Эксперты АВУ: о вызовах и перспективах онлайн-образования в постковидную эпоху
В онлайн-формате состоялся круглый стол Ассоциации ведущих университетов «Образование в постковидную эпоху: тренды новой реальности», участниками которого стали более 100 представителей ведущих российских вузов, а также Рособрнадзора, Министерства науки и высшего образования, Министерства цифрового развития. В ходе дискуссии спикеры поделились опытом использования современных электронных форматов обучения, преодоления трудностей, возникших в результате оперативного перехода образовательных организаций на формат обучения с использованием информационно-коммуникационных технологий.
Вклад СПбГУ в онлайн-образование страны в период пандемии
Открывая заседание, руководитель секретариата Ассоциации ведущих университетов, первый проректор по учебной и методической работе СПбГУ Марина Лаврикова отметила, что с начала пандемии новый цифровой формат образования стал частью повседневной жизни, однако все еще вызывает массу вопросов, в которые необходимо погрузиться.
«Нам приходится постоянно заново осмысливать различные требования, которые предъявляются к организации учебного процесса, в том числе методические, организационные и технологические. Причем речь идет не только о высшем образовании: на сегодняшний день онлайн-обучение стало точно такой же привычной практикой для школ, а также организаций дополнительного и среднего профессионального образования, ― сказала Марина Лаврикова. ― За это время мы многому научились, поэтому сейчас возникла потребность обсудить, как можно регламентировать и распространить накопленный опыт».
В сложившейся ситуации мы должны объединить усилия в решении новых проблем. Нужно помогать друг другу вырабатывать подходы, которые в дальнейшем дадут нам возможность эффективно расти и развиваться, а работодателям, заинтересованным в наших студентах, получать хорошо подготовленных специалистов.
Первый проректор по учебной и методической работе СПбГУ Марина Лаврикова
Пленарное заседание открыли выступления на тему возможностей и вызовов в области онлайн-образования. С докладом на тему «Образование в постковидную эпоху: тренды новой реальности» выступил директор Центра развития электронных образовательных ресурсов СПбГУ Владимир Старостенко. «Незаметно для нас будущее уже наступило, чему в немалой степени способствовала пандемия, поскольку в связи с объявлением режима самоизоляции все были вынуждены уйти в дистанционный режим работы, ― рассказал он. ― В условиях тотального перехода в онлайн вузам пришлось невиданными доселе темпами развивать цифровую среду, внедрять новые методики обучения, а научно-педагогическим работникам — упаковывать ранее наработанные материалы в цифровую оболочку, осваивая непривычные для себя инструменты и переосмысливая подходы к преподаванию, как того требовал новый формат».
По словам Владимира Старостенко, локдаун весны 2020 года придал ощутимый импульс развитию сетевого сотрудничества. Для поддержки региональных российских вузов Университет предоставил открытый доступ к своим онлайн-курсам, а также стал участником программы Coursera for Campus. Также были разработаны методические материалы, позволяющие педагогам высших и средних учебных заведений быстро организовать работу в новых для себя условиях без потери качества образования, используя инструменты дистанционных технологий для осуществления образовательной деятельности. В результате с начала введения режима самоизоляции аудитория онлайн-курсов значительно выросла: начиная с середины марта на курсах СПбГУ прошли обучение более 13 тысяч студентов, а количество слушателей на платформе «Открытое образование» в рамках весенней сессии увеличилось в три раза, превысив показатель в 430 тысяч человек в семестр.
Перечисляя перспективные направления развития онлайн-обучения, Владимир Старостенко обратил внимание на преимущества смешанного формата. Он сообщил, что если раньше часть преподавателей относилась к дистанционному обучению скептически, то сейчас многие из них сами инициируют внедрение онлайн-модулей при реализации дисциплин, чтобы высвободить больше времени для индивидуальной практической работы со студентами.
Использование информационных технологий позволяет автоматизировать сбор и анализ статистики обучения и тем самым избавить научно-педагогического работника от выполнения значительной части рутинных задач и повысить его продуктивность. Кроме того, благодаря распространению нового формата получения знаний в мире наметилась тенденция к персонализации образования и построению адаптивной системы, создающей на основе анализа активности слушателя индивидуальную траекторию обучения для каждого человека, будь то студент или взрослый человек, желающий повысить квалификацию или приобрести новые навыки.
Внедрение онлайн-курсов в образовательный процесс стало уже привычной практикой, что привело к конкуренции между вузами в области онлайн-образования: контент становится все более открытым, доступным и потому в некоторых случаях начинает обесцениваться, даже если обладает высоким качеством.
Несмотря на дистанционный режим реализации, онлайн-обучение будет становиться все более социальным. Еще не так давно сообщества обучающихся формировались внутри вуза в рамках одного потока, сегодня же формат дискуссий значительно расширяет границы того или иного курса и слушатели получают дополнительный стимул к междисциплинарности. «Уже сейчас студенты получают больше свободы, у них появляется возможность прослушать лучшие курсы других университетов, и они перестают быть запертыми в стенах родного вуза. Поэтому нам важно начать совместно двигаться к облегчению процедуры перезачета дисциплин и признания зачетов, ― подчеркнул директор Центра развития электронных образовательных ресурсов СПбГУ. ― Если этот процесс возьмет под свой контроль руководство вузов, начнут возникать эффективные коллаборации, что послужит основой для развития уникальных сетевых образовательных программ». В завершение выступления Владимир Старостенко добавил, что подобные образовательные союзы являются перспективной формой сотрудничества и помогут объединить качественный контент в целях экспорта российского образования и популяризации научных школ.
Также в рамках круглого стола выступила начальник Главного управления по учебной и методической работе СПбГУ Эльвира Зелетдинова и представила участникам встречи результат работы экспертной группы АВУ, которая работала над предложениями по регламентации перезачета результатов онлайн-обучения между различными вузами, в первую очередь при использовании массовых открытых онлайн курсов (МООК).
После освещения глобальных вопросов пленарное заседание было разделено на две сессии, посвященных вопросам образования в постковидную эпоху, на которых участники встречи обсудили специфику формата гибридного обучения, а также влияние онлайн-ресурсов на работу преподавателей.