Русский язык
45.04.02На русском языке
Уровень обучения Магистратура
Форма обучения Очная
Продолжительность обучения 2 года
- Русский язык — конкурс документов (портфолио) (для граждан РФ и соотечественников)
Основная образовательная программа магистратуры «Русский язык» направлена на углубленное изучение теоретических проблем русского языка и особенностей его функционирования, истории русского языка, становления норм русского языка, новых направлений в лингвистике, а также на формирование умений и навыков анализа текста в различных аспектах. В основе учебного плана программы лежит принцип органичного сочетания и взаимодополнения теоретических, прикладных и собственно лингвистических курсов, значительная часть которых не имеет аналогов в отечественной системе филологического образования. В программу входит освоение знаний и навыков практической деятельности в основных сферах применения русского языка, овладение методами лингвистического исследования, а также теорией и практикой лингвистического анализа при работе с различного типа текстами
Наличие сертификата об окончании следующих онлайн-курсов дает пять дополнительных баллов при поступлении:
Психолингвистика
Живые процессы в русской разговорной речи
История русской письменности
Язык современной рекламы и СМИ
Язык современной публицистики
Китайский язык для начинающих
Русский язык как иностранный (любой курс из специализации)
Английский язык. Подготовка к кандидатскому экзамену
Стилистика русского языка
Академическое русское письмо
Задачи и техника лингвистической экспертизы
Русский язык как государственный язык в РФ
Латинский язык. Начальный курс
Введение в литературоведение
Арабский язык. Вводный курс, Арабский язык. Часть 2
Японский язык. Начальный уровень
Персидский. Начальный разговорный курс
Персидский язык. Разговорный курс. Часть 2
Введение в китайскую иероглифику
Межкультурная коммуникация и перевод
Страноведение Великобритании и США
Современная русская литература
История русской литературы Золотого века
Нейролингвистика
Введение в теорию перевода
История английской литературы
Теоретическая грамматика английского языка
Турецкий язык для начинающих
История литературы Серебряного века
Русская литература XVIII века: пути развития и культурноисторический контекст
История русской литературы 2 половины XIX века
История советской литературы
Литература русского зарубежья
- Актуальные проблемы русистики
- Живая речь: норма и реализация
- Корпусная лингвистика
- Новые явления в русском синтаксисе
- Общая риторика
- Основы славянского языкознания
- Поэтическая грамматика
- Русская лексика: динамический аспект
- Русская ментальность в языке и тексте
- Типологические аспекты описания русской грамматики
- Этнолингвистика
- Язык деловой и бытовой письменности Древней Руси
- Язык нового времени: традиции и новации
- В основе учебного плана лежит принцип органичного сочетания теоретических курсов и курсов прикладного характера, которые преподаются ведущими специалистами в соответствующей области
- В учебном процессе используются научные ресурсы университета, например, Межкафедрального словарного кабинета имени профессора Б. А. Ларина
- Обучающиеся привлекаются к научным исследованиям, в том числе в области русского языка как государственного, проводимым Научно-исследовательским институтом проблем государственного языка СПбГУ
- Обучение осуществляется по индивидуальным образовательным траекториям, причем начиная со второго семестра выбор каждой дисциплины вариативной части учебного плана возможен из
3-4 предлагаемых элективных дисциплин - Возможность выбора разных видов практики (педагогическая, научно-исследовательская, производственно-прикладная): педагогическая практика в СПбГУ, научно-исследовательская практика в Институте лингвистических исследований РАН и Российской национальной библиотеке, производственная практика в Администрации Губернатора Санкт-Петербурга и Управлении Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Северо-Западному федеральному округу, производственно-прикладная практика в СПбГУ по созданию Звукового корпуса русского языка в рамках научного проекта «Один речевой день»
- Н. В. Богданова-Бегларян — доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка СПбГУ. Почетный работник высшего профессионального образования РФ. Специалист в области фонетики и орфоэпии русского языка, русской спонтанной речи, прагмалингвистики и коллоквиалистики. Автор более 300 научных работ, в т. ч. автор и редактор коллективной монографии «Звуковой корпус как материал для анализа русской речи. Ч. 1 и 2» (СПб., 2014, 2015) и учебных пособий «Живые фонетические процессы русской речи» (СПб., 2001) и «Произношение и транскрипция» (М., 2009)
- М. Д. Воейкова — доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка СПбГУ, зав. отделом теории грамматики ИЛИ РАН. Специалист в области функциональной грамматики, типологии, корпусной лингвистики, двуязычия, детской речи и усвоения второго языка. Автор более 200 научных работ, в т. ч. монографии «Russian existential sentences: a functional approach» (München, 2000), «Ранние этапы усвоения детьми именной морфологии русского языка» (М., 2011) и учебного пособия «Русская речь в системе "CHILDES"» (СПб., 1995). Член Международной ассоциации исследователей детской речи и Европейского лингвистического общества
- Л. В. Зубова — доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка СПбГУ. Специалист в области истории русского языка, стилистики и лингвопоэтики. Автор более 300 научных работ, в т. ч. монографий «Современная русская поэзия в контексте истории языка» (М., 2000)" и «Языки современной поэзии» (М., 2010) и университетского учебника «Современный русский язык: морфемика и словообразование» (СПб., 2014)
- М. Б. Попов — доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка СПбГУ, почетный работник сферы образования РФ. Член Орфографической комиссии РАН. Специалист в области истории русского языка, теоретической фонологии и фонетики современного русского языка. Автор более 100 научных работ, а также университетских учебников «Старославянский язык» (СПб., 2013), «Фонетика современного русского языка» (СПб., 2014), «Современное русское письмо: графика, орфография, пунктуация» (СПб., 2019)
- Т. В. Рождественская — доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка СПбГУ. Специалист в области истории русского языка. Автор более 300 научных работ, в частности монографии «Древнерусские надписи на стенах храмов: новые источники XI — XV вв.» (СПб., 1992) и учебного пособия «Язык и письменность средневекового Новгорода» (СПб., 2008); член редколлегии ряда лингвистических научных журналов как в России, так и в других странах (Болгария, Хорватия)
- Т. С. Садова — доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка СПбГУ, почетный работник сферы образования РФ. Автор более 150 научных работ. Специалист в области лингвистической экспертизы, лексикологии современного русского языка, а также в области изучения языка фольклора. Один из авторов учебника «Деловой русский язык на каждый день» (СПбГУ, 2018), один из авторов онлайн-курса «Государственный язык РФ» (СПбГУ, 2016)
- Барселонский университет (Испания)
- Трирский университет (Германия)
- Хельсинкский университет (Финляндия)
- История русского языка и палеославистика
- Система и функционирование современного русского языка
- Русская грамматика на типологическом фоне
- Полевая лингвистика и русская диалектология
- Русская спонтанная речь и коллоквиалистика
- Ментальная лингвистика и русская языковая картина мира
- Лексикология и лексикография
- Язык современных СМИ
- Лингвопоэтика
Места прохождения практики
- Администрация Губернатора Санкт-Петербурга
- Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Северо-Западному федеральному округу
Перечень ключевых профессий
- Научный работник
- Преподаватель в вузе
- Учитель русского языка в средней школе
- Редактор
- Сотрудник СМИ и другие
Организации, в которых работают выпускники
- Российская национальная библиотека
- Институт лингвистических исследований РАН
- Образовательные учреждения Санкт-Петербурга