Петербургские ученые выяснили, как женщины в совете директоров влияют на финансовые показатели компании

Количество женщин в советах директоров тесно связано с результатами деятельности российских компаний — к такому выводу пришли исследователи из Санкт-Петербургского университета и НИУ «Высшая школа экономики».

Хотя представительниц прекрасного пола нечасто встретишь в составе советов директоров (их доля около 12 %), зато всего три женщины-директора могут способствовать повышению рыночных показателей деятельности и рентабельности компаний.

В рамках исследования, опубликованного в журнале «Вопросы экономики», доцент кафедры финансов и учета СПбГУ Татьяна Гаранина и доцент НИУ «ВШЭ» Александр Муравьев проанализировали больше 500 публичных нефинансовых компаний, акции которых торговались на фондовом рынке с 1998 по 2014 год.

Эксперты выяснили, что в 32 % компаний в совете директоров присутствует хотя бы одна женщина, а в составе советов директоров 40 % компаний нет ни одной.

Что интересно, чаще всего представительницы прекрасного пола становятся членами советов директоров в Центральном, Северо-Кавказском и Дальневосточном федеральных округах. Меньше всего доля женщин-директоров в компаниях металлургии, машиностроения, добывающей и химической промышленности, а больше всего — в компаниях сферы услуг и торговли.

«Средний возраст такой женщины — 41 год, на пять лет моложе среднестатистического мужчины из состава совета директоров российской компании, — объяснила Татьяна Гаранина. — В 99 % случаев она россиянка, тогда как мужчин-иностранцев гораздо чаще приглашают в состав советов. Она реже является инсайдером, занимающим управленческую позицию в компании, а также реже имеет опыт членства в советах директоров других компаний по сравнению со своими коллегами-мужчинами».

Все же есть компании, где женщин-директоров две и даже три, правда это всего 16 % и 7 % соответственно. При этом чем меньше размер компании, тем меньше вероятность того, что в составе совета директоров будет хотя бы одна женщина.

Существует интересная концепция «критической массы», согласно которой есть какое-то минимальное количество женщин, влияющее на изменение процесса и результатов работы группы.

Доцент кафедры финансов и учета СПбГУ Татьяна Гаранина

«Мы выяснили, что „критическая масса“ для России — это три женщины. При среднем размере советов директоров российских компаний (десять человек) пороговое значение три женщины-директора соответствует 33-процентному представительству женщин. После их включения в состав директоров можно увидеть положительную взаимосвязь с коэффициентами рентабельности компании, а также ее рыночными показателями», — рассказала эксперт.

Однако исследователь предостерегает: не стоит думать, что все дело только в количестве дам. Например, в Норвегии в 2003 году приняли закон, согласно которому доля представительниц прекрасного пола в советах директоров должна составлять не менее 40 %. В итоге, объясняет Татьяна Гаранина, финансовые показатели многих компаний только упали, потому что предприятия ринулись включать в свои советы женщин, чтобы они там просто были.

К слову, в России сегодня не существует норм, которые устанавливали бы подобные требования. Единственное, что можно найти на эту тему, — это Кодекс корпоративного управления, который носит рекомендательный характер. В нем, правда, нет никаких гендерных отсылок: «Состав совета директоров должен быть сбалансированным, в том числе по квалификации его членов, их опыту, знаниям и деловым качествам, и пользоваться доверием акционеров».

«Пока сложно сказать, почему прослеживается зависимость между количеством женщин в составе советов и финансовыми показателями компании: есть мнение, что женщины меньше склонны к риску и вносят положительную динамику в работу предприятия, — говорит доцент СПбГУ. — Поэтому на следующем этапе исследования мы хотим понять, какие именно женщины оказывают это воздействие, какими характеристиками, опытом и знаниями они обладают».