Задачи квалификационных кадровых комиссий

от 08.12.2015

8 декабря состоялась встреча ректора СПбГУ Н. М. Кропачева с членами квалификационной кадровой комиссии в области социологии. На встрече обсуждались вопросы кадровой политики Университета и роль кадровых комиссий в ее реализации.

Активизация работы квалификационных кадровых комиссий началась в Университете около года назад (материалы ректорского совещания от 29.12.2014, от 19.01.2015, от 09.02.2015, от 10.03.2015). Но все еще нет квалификационных кадровых комиссий, например, по юриспруденции, географии, биологии. Администрации СПбГУ удалось добиться для МГУ и СПбГУ права самостоятельно устанавливать правила проведения конкурсных процедур на должности научно-педагогических работников, что позволяет повысить уровень профессиональной оценки кандидатур на замещение этих должностей.

В своем выступлении в начале беседы ректор СПбГУ Н. М. Кропачев подчеркнул: именно для повышения уровня профессиональной оценки кандидатур роль квалификационных кадровых комиссий в Университете усиливается, а направления их деятельности существенно расширяются:

Согласно Положениям Минобрнауки, конкурс на замещение должностей научно-педагогических работников проводится коллегиальным органом управления вузом. В соответствии с Уставом СПбГУ таким органом является только Ученый совет СПбГУ, однако ректоры СПбГУ и МГУ теперь добились права самостоятельно устанавливать правила проведения конкурсов на должности. В Положении Университета «О порядке замещения должностей научно-педагогических работников СПбГУ» предусмотрено расширение полномочий ученых советов институтов / факультетов, советов образовательных программ, квалификационных кадровых комиссий. Коллегиальное рассмотрение кандидатур претендентов на замещение должностей младшего научного сотрудника, научного сотрудника, старшего научного сотрудника, ассистента, старшего преподавателя, доцента проводится на заседаниях ученых советов институтов / факультетов.

Важная роль в Положении СПбГУ отводится квалификационным кадровым комиссиям. Именно квалификационные кадровые комиссии и советы образовательных программ должны взять на себя профессиональный анализ документов и характеристик претендентов. В состав таких комиссий должны входить такие научно-педагогические работники, которые пользуются авторитетом в научно-образовательном сообществе (российском и международном). В настоящий момент уже утверждены составы десяти таких комиссий.

В СПбГУ приказом ректора ученым советам институтов / факультетов предоставлено право принимать окончательные решения при рассмотрении вопросов о замещении должностей научно-педагогических работников. Этим же правом принятия окончательного решения по кадровым вопросам в некоторых случаях наделены и отдельные научно-педагогические работники (когда они принимают решение о приглашении на работу в СПбГУ постдока). Такой же статус может быть придан квалификационным кадровым комиссиям и советам образовательных программ.

В СПбГУ созданы условия для работы ученых (современное оборудование Научного парка, доступ к электронным ресурсам, возможность получения служебного жилья, достойная зарплата). Но при обсуждении кандидатур на должности научно-педагогических работников члены ученых советов институтов / факультетов часто голосуют за слабых, но «своих» кандидатов. И таким образом создается ситуация, когда доступ к мощнейшим государственным научным ресурсам получают те, кому он зачастую не нужен, а для обладателей более высокого научного потенциала этот доступ ограничен такими решениями, не основанными на объективной честной оценке научного потенциала кандидатов на должности научно-педагогических работников. Необходимы реальные конкурсы на эти должности на альтернативной основе с участием сильных претендентов.

Задача квалификационных кадровых комиссий — искать эффективно работающих ученых в своей области знания, которые могут претендовать на должности научно-педагогических работников СПбГУ. С этой целью внимательно готовиться к проведению конкурсов на должности научно-педагогических работников в области социологии, которые будут проводиться в Университете в следующем году (Вакансии и конкурсы).

Н. М. Кропачев ответил на вопросы участников встречи:

  • О соотношении решений квалификационной кадровой комиссии и позиции коллектива кафедры. Ректор подчеркнул, что квалификационная кадровая комиссия самостоятельно анализирует документы и характеристики претендентов с профессиональной точки зрения и принимает решение по каждой кандидатуре. И согласился с тем, что на заседании ученого совета института / факультета должны рассматриваться только те кандидатуры, которые одобрены квалификационной кадровой комиссией. Что же касается предложения прямо в приказе закрепить это правило, ректор предложил немного подождать и посмотреть, как будут проходить первые конкурсы.
  • О том, как искать молодых (профессора на виду, а молодые специалисты, даже доценты не так известны). Ректор предложил обратить внимание на участников научных конкурсов (конкурсов на гранты Президента и Правительства РФ, конкурсов РНФ, РФФИ, РГНФ, конкурсов, которые проводятся на региональном уровне, и др.).
  • О том, каким образом приглашать сильных ученых, зная рейтинг специалистов в своей области науки. Ректор ответил, что самое главное — найти и предложить сильных кандидатов на должности научно-педагогических работников СПбГУ начальнику по организации работы с персоналом В. В. Еремееву. Вести переговоры с кандидатами будут сотрудники кадровой службы.

В заключение члены квалификационной кадровой комиссии поблагодарили Н. М. Кропачева за откровенный разговор, за важную информацию, которую они получили из первых рук. Благодаря этому, по словам одного из участников встречи, «многие понятия перезагрузились». Ректор отметил, что права принимать окончательные решения по кадровым вопросам у квалификационных кадровых комиссий пока нет. Но в случае, если ученый совет какого-то факультета или института будет, как и прежде, голосовать за слабых кандидатов, а квалификационная кадровая комиссия будет предлагать сильных кандидатов, ректор реализует предложение, прозвучавшее на этой встрече.