Безусловно, задача подготовки высококвалифицированных специалистов для регионов является одной из приоритетных для российских вузов, в том числе СПбГУ. Однако наш университет, ориентированный на сильнейших абитуриентов, в случае с целевым приемом также заинтересован в том, чтобы регионы направляли сюда действительно хорошо подготовленных ребят, которые после окончания вуза внесут свой вклад в развитие родного края.
И серьезность намерений регионов в этом отношении мы оцениваем по наличию или отсутствию у них соглашения о сотрудничестве с Санкт-Петербургским университетом. Отмечу, что уже несколько лет СПбГУ выделяет целевые места лишь тем федеральным органам власти и органам власти субъектов РФ, с которыми у Университета установлены отношения долгосрочного партнерства.
При этом регионы, к сожалению, не всегда направляют на выделенные нами места абитуриентов с высоким уровнем подготовки, которые могут успешно обучаться по собственным образовательным стандартам СПбГУ. Мы проанализировали практику поступления и результаты, которые показывают студенты-целевики в процессе обучения, и выяснили, что баллы за текущие экзамены в Университете у зачисленных на целевые места в среднем ниже, чем баллы тех, кто поступил в наш вуз по общему конкурсу. Это говорит о том, что регионы не проводят у себя никакого отбора, направляя для обучения в Университете далеко не лучших абитуриентов.
А ведь целевое место, специально зарезервированное для будущего специалиста конкретной организации или конкретного региона, предполагает, что «заказчик» не отправит первого попавшегося человека, а выберет действительно достойного. Но, по всей видимости, пока что многие регионы не уделяют этому вопросу достаточного внимания.
Однако мы убеждены, что эта ситуация должна измениться. Приоритетным для Университета является эффективное использование государственных ресурсов, находящихся в нашем распоряжении, для подготовки кадров. Отмечу, что эффективность в данном случае во многом определяется уровнем знаний поступающих к нам абитуриентов.
Более того, одним из способов обеспечения этого «качества» может быть выделение обучающимся стипендий из средств регионального бюджета или региональных предприятий. Это позволит им решать свои кадровые проблемы, привлекая более перспективных специалистов. А средства для выплаты таких стипендий могли бы поступать в эндаумент-фонд СПбГУ, задача которого не только накапливать денежные средства, но и приумножать их. В составе фонда сейчас восемь целевых капиталов, аккумулирующих пожертвования на разные направления работы СПбГУ. Из этих средств уже сегодня оплачиваются десятки стипендий, стажировок и программ по развитию научного сотрудничества.
Другая возможность предполагает подготовку специалистов на платной основе с компенсацией стоимости обучения за счет средств регионального бюджета. В этом случае эффективность работы вуза будет обеспечена минимальными значениями баллов, необходимых для поступления, и требованиями к качеству освоения студентами образовательных программ, а ответственность за эффективность расходования региональных средств (в том числе и за выбор наиболее важного направления подготовки) будет возложена на сам субъект федерации.
Мы надеемся, что регионы изменят свое отношение к этому вопросу и работа с ведущими вузами России по целевой подготовке кадров будет налажена максимально эффективно.