Вступление
В XVIII — начале XX века местность за Фонтанкой, между Невой, Кирочной улицей, Литейным проспектом и Таврическим садом именовалась Литейной частью Санкт-Петербурга: в 1711 году у берега Невы был основан Литейный двор, а затем Арсенал. Вокруг селились мастеровые и служащие военного ведомства. Параллельно Неве был проложен ряд линий, ставших впоследствии Шпалерной, Захарьевской, Сергиевской улицами. Их первоначальные названия — 1-я, 2-я, 3‑я Береговые. Только после постройки Сергиевского храма артиллерийского ведомства (1762) 3‑я Береговая стала именоваться Сергиевской. Современное название улица носит с 1931 года.
К началу XIX века Литейная часть Петербурга превратилась в аристократическое предместье: многочисленные особняки, храмы, школы, благотворительные учреждения. В 1848 году император Николай I подписал указ, запрещавший строить в Литейной части деревянные дома. Большие участки были поделены, аристократы строили здесь великолепные дворцы, особняки, а буржуа — доходные дома. С размещением на Литейном, 4 Окружного суда (1868 год) на соседних улицах обосновались многочисленные юридические конторы. К началу XX века Литейная часть стала одним из дипломатических и политических центров столицы: здесь располагались французское, японское, румынское, шведское, норвежское, испанское посольства, посольство США.
Строительство особняка. Архитектура. Внешний фасад.
На протяжении полутора веков участок по улице Чайковского, 28 принадлежал разным владельцам. В 1858 году владельцем дома стал потомственный почетный гражданин Петербурга грек И. Е. Кондоянаки. По его заказу академик архитектуры А. К. Кольман в 1859–60‑х годах построил двухэтажный особняк в формах необарокко и двухэтажную конюшню во дворе. Его сын продал дом супругам В. П. и А. Ф. Кельх в 1895 году. Варвара Петровна Кельх (в девичестве Базанова) — представительница семьи сибирских золотопромышленников, владелица Ленских золотых приисков и Ленско–Витимского пароходства. Разработка проекта была поручена молодым архитекторам Владимиру Чагину и Василию Шене. Хозяйка хотела, чтобы новый дом напоминал средневековые замки, но не был исключительно «готическим» или «возрожденческим». «Сделайте нечто… разнообразное, чтобы при одном только взгляде на здание дух захватывало».
В разработанном проекте архитекторы сумели выполнить пожелания заказчицы — дом получился действительно своеобразным: двухэтажный уличный фасад решен в характере архитектуры Франции эпохи Возрождения, а трехэтажные дворовые фасады — в формах неоготики. Основную часть строительства осуществляли в 1896–1897 годах Владимир Чагин и Василий Шене, однако завершение строительства было поручено Карлу Шмидту для устройства системы потайных лестниц, комнат, шкафов. Все тайники должны были находиться не в главном здании, а в дворовых пристройках. Строительство полностью завершилось в 1903 году.
Первоначально фасад был симметричным, с двумя эркерами по бокам. Сейчас симметрия нарушена, так как правый эркер утрачен во время Великой Отечественной войны, сохранился только левый эркер. Парадный вход отмечен кованым козырьком. Над входом — круглое окно и картуш с пальмовыми листьями и лентами. Между цокольным и первым этажами — профильный карниз из песчаника. Первый и второй этажи разделяет карниз на кронштейнах в виде волют. Он декорирован чередующимися розетками и лилиями. Между окнами второго этажа — пилястры с капителями типа ионических. Венчающий профильный карниз опирается на парные кронштейны. Во фризе между ними — барельефы резного камня: по сторонам от эркера в виде двух химер, остальные в виде филенки с растительным ренессансным орнаментом.
Фасад завершается сложной композицией балюстрады с трехчастным аттиком с тремя арочными нишами. В средней повышенной нише — скульптура сидящего античного божества. В конхе ниши раковина. Наличники отделаны замковыми камнями. Средняя часть аттика завершена треугольным неполным фронтоном, по краям установлены каменные шары. Обелиски над боковыми нишами портала утрачены.
Прямоугольные оконные проемы цокольного этажа расположены попарно в прямоугольных нишах и оформлены коваными решетками с декором в виде колец лилий и розеток. Арочные окна первого этажа оформлены архивольтами и замковыми камнями с листьями аканта из песчаника. В нишах под окнами балюстрада. Над окнами по сторонам среднего эркера растительный декор. Первоначальное остекление окон было сплошное. Арочный проезд по правой оси дома решен в виде портала, облицованного гладким песчаным камнем. В верхней части — полуциркульное окно.
События начала XX века существенно изменили финансовое состояние одной из богатейших дам — Варвары Петровны Кельх-Базановой. Она навсегда покинула Россию, а муж, оставленный для ведения хозяйства и содержания дома, уже к 1908 году оказался в серьезных денежных затруднениях, вынужден был заложить особняк на Сергиевской, а вскоре его продал.
С 1912 года особняком владел потомственный почетный гражданин Иван Александров. Во время Первой мировой войны в доме расположился лазарет Красного Креста. С 1920‑х годов в особняке размещалась Школа экранного искусства, преобразованная вначале в двухгодичный кинотехникум, а затем в 1922 году в институт. В нем учились такие известные режиссеры советского кино, как Ф. М. Эрмлер и С. Д. Васильев.
Во время войны в особняк попала фугасная бомба. Была сильно разрушена его правая часть. Здание восстановили в 1944–1945 годах. В 1980‑е годы была проведена реставрация Танцевального зала, Готической столовой и других парадных помещений.
С 1936 по 1991 год в особняке находился Дзержинский районный комитет КПСС. В 1990‑е годы здание сначала передали Петербургскому центру в поддержку ЮНЕСКО, а затем на баланс Санкт-Петербургского государственного университета. Особняк получил название «Дом юриста».
Последние годы в помещениях особняка и на наружных фасадах осуществляются ремонтные и реставрационные работы. Вход в особняк Кельха ограничен. Осмотр внутреннего дворика и помещений первого этажа в данное время не разрешен.