Механизм контроля качества образования в СПбГУ
Механизм контроля качества образования в СПбГУ отражает иерархию системы управления и охватывает структуры трех уровней менеджмента.
-
Уровень высшего руководства СПбГУ (ректор, первый проректор)
На данном уровне происходит:
- формирование основных направлений политики и стратегии повышения качества образовательной деятельности СПбГУ
- формирование приоритетных направлений и целевых показателей общеуниверситетской политики качества и критериев качества образовательной деятельности
- внесение изменений в основные направления политики качества, стратегию повышения качества образовательной деятельности, приоритетные направления и целевые показатели общеуниверситетской политики качества
Принятые решения отражаются в Документах: Программа развития СПбГУ, самостоятельно устанавливаемый образовательный стандарт СПбГУ (СУОС), приказы о политике качества, о совершенствовании образовательной деятельности, о внесении изменений и т. п.
-
На уровне первого проректора по учебной и методической работе происходит
- формирование путей ретрансляции критериев качества до исполнителей, порядка контроля их исполнения
- формирование независимых экспертных органов по оценке и повышению качества образования
- определение способов взаимодействия административных органов, независимых экспертных органов и научно-педагогических работников в процессе реализации политики качества
- определение способов мониторинга, «обратной связи» и процедур оценки качества
Сопровождающие документы: Положение о внутренней независимой оценке качества образования в СПбГУ, Положение о Совете образовательной программы, об организации работы учебно-методических комиссий, комиссии по контролю качества образовательной деятельности, независимой экспертной комиссии по оценке качества и других коллегиальных органах (порядок работы, обязанности председателя, формы отчетности и т. д.), приказы о научных руководителях образовательных программ, приказы об организации самообследований и других мероприятий по оценке качества.
-
- анализ предложений и рекомендаций по повышению качества образовательной деятельности (заключений и рекомендаций независимых экспертных органов, анкет и отчетов председателей государственных экзаменационных комиссий, представителей работодателей, Студенческих советов и другого)
- формирование планов и стратегий (Дорожных карт) по повышению качества образовательных программ и образовательной деятельности.
Сопровождающие документы: приказы об организации работы по учету рекомендаций по совершенствованию образовательных программ, приказы об утверждении Дорожных карт по повышению качества реализации образовательных программ.
-
На уровне Управления образовательных программ (Отдел контроля образовательной деятельности, Отдел анализа образовательной деятельности)
Указанная структура является системообразующей в системе менеджмента качества образования и выполняет как исполнительские, так и организационные функции:
- отражение критериев и показателей качества в конкретной образовательной программе и условиях реализации образовательной программы (учебном плане, характеристике, рабочих программах дисциплин (модулей), практик, научно-исследовательской работы, фонде оценочных средств и т. д., требованиях к материально-техническому и информационному обеспечению, требованиях к квалификации научных руководителей выпускных квалификационных работ и научных руководителей аспирантов и другом)
- мониторинг содержания образовательных программ на соответствие критериям качества, взаимодействие с административными структурами университета в процессе мониторинга
- организация взаимодействия с потенциальными работодателями по участию в реализации образовательных программ и оценке качества образования
- организация мероприятий контроля качества (самообследование, анкетирование, аккредитация, лицензирование, проверочные и мониторинговые мероприятия комиссий контроля качества, независимых экспертных комиссий по оценке качества образовательной программы и других)
- сбор и анализ отчетности по работе независимых экспертных органов и комиссий, предложений и рекомендаций по улучшению качества образования
- обобщение предложений и рекомендаций по улучшению качества и направление первому проректору по учебной и методической работе
- формирование методических материалов (рекомендаций, указаний, методик, информационных писем и другого) для использования административными и научно-педагогическими работниками в работе по повышению качества образования и образовательной деятельности
Документы в сфере ответственности: ведение всей учебно-методической документации по образовательным программам, приказы о требованиях к научным руководителям выпускных квалификационных работ и научным руководителям аспирантов, методическое обеспечение работы по повышению качества образования и образовательной деятельности, учебно-методическое сопровождение мероприятий приема на образовательную программу и выпуска по образовательной программе, включая мероприятия государственной итоговой аттестации, и другие.