Исследовательская журналистика

42.04.02На русском языке

Уровень обучения Магистратура

Форма обучения Очная

Продолжительность обучения 2 года

Вступительные испытания
  • Журналистика — конкурс документов (портфолио) (для граждан РФ и соотечественников)
Зачет онлайн-курсов

Наличие сертификата об окончании следующих онлайн-курсов дает пять дополнительных баллов при поступлении:

Основные учебные курсы
  • Исследовательская журналистика как профессиональная специализация
  • Исследовательская политическая журналистика
  • Межкультурные коммуникации
  • Исследовательская журналистика в сфере культуры
  • Технологии журналистского расследования
  • Исследовательская журналистика в сетевой среде
  • Психология исследовательской журналистики
  • Историческое исследование в журналистике
  • Журналистика сферы досуга
  • Научно-популярная журналистика
Преимущества обучения
  • Обеспечение фундаментальной подготовки высококвалифицированных специалистов в области журналистики, способных заниматься исследовательской и расследовательской деятельностью в СМИ и иных медиа. Лицам, имеющим базовую журналистскую подготовку, Программа предоставляет возможность повышения квалификации, углубления профессиональных познаний и навыков и приобретения специализации, пользующейся спросом на рынке труда. Лицам, имеющим иное базовое образование, Программа дает возможность применения в аналитической журналистике специальных знаний и опыта работы
  • Мультидисциплинарный характер Программы, которая затрагивает следующие области знаний и профессиональной деятельности: политология, социология, психология, юриспруденция, культурология, дизайн, история, социальные коммуникации и пр. Многообразие предметных областей и технологий открывает обучающимся широкий выбор для удовлетворения их интеллектуальных потребностей, реализации личных способностей и профессионального самоопределения и дальнейшего саморазвития
  • Уникальность программы, аналогов в высшей школе не существует
  • В ходе обучения магистранты привлекаются к выполнению научно-исследовательских и профессионально-практических проектов, реализуемых на кафедрах СПбГУ и в СМИ в сотрудничестве с отечественными и зарубежными партнерами
  • Наличие площадок для профессиональной активности: студенческий учебно-образовательный пресс-центр, информационно-образовательный портал «1-я линия», учебная газета, «Медиацентр» СПбГУ, международные конкурсы «Масс-медиа перспектива» и PolitPRpro
Известные преподаватели
  • С. Г. Корконосенко — профессор, доктор политических наук, кандидат исторических наук, заведующий кафедрой теории журналистики и массовых коммуникаций СПбГУ, Заслуженный работник высшей школы РФ, член Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России, координационного совета Российской коммуникативной ассоциации, лауреат премии Золотые имена высшей школы России, премий СПбГУ за научную, педагогическую и учебно-методическую работу. Главный редактор журнала «Век информации»
  • И. Н. Блохин — профессор, доктор политических наук, кандидат социологических наук, автор 10 монографий и учебных пособий, лауреат научных и педагогических конкурсов
  • М. А. Бережная — профессор, доктор филологических наук, заведующая кафедрой телерадиожурналистики СПбГУ, автор 14 монографий и учебных пособий, лауреат премии Национальной ассоциации массмедиа исследователей, телеведущая
  • В. А. Сидоров — профессор, доктор философских наук, Почетный работник высшего профессионального образования РФ, автор 15 монографий и учебных пособий, лауреат премии Национальной ассоциации массмедиа исследователей, радиожурналист
  • Б. Я. Мисонжников — профессор, доктор филологических наук, главный редактор журнала «Петербургский публицист», лауреат журналистских конкурсов, награжден Почетным знаком Союза журналистов России «За заслуги перед профессиональным сообществом»
  • С. Н. Ильченко — профессор, доктор филологических наук, кандидат искусствоведения. Лауреат премий Союза журналистов, победитель журналистских, литературных и научных конкурсов, член Евразийской академии телевидения и радио
  • А. А. Пронин — профессор, доктор филологических наук. Автор 7 монографий и учебных пособий, сценарист и режиссер документальных фильмов
  • Л. Р. Дускаева — профессор, доктор филологических наук, руководитель медиалингвистической комиссии при Международном комитете славистов (комитет под патронатом ЮНЕСКО). Главный редактор международного научного журнала «Медиалингвистика», член редакционных коллегий зарубежных и российских научных журналов.
  • О. С. Кругликова — доцент, кандидат филологических наук
Международные связи
  • Свободный университет Берлина (Германия)
  • Технический университет Дортмунда (Германия)
  • Университет Вольды (Норвегия)
  • Второй Пекинский университет иностранных языков (КНР)
  • Университет Адама Мицкевича (Польша)
  • Университет Силезии (Польша)
  • Университет Тампере (Финляндия)
Основные направления исследований
  • Функционирование исследовательской журналистики в сферах политики, культуры, экономики, науки, социальных отношений, права, спорта, досуга
  • Технологии журналистского расследования
  • Исследовательская журналистика в разных типах СМИ
  • Исследовательская журналистика в сетевой среде
  • Анализ практики ведущих отечественных и зарубежных журналистов
  • Профессиональный рост и карьера в исследовательской журналистике
  • Творческое решение интеллектуальных задач в журналистике
  • Профессиональная квалификация и профессиональная культура журналиста-исследователя
  • Аксиологические аспекты журналистики
  • Профессиональная идеология журналиста
  • Авторская исследовательская журналистика
  • Аудитория исследовательской журналистики
  • Электоральные процессы в медиа
  • СМИ как информационный ресурс политики
  • Взаимодействие власти и журналистики
  • Исследовательская теле- и видеодокументалистика
  • Историческое исследование и расследование в журналистике
  • Исследовательские подходы к освещению международных отношений
  • СМИ в этнокультурных процессах
  • Психология исследовательской журналистики
  • Жанры и методы исследований в журналистике
  • Речевая практика журналиста-исследователя
  • Правовое и этическое регулирование в исследовательской журналистике
  • Анализ результатов научных исследований журналистики и их использование в редакционной практике
  • Цифровые медиатехнологии в исследовательской журналистике
Практика и будущая карьера
Места прохождения практик
  • ТАСС
  • Интерфакс
  • «Российская газета»
  • Телеканал «Санкт-Петербург»
  • Телерадиокомпания «Мир»
  • «Петербургский дневник»
  • Интернет-газета «Бумага»
  • «Кот Шрёдингера»
  • «Спорт день за днем»
  • «Комсомольская правда»
  • «Аргументы и факты»
  • Союз дизайнеров Санкт-Петербурга

Всего заключено около 200 договоров.

Перечень ключевых профессий

Выпускника ждет работа в СМИ (печатных изданиях, телерадиовещании, информационных агентствах, интернет-изданиях) и смежных информационно-коммуникационных сферах (пресс-службах, рекламных агентствах и агентствах связи с общественностью), а также научные исследования и педагогическая деятельность в области журналистики разных тематических и функциональных направлений в образовательных учреждениях данного профиля.