Филологические основы редактирования и критики
45.04.01На русском языке
Уровень обучения Магистратура
Форма обучения Очная
Продолжительность обучения 2 года
Направление Языкознание и литературоведение
Вступительные испытания
- Филологические основы редактирования и критики — конкурс документов (портфолио) (для граждан РФ и соотечественников)
Описание программы
- Основная образовательная программа магистратуры «Филологические основы редактирования и критики» нацелена на формирование знаний по теории, методологии и практики литературного редактирования и критики
- Обучающиеся приобретают навыки практической деятельности в основных областях критики и редактирования текстов, овладевают методами исследования, а также теорией и практикой филологического анализа при работе с различного типа текстами
Зачет онлайн-курсов
Наличие сертификата об окончании следующих онлайн-курсов дает пять дополнительных баллов при поступлении:
- Психолингвистика
- Нейролингвистика
- Межкультурная коммуникация и перевод
- Лексикология английского языка
- Теоретическая грамматика английского литература
- Японский язык
- История русской литературы Золотого века
- История литературы Серебряного века
- Современная русская литература
- Деловой английский язык
- Business Russian Communication (любой курс из специализации)
- Китайский язык для начинающих
- Китайский язык для начинающих (часть 2)
- Русский язык как иностранный (любой курс из специализации)
- Живые процессы в русской разговорной речи
- История русской письменности
- Язык современной публицистики
- Английский язык. Подготовка к кандидатскому экзамену
- Стилистика русского языка
- Академическое русское письмо
- Задачи и техника лингвистической экспертизы
- Государственный язык в России и за рубежом
- Язык современной рекламы и СМИ
- Латинский язык. Начальный курс
- Арабский язык. Вводный курс
- Арабский язык (часть 2)
- Персидский язык. Начальный разговорный курс
- Персидский язык. Начальный разговорный курс. Часть 2
- Турецкий язык для начинающих
- Введение в литературоведение
- Русская литература XVIII века: пути развития и культурноисторический контекст
- История советской литературы
- Литература русского зарубежья
- Введение в китайскую иероглифику
- Корейский для начинающих
- Китайский язык для начинающих: основы фонетики
- Китайский язык: пять шагов к успеху (любой курс из специализации)
Основные учебные курсы
- Теория и практика редактирования
- История русского письма
- Лингвистический анализ текста
- Историко-стилистическое комментирование разножанровых текстов в прагматическом аспекте
- Авторское право в России
- Академическое знание в мультимедийной среде
- Литературная критика: жанры и поэтика
- Читатели и чтение в России
XVIII–XIX веков - Взаимоотношения власти и литературы в России
XVIII–XX веков - Иллюстрированная периодика России
XVIII-XX веков - В тени «великих имён»: неклассические авторы второй половины XIX века
- Современная русская литература
- Тоталитарная эстетика и ее трансформации (эпоха СССР и постсоветское время)
- Теория и практика научного комментирования
Преимущества обучения
- Уникальность программы заключается в сбалансированном сочетании теоретических курсов по стилистике, редактированию, лингвистике, критике, журналистике, истории литературы с научно-исследовательской и производственно-прикладной (редакторской) практиками
- Обучающиеся получают возможность познакомиться с новейшими подходами к изучению института литературной критики, участвовать в литературной жизни Санкт-Петербурга (мастер-классы современных писателей, критиков)
- Обучающиеся формируют навыки создания, редактирования, реферирования и систематизации всех типов деловой документации, медийных текстов, аналитических обзоров и др.
- Получают навыки разработки научных, социальных, педагогических, творческих, рекламных, издательских и т. п. проектов
- Обучающиеся имеют возможность участвовать в работе ежегодной научной конференции студентов-филологов СПбГУ, научных конференций других вузов, принимать участие в обменных программах с иностранными вузами
Известные преподаватели
- А. О. Большев — доктор филологических наук, профессор кафедры истории русской литературы СПбГУ, автор монографии «Шедевры русской прозы в свете психобиографического подхода» и др., один из авторов онлайн-курса «История русской советской литературы» (СПбГУ, 2016)
- М. Н. Виролайнен — доктор филологических наук, профессор, заведующая отделом пушкиноведения ИРЛИ (Пушкинского дома) РАН, заместитель председателя Пушкинской комиссии РАН, один из авторов онлайн-курса «История русской литературы Серебряного века» (СПбГУ, 2016)
- Ф. Н. Двинятин — кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка СПбГУ, специалист по русской литературе
XI-XIV иXIX-XX веках, палеославистике, общей поэтике, истории и методологии гуманитарных наук. Участник игры «Что? Где? Когда?», радиоведущий на «Радио России» - С. В. Друговейко-Должанская — член Совета по культуре речи при губернаторе Санкт-Петербурга, председатель экспертной комиссии «Тотального диктанта» в Санкт-Петербурге, научный руководитель интернет-проекта «Культура письменной речи», научный консультант портала «Грамота.ру», член Орфографической комиссии РАН, член Совета по русскому языку при Президенте РФ, автор онлайн-курса «История русской письменности» (СПбГУ, 2016).
- А. Д. Степанов — профессор кафедры истории русской литературы СПбГУ, доктор филологических наук, Ph. D., автор монографии «Проблемы коммуникации у Чехова», более 180 научных статей, а также романов, сборника рассказов, художественных и научных переводов с английского языка. Премии филол. фак-та СПбГУ за лучшую научную работу, журнала «Нева»; финалист премии «Новая словесность» (2009), лауреат премии имени Н. В. Гоголя (2011). Автор онлайн-курса «Современная русская литература», (СПбГУ)
- И. Н. Сухих — доктор филологических наук, профессор кафедры истории русской литературы СПбГУ, член Союза писателей Санкт-Петербурга, член редколлегии журнала «Нева», лауреат Гоголевской премии (2005) за книгу «Двадцать книг XX века», автор более 400 работ по истории русской литературы и критики
XIX–XX вв., научный руководитель и редактор учебно-методического комплекса по литературе XX века для5–11 классов (М., Издат. центр «Академия»), один из авторов онлайн-курса «Литература русского зарубежья» (СПбГУ)
Международные связи
- Барселонский университет
- Трирский университет
- Хельсинкский университет
Основные направления исследований
- История издания литературно-художественного текста
- Историко-литературное комментирование текстов различных видов словесности
- Структурно-стилистический анализ литературно-художественных текстов различной жанровой принадлежности
- Языковая личность писателя
- Структурно-стилистический анализ медиатекстов различной жанровой принадлежности
- Лингвистический, стилистический анализ текстов новейших жанров интернет-коммуникации
- Дискурсивный анализ текста
Практика и будущая карьера
Обучение предполагает прохождение следующих практик
- Издательство «Качели»
- Издательство К. Тублина (Лимбус Пресс)
- Издательство И. Лимбаха
- Издательство «Златоуст»
- Государственный литературно-мемориальный музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме
Перечень ключевых профессий
- Редактор,
- Специалист в области книгоиздательского дела,
- Журналист
- Преподаватель
Организации, в которых работают выпускники
- Издательства Санкт-Петербурга и Москвы
- СПбГУ