Аргументы и факты: Почему не стоит заменять подарки купюрами
Современные дети вместо книг, игрушек и велосипедов всё чаще предпочитают в подарок конверт с ассигнациями. Многие даже в письмах к Деду Морозу просят определённые суммы. Стоит ли вручать им купюры? Нужно ли финансово поощрять ребёнка за оценки? И как его не испортить карманными деньгами? Об этом «АиФ» спросил у экспертов.
Постриг газон — получи пять долларов
Доцент СПбГУ Роман Демьянчук:
— Многое зависит от того, в условиях какой культуры растёт ребёнок. Например, в скандинавских странах широко распространена практика выдавать детям средства на карманные расходы, практически не контролируя их. В США финансово поощряют полезную работу по дому: подстриг газон — получи пять долларов. В южных регионах России также есть давняя традиция дарить деньги в честь праздников или семейных встреч. Социально-психологические эксперименты показывают: регулярное денежное поощрение за хорошие оценки, учёбу, работу по дому — не лучший способ мотивирования. Например, в ходе одного из них детям выдавали деньги за чтение, желая добиться интереса к книгам. Но когда платить прекратили, они стали читать ещё меньше, чем до начала эксперимента. То же самое произошло и с хобби — испытуемые начинали воспринимать его как оплачиваемую работу.
Лишать детей денег в современных условиях недальновидно — они должны научиться ими распоряжаться.
Как минимум, нужно объяснять значение купюр и возможности их использования, учить соизмерять свои желания и возможности. Можно использовать наглядные примеры из книг и мультфильмов. Брать малыша с собой в магазин не только в качестве наблюдателя, но и человека, который участвует в планировании бюджета, сравнивает цены, вникает в механизм оплаты товаров. Когда ребёнок достигнет определённого уровня личностной зрелости, можно начать выдавать ему деньги. Поначалу, чтобы он самостоятельно оплатил мелкие покупки по заданию родителей. Затем — на карманные расходы.
Большие суммы стоит исключить. Денег должно быть ограниченное количество, что позволит научиться делать правильный выбор. Доверяя детям деньги, стоит сохранять ненавязчивый контроль над их тратами — что они купили и почему. Ребёнок, с которым установлены доверительные отношения, в большинстве случаев сам с удовольствием расскажет, чем он занимался и что приобрёл. К сожалению, сегодня порядка 80 % подростков испытывают дефицит общения с родителями, в особенности с отцами, которые выступают в качестве значимого примера поведения, в том числе финансового.
У ребёнка есть право на ошибку
Доцент СПбГУ Мария Галимзянова:
— Знакомить детей с деньгами, включать в процесс покупок и тем самым развивать финансовую грамотность очень полезно. Это касается и карманных денег, которые обычно начинают выдавать с переходом к школьному обучению. Хорошо, если удаётся выделять небольшие суммы регулярно — 1-2 раза в неделю. Пусть будет горстка монет или возможность забрать сдачу в определённых ситуациях, но с ними ребёнок будет чувствовать себя свободнее.
Дайте ребёнку право на ошибку — ничего страшного, если сначала он потратит всё на сладости, а не на полезную вещь.
Можно заранее оговорить покупки: еда в столовой, экскурсии, подарки. Разговаривайте, объясняйте, что деньги — это ценность, но не ключевая. Это просто ресурс, которым нужно грамотно распоряжаться. Если с детьми не говорить про деньги вовсе или, напротив, слишком муссировать тему — это может негативно отразиться на финансовом поведении молодёжи в дальнейшем. Но, обсуждая их, родители могут навязывать разные установки на всю жизнь: «бедные, но гордые», «не в деньгах счастье», «деньги уплачены — надо есть»... Во многих семьях пытаются мерить деньгами любовь — «если ты меня любишь, подари колечко/айфон» или выбор профессии — «работа должна быть высокооплачиваемая».
Что касается денежных подарков, то делать их подросткам вполне приемлемо. Они нередко скапливают внушительные суммы и тратят их на полезные вещи. В моей практике были случаи, когда подростки оплачивали психологические занятия и себе, и родителям.