Журналистика

42.04.02На русском языке

Уровень обучения Магистратура

Форма обучения Очная

Продолжительность обучения 2 года

Вступительные испытания
  • Журналистика — конкурс документов (портфолио) (для граждан РФ и соотечественников)
  • Журналистика — конкурс документов (портфолио)* (для иностранных граждан)

*При оценке портфолио за наличие результата тестирования по русскому языку как иностранному (не ниже ТРКИ–2) начисляется пять баллов

Зачет онлайн-курсов

Наличие сертификата об окончании следующих онлайн-курсов дает пять дополнительных баллов при поступлении:

Основные учебные курсы
  • Правовое регулирование журналистской деятельности
  • Современные проблемы науки и журналистика
  • Методология и методы медиаисследования
  • Компьютерные технологии в журналистике и научных исследованиях
  • Методика преподавания журналистики в высшей школе
  • Актуальные проблемы истории журналистики
  • Современные теории массовой коммуникации
  • Аксиология журналистики
  • Коммуникационный менеджмент
  • Цифровая культура: технологии и безопасность
  • Компьютерные технологии в журналистике и научных исследованиях
А также дисциплины образовательных траекторий
  • Бизнес-коммуникации
  • Менеджмент деловых СМИ
  • Государственные и правительственные коммуникации
  • Деловая журналистика в электронных СМИ
  • Драматургия экрана и сценарий аудиовизуального произведения
  • Стилистика медиа сферы досуга
  • Журналистика хобби
  • Вебдизайн и оформление сетевых СМИ
  • Фотожурналистика
  • Научная популяризация в печатной прессе
  • Научная популяризация в аудиовизуальных СМИ
  • Политическая коммуникация в современной России
  • Психология политической журналистики
  • Основы современной трэвел-журналистики
  • Современное страноведение
  • Современная культура и туризм: основы взаимодействия
  • Деловая журналистика Западной Европы и США
  • Деловая журналистика Западной Европы и США
  • Смеховая культура журналистики сферы досуга
  • Ресторанная критика
  • Иллюстрирование периодики и бильдредактирование
  • Медиатизация наук
  • Экологическая журналистика
  • Этносоциальные проблемы политической коммуникации
  • Медийные формы политического радикализма
  • Работа журналиста при освещении экстремальных ситуаций
  • Драматургия аудиовизуального произведения
Преимущества образования
  • Наличие высокотехнологичных профессиональных комплексов, позволяющих студентам получать практические навыки и регулярно побеждать в российских и международных профессиональных конкурсах
  • Обширная база отечественных и зарубежных партнеров, позволяющая осуществлять международные обмены
  • Наличие площадок для профессиональной активности: студенческий учебно-образовательный пресс-центр, информационно-образовательный портал «1-я линия», учебная газета, «Медиацентр» СПбГУ, международные конкурсы «Масс-медиа перспектива» и PolitPRpro
Известные преподаватели
  • С. Г. Корконосенко — профессор, доктор политических наук, кандидат исторических наук, заведующий кафедрой теории журналистики и массовых коммуникаций СПбГУ, заслуженный работник высшей школы РФ, член Союза журналистов Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Ассоциации медиапедагогики РФ, Санкт-Петербургского философского общества, координационного совета Российской коммуникативной ассоциации
  • С. Н. Ильченко — профессор, доктор филологических наук, кандидат искусствоведения. Лауреат премии Союза журналистов СПб «Золотое перо-2008» в номинации «Лучшая публицистическая радиопередача». Лауреат премии журнала «Журналист» за лучшую публикацию 2006 года. Лауреат премии Е. Р. Дашковой в номинации «Журналист». Лауреат журналистского конкурса «Гармония равновесия», посвященного гендерной проблематике (2013). Лауреат специальной премии «Музейный Олимп» (2017). Дважды лауреат литературного конкурса «Неизвестный Петербург» (2016, 2017). Член Союза журналистов Санкт-Петербурга, член Евразийской академии телевидения и радио
  • А. А. Пронин — доктор филологических наук, доцент. Автор семи монографий и учебных пособий, более 60 научных статей. Сценарист и режиссер документальных фильмов. Член Союза журналистов России
  • Л. Р. Дускаева — профессор, доктор филологических наук, руководитель медиалингвистической комиссией при Международном комитете славистов (комитет под патронатом ЮНЕСКО). Главный редактор международного научного журнала «Медиалингвистика», член редакционной коллегии международного журнала «Stylistyka» (Польша), член научного совета журнала «Polrocznik Jezykoznawczy TERTIUM’ (Linguistics biannual TERTIUM)» (Польша, Краков), «Журналистика и культура речи» (Москва, МГУ им. М. В. Ломоносова), член редакционных коллегий научных журналов «Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология» (Пермь, ПГНИУ), «Экология языка и коммуникативная практика» (Красноярск, СФУ)
  • И. В. Паукшто — ведущая телепрограммы «Вести-СПб», член Союза журналистов России и Союза журналистов Санкт-Петербурга и Ленинградской области
  • Л. П. Громова — заведующий кафедрой истории журналистики, профессор, доктор филологических наук, член Союза журналистов России
  • О. С. Кругликова — доцент, кандидат филологических наук, корреспондент
  • К. Р. Нигматуллина — и. о. заведующего кафедрой цифровых медиакоммуникаций, доцент, кандидат политических наук
Международные связи
  • Свободный университет Берлина (Германия)
  • Технический университет Дортмунда (Германия)
  • Университет Вольды (Норвегия)
  • Второй Пекинский университет иностранных языков (КНР)
  • Университет Адама Мицкевича (Польша)
  • Университет Джорджа Мэйсона (США)
Основные направления исследований
  • Типологический анализ массмедиа
  • Анализ практики ведущих отечественных и зарубежных журналистов соответствующего профиля
  • Анализ результатов научных исследований по данной сфере деятельности и их интерпретация, прогноз использования в редакционной практике
  • Типы аудитории
  • Корпоративные СМИ России
  • Стандарты профессиональной квалификации и критерии профессиональной культуры журналиста
  • Особенности генезиса и развития современных медиахолдингов
  • Морально-правовые стратегии журналистики
  • Медиатизация политики
  • Электоральные процессы в медиа
  • СМИ как информационный ресурс политики
  • Особенности взаимодействия власти и медиа
  • Психология политической коммуникации
  • Методы анализа политической коммуникации
  • Исследования перспектив творческого решения стратегических задач
  • Развитие профессиональной журналистской среды
  • Этапы создания креативного и творческого медиапродукта
  • Организация продвижения на медиарынке
  • Оценка эффективности функционирования информационно-коммуникативных и технологических платформ
  • Профессионально-творческие аспекты журналистики соответствующего профиля
  • Речевая практика СМИ
  • Влияние СМИ на формирование международных отношений
  • Современные тенденции мировой медиаиндустрии
  • СМИ в этнокультурных процессах
  • Концептуальные подходы к рекламе
  • Закономерности и механизмы воздействия рекламы на потребителя
  • Психологическая и социологическая составляющие рекламы
  • Правовое и этическое регулирование рекламы
  • Менеджмент и маркетинг рекламного дела
  • Цифровые медиатехнологии и конвергентный медиапродукт
Практика и будущая карьера
Места прохождения практики
  • ТАСС
  • Интерфакс
  • Российская газета
  • Телеканал «Санкт-Петербург»
  • Телерадиокомпания «Мир»
  • Петербургский дневник
  • Интернет-газета «Бумага»
  • «Кот Шрёдингера»
  • «Спорт день за днем»
  • Комсомольская правда
  • Аргумент и факты
  • Союз дизайнеров Санкт-Петербурга

Всего заключено около 200 договоров.

Выпускника ждет работа в СМИ (печатных изданиях, телерадиовещании, информационных агентствах, интернет-изданиях) и смежных информационно-коммуникационных сферах (издательствах, пресс-службах, рекламных агентствах и агентствах связи с общественностью), а также научные исследования и педагогическая деятельность в области журналистики разных тематических и функциональных направлений в образовательных учреждениях данного профиля.

Организации, в которых работают выпускники
  • Первый канал
  • Телеканал «Санкт-Петербург»
  • Холдинг ВГТРК
  • НТВ
  • Пятый канал
  • ТАСС
  • Деловой Петербург
  • Коммерсантъ
  • Ведомости
  • Петербургский дневник
  • Интернет-газета «Бумага»
  • Журнал «Собака. ru»
  • Радио «Зенит»
  • Радио «Эхо Москвы»