Механизм контроля качества образования в СПбГУ

от 01.02.2018

Механизм контроля качества образования в СПбГУ отражает иерархию системы управления и охватывает структуры трех уровней менеджмента.

  1. Уровень высшего руководства СПбГУ (ректор, первый проректор)

На данном уровне происходит:

  • формирование основных направлений политики и стратегии повышения качества образовательной деятельности СПбГУ
  • формирование приоритетных направлений и целевых показателей общеуниверситетской политики качества и критериев качества образовательной деятельности
  • внесение изменений в основные направления политики качества, стратегию повышения качества образовательной деятельности, приоритетные направления и целевые показатели общеуниверситетской политики качества

Принятые решения отражаются в Документах: Программа развития СПбГУ, самостоятельно устанавливаемый образовательный стандарт СПбГУ (СУОС), приказы о политике качества, о совершенствовании образовательной деятельности, о внесении изменений и т. п.

  1. На уровне первого проректора по учебной и методической работе происходит

  • формирование путей ретрансляции критериев качества до исполнителей, порядка контроля их исполнения
  • формирование независимых экспертных органов по оценке и повышению качества образования
  • определение способов взаимодействия административных органов, независимых экспертных органов и научно-педагогических работников в процессе реализации политики качества
  • определение способов мониторинга, «обратной связи» и процедур оценки качества

Сопровождающие документы: Положение о внутренней независимой оценке качества образования в СПбГУ, Положение о Совете образовательной программы, об организации работы учебно-методических комиссий, комиссии по контролю качества образовательной деятельности, независимой экспертной комиссии по оценке качества и других коллегиальных органах (порядок работы, обязанности председателя, формы отчетности и т. д.), приказы о научных руководителях образовательных программ, приказы об организации самообследований и других мероприятий по оценке качества.

    1. анализ предложений и рекомендаций по повышению качества образовательной деятельности (заключений и рекомендаций независимых экспертных органов, анкет и отчетов председателей государственных экзаменационных комиссий, представителей работодателей, Студенческих советов и другого)
    2. формирование планов и стратегий (Дорожных карт) по повышению качества образовательных программ и образовательной деятельности.

Сопровождающие документы: приказы об организации работы по учету рекомендаций по совершенствованию образовательных программ, приказы об утверждении Дорожных карт по повышению качества реализации образовательных программ.

  1. На уровне Управления образовательных программ (Отдел контроля образовательной деятельности, Отдел анализа образовательной деятельности)

Указанная структура является системообразующей в системе менеджмента качества образования и выполняет как исполнительские, так и организационные функции:

  • отражение критериев и показателей качества в конкретной образовательной программе и условиях реализации образовательной программы (учебном плане, характеристике, рабочих программах дисциплин (модулей), практик, научно-исследовательской работы, фонде оценочных средств и т. д., требованиях к материально-техническому и информационному обеспечению, требованиях к квалификации научных руководителей выпускных квалификационных работ и научных руководителей аспирантов и другом)
  • мониторинг содержания образовательных программ на соответствие критериям качества, взаимодействие с административными структурами университета в процессе мониторинга
  • организация взаимодействия с потенциальными работодателями по участию в реализации образовательных программ и оценке качества образования
  • организация мероприятий контроля качества (самообследование, анкетирование, аккредитация, лицензирование, проверочные и мониторинговые мероприятия комиссий контроля качества, независимых экспертных комиссий по оценке качества образовательной программы и других)
  • сбор и анализ отчетности по работе независимых экспертных органов и комиссий, предложений и рекомендаций по улучшению качества образования
  • обобщение предложений и рекомендаций по улучшению качества и направление первому проректору по учебной и методической работе
  • формирование методических материалов (рекомендаций, указаний, методик, информационных писем и другого) для использования административными и научно-педагогическими работниками в работе по повышению качества образования и образовательной деятельности

Документы в сфере ответственности: ведение всей учебно-методической документации по образовательным программам, приказы о требованиях к научным руководителям выпускных квалификационных работ и научным руководителям аспирантов, методическое обеспечение работы по повышению качества образования и образовательной деятельности, учебно-методическое сопровождение мероприятий приема на образовательную программу и выпуска по образовательной программе, включая мероприятия государственной итоговой аттестации, и другие.