Филологические основы редактирования и критики

45.04.01На русском языке

Уровень обучения Магистратура

Форма обучения Очная

Продолжительность обучения 2 года

Вступительные испытания
  • Филологические основы редактирования и критики — конкурс документов (портфолио) (для граждан РФ и соотечественников)
Зачет онлайн-курсов

Наличие сертификата об окончании следующих онлайн-курсов дает пять дополнительных баллов при поступлении: 

Основные учебные курсы
  • Теория и практика редактирования
  • История русского письма
  • Лингвистический анализ текста
  • Историко-стилистическое комментирование разножанровых текстов в прагматическом аспекте
  • Авторское право в России
  • Академическое знание в мультимедийной среде
  • Литературная критика: жанры и поэтика
  • Читатели и чтение в России XVIII–XIX веков
  • Взаимоотношения власти и литературы в России XVIII–XX веков
  • Иллюстрированная периодика России XVIII-XX веков
  • В тени «великих имён»: неклассические авторы второй половины XIX века
  • Современная русская литература
  • Тоталитарная эстетика и ее трансформации (эпоха СССР и постсоветское время)
  • Теория и практика научного комментирования
Преимущества обучения
  • Уникальность программы заключается в сбалансированном сочетании теоретических курсов по стилистике, редактированию, лингвистике, критике, журналистике, истории литературы с научно-исследовательской и производственно-прикладной (редакторской) практиками
  • Обучающиеся получают возможность познакомиться с новейшими подходами к изучению института литературной критики, участвовать в литературной жизни Санкт-Петербурга (мастер-классы современных писателей, критиков)
  • Обучающиеся формируют навыки создания, редактирования, реферирования и систематизации всех типов деловой документации, медийных текстов, аналитических обзоров и др
  • Получают навыки разработки научных, социальных, педагогических, творческих, рекламных, издательских и т. п. проектов
  • Обучающиеся имеют возможность участвовать в работе ежегодной научной конференции студентов-филологов СПбГУ, научных конференций других вузов, принимать участие в обменных программах с иностранными вузами.
Известные преподаватели
  • А. О. Большев — доктор филологических наук, профессор кафедры истории русской литературы СПбГУ, автор монографии «Шедевры русской прозы в свете психобиографического подхода» и др., один из авторов онлайн-курса «История русской советской литературы» (СПбГУ, 2016)
  • М. Н. Виролайнен — доктор филологических наук, профессор, заведующая отделом пушкиноведения ИРЛИ (Пушкинского дома) РАН, заместитель председателя Пушкинской комиссии РАН, один из авторов онлайн-курса «История русской литературы Серебряного века» (СПбГУ, 2016)
  • Ф. Н. Двинятин — кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка СПбГУ, специалист по русской литературе XI-XIV и XIX-XX веках, палеославистике, общей поэтике, истории и методологии гуманитарных наук. Участник игры «Что? Где? Когда?», радиоведущий на «Радио России»
  • С. В. Друговейко-Должанская — член Совета по культуре речи при губернаторе Санкт-Петербурга, председатель экспертной комиссии «Тотального диктанта» в Санкт-Петербурге, научный руководитель интернет-проекта «Культура письменной речи», научный консультант портала «Грамота.ру», член Орфографической комиссии РАН, член Совета по русскому языку при Президенте РФ, автор онлайн-курса «История русской письменности» (СПбГУ, 2016).
  • А. Д. Степанов — профессор кафедры истории русской литературы СПбГУ, доктор филологических наук, Ph. D., автор монографии «Проблемы коммуникации у Чехова», более 180 научных статей, а также романов, сборника рассказов, художественных и научных переводов с английского языка. Премии филол. фак-та СПбГУ за лучшую научную работу, журнала «Нева»; финалист премии «Новая словесность» (2009), лауреат премии имени Н. В. Гоголя (2011). Автор онлайн-курса «Современная русская литература», (СПбГУ)
  • И. Н. Сухих — доктор филологических наук, профессор кафедры истории русской литературы СПбГУ, член Союза писателей Санкт-Петербурга, член редколлегии журнала «Нева», лауреат Гоголевской премии (2005) за книгу «Двадцать книг XX века», автор более 400 работ по истории русской литературы и критики XIX–XX вв., научный руководитель и редактор учебно-методического комплекса по литературе XX века для 5–11 классов (М., Издат. центр «Академия»), один из авторов онлайн-курса «Литература русского зарубежья» (СПбГУ)
Международные связи
  • Барселонский университет
  • Трирский университет
  • Хельсинкский университет
Основные направления исследований
  • История издания литературно-художественного текста
  • Историко-литературное комментирование текстов различных видов словесности
  • Структурно-стилистический анализ литературно-художественных текстов различной жанровой принадлежности
  • Языковая личность писателя
  • Структурно-стилистический анализ медиатекстов различной жанровой принадлежности
  • Лингвистический, стилистический анализ текстов новейших жанров интернет-коммуникации
  • Дискурсивный анализ текста
Практика и будущая карьера
Обучение предполагает прохождение следующих практик
  • Издательство «Качели»
  • Издательство К. Тублина (Лимбус Пресс)
  • Издательство И. Лимбаха
  • Издательство «Златоуст»
  • Государственный литературно-мемориальный музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме
Перечень ключевых профессий
  • Редактор,
  • Специалист в области книгоиздательского дела,
  • Журналист
  • Преподаватель
Организации, в которых работают выпускники
  • Издательства Санкт-Петербурга и Москвы
  • СПбГУ