Русский язык

45.04.02На русском языке

Уровень обучения Магистратура

Форма обучения Очная

Продолжительность обучения 2 года

Вступительные испытания
  • Русский язык — конкурс документов (портфолио) (для граждан РФ и соотечественников)
Зачет онлайн-курсов

Наличие сертификата об окончании следующих онлайн-курсов дает пять дополнительных баллов при поступлении: 

Основные учебные курсы
  • Актуальные проблемы русистики
  • Живая речь: норма и реализация
  • Корпусная лингвистика
  • Новые явления в русском синтаксисе
  • Общая риторика
  • Основы славянского языкознания
  • Поэтическая грамматика
  • Русская лексика: динамический аспект
  • Русская ментальность в языке и тексте
  • Типологические аспекты описания русской грамматики
  • Этнолингвистика
  • Язык деловой и бытовой письменности Древней Руси
  • Язык нового времени: традиции и новации
Преимущества обучения
  • В основе учебного плана лежит принцип органичного сочетания теоретических курсов и курсов прикладного характера, которые преподаются ведущими специалистами в соответствующей области
  • В учебном процессе используются научные ресурсы университета, например, Межкафедрального словарного кабинета имени профессора Б. А. Ларина
  • Обучающиеся привлекаются к научным исследованиям, в том числе в области русского языка как государственного, проводимым Научно-исследовательским институтом проблем государственного языка СПбГУ
  • Обучение осуществляется по индивидуальным образовательным траекториям, причем начиная со второго семестра выбор каждой дисциплины вариативной части учебного плана возможен из 3-4 предлагаемых элективных дисциплин
  • Возможность выбора разных видов практики (педагогическая, научно-исследовательская, производственно-прикладная): педагогическая практика в СПбГУ, научно-исследовательская практика в Институте лингвистических исследований РАН и Российской национальной библиотеке, производственная практика в Администрации Губернатора Санкт-Петербурга и Управлении Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Северо-Западному федеральному округу, производственно-прикладная практика в СПбГУ по созданию Звукового корпуса русского языка в рамках научного проекта «Один речевой день»
Известные преподаватели
  • Н. В. Богданова-Бегларян — доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка СПбГУ. Почетный работник высшего профессионального образования РФ. Специалист в области фонетики и орфоэпии русского языка, русской спонтанной речи, прагмалингвистики и коллоквиалистики. Автор более 300 научных работ, в т. ч. автор и редактор коллективной монографии «Звуковой корпус как материал для анализа русской речи. Ч. 1 и 2» (СПб., 2014, 2015) и учебных пособий «Живые фонетические процессы русской речи» (СПб., 2001) и «Произношение и транскрипция» (М., 2009)
  • М. Д. Воейкова — доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка СПбГУ, зав. отделом теории грамматики ИЛИ РАН. Специалист в области функциональной грамматики, типологии, корпусной лингвистики, двуязычия, детской речи и усвоения второго языка. Автор более 200 научных работ, в т. ч. монографии «Russian existential sentences: a functional approach» (München, 2000), «Ранние этапы усвоения детьми именной морфологии русского языка» (М., 2011) и учебного пособия «Русская речь в системе "CHILDES"» (СПб., 1995). Член Международной ассоциации исследователей детской речи и Европейского лингвистического общества
  • Л. В. Зубова — доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка СПбГУ. Специалист в области истории русского языка, стилистики и лингвопоэтики. Автор более 300 научных работ, в т. ч. монографий «Современная русская поэзия в контексте истории языка» (М., 2000)" и «Языки современной поэзии» (М., 2010) и университетского учебника «Современный русский язык: морфемика и словообразование» (СПб., 2014)
  • М. Б. Попов — доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка СПбГУ, почетный работник сферы образования РФ. Член Орфографической комиссии РАН. Специалист в области истории русского языка, теоретической фонологии и фонетики современного русского языка. Автор более 100 научных работ, а также университетских учебников «Старославянский язык» (СПб., 2013), «Фонетика современного русского языка» (СПб., 2014), «Современное русское письмо: графика, орфография, пунктуация» (СПб., 2019)
  • Т. В. Рождественская — доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка СПбГУ. Специалист в области истории русского языка. Автор более 300 научных работ, в частности монографии «Древнерусские надписи на стенах храмов: новые источники XI — XV вв.» (СПб., 1992) и учебного пособия «Язык и письменность средневекового Новгорода» (СПб., 2008); член редколлегии ряда лингвистических научных журналов как в России, так и в других странах (Болгария, Хорватия)
  • Т. С. Садова — доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка СПбГУ, почетный работник сферы образования РФ. Автор более 150 научных работ. Специалист в области лингвистической экспертизы, лексикологии современного русского языка, а также в области изучения языка фольклора. Один из авторов учебника «Деловой русский язык на каждый день» (СПбГУ, 2018), один из авторов онлайн-курса «Государственный язык РФ» (СПбГУ, 2016)
Международные связи
  • Барселонский университет (Испания)
  • Трирский университет (Германия)
  • Хельсинкский университет (Финляндия)
Основные направления исследований
  • История русского языка и палеославистика
  • Система и функционирование современного русского языка
  • Русская грамматика на типологическом фоне
  • Полевая лингвистика и русская диалектология
  • Русская спонтанная речь и коллоквиалистика
  • Ментальная лингвистика и русская языковая картина мира
  • Лексикология и лексикография
  • Язык современных СМИ
  • Лингвопоэтика
Практика и будущая карьера
Места прохождения практики
  • Администрация Губернатора Санкт-Петербурга
  • Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Северо-Западному федеральному округу
Перечень ключевых профессий
  • Научный работник
  • Преподаватель в вузе
  • Учитель русского языка в средней школе
  • Редактор
  • Сотрудник СМИ и другие
Организации, в которых работают выпускники
  • Российская национальная библиотека
  • Институт лингвистических исследований РАН
  • Образовательные учреждения Санкт-Петербурга