Марина Лаврикова: СПбГУ продолжает искать новые пути развития отечественной науки
В Санкт‑Петербургском университете прошла научно‑отраслевая биологическая секция VII Профессорского форума «Образование, наука, семья — движущие силы развития России».
Мероприятие было организовано с целью поддержки Десятилетия науки и технологий, обсуждения актуальных проблем и научных достижений, определения приоритетных задач развития науки и образования в современной России. Одним из соорганизаторов VII Профессорского форума выступил Санкт‑Петербургский университет.
С приветственным словом к участникам научно‑отраслевой биологической секции обратилась первый проректор по учебной работе СПбГУ Марина Юрьевна Лаврикова. «Университет сегодня — это пространство возможностей для выстраивания отношений между вузами, представителями отечественной науки и содействия эффективному функционированию системы высшего образования», — отметила Марина Лаврикова.
Марина Юрьевна напомнила, что в 2009 году Федеральным законом «О Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова и Санкт‑Петербургском государственном университете» этим вузам был присвоен особый статус «уникальных научно‑образовательных комплексов, имеющих огромное значение для развития российского общества». Данный документ дает СПбГУ право проводить дополнительные испытания по всем основным образовательным программам.
Университет осознанно не использует это право (за исключением только творческих специальностей), давая возможность сильнейшим абитуриентам со всей страны поступать к нам на равных условиях. Для сохранения и дальнейшего развития потенциала российской науки и высшего образования нам необходимо уделять особое внимание подготовке и поддержке ученых, отвечающих вызовам времени. Особенно это касается подготовки специалистов в области биологических наук.
Первый проректор по учебной работе СПбГУ Марина Лаврикова
По ее словам, Университет продолжает искать новые пути развития отечественной науки, создавать условия для профессионального роста молодых ученых и внедрения передовых научных идей в нашу повседневную жизнь.
Со вступительным словом в рамках открытия научно‑отраслевой биологической секции также выступил академик РАН декан биологического факультета СПбГУ Игорь Тихонович. Он отметил важную роль биологических наук в Санкт‑Петербургском университете.
«Старейшие биологические кафедры России появились именно в СПбГУ. Так, например, кафедры зоологии, гистологии, ботаники, анатомии, физиологии и агрохимии Санкт‑Петербургского университета ведут свое начало еще с XIX века. А в 2019 году свое столетие отметила кафедра генетики и биотехнологии Университета — первая кафедра генетики в нашей стране. И я об этом сейчас напоминаю не только потому, что сам являюсь генетиком. Я это говорю, потому что развитие генетических исследований в России невозможно без качественного преподавания этого предмета», — сказал Игорь Тихонович.
На протяжении всего периода развития генетики в Университете ученые собирали уникальные формы растений, животных и микроорганизмов, на которых основывались их исследования. Активное формирование и накопление генетических коллекций СПбГУ началось в 1950‑1970‑е годы, когда в России и в мире стали развиваться новые научные направления в генетике микроорганизмов, растений и животных, в том числе с использованием инновационных на тот момент молекулярно‑генетических подходов. Коллектив кафедры генетики и биотехнологии СПбГУ внес вклад мирового уровня в развитие целого ряда из этих направлений.
Развитию генетических коллекций в Российской Федерации уделяется особое внимание, определяемое указом президента Российской Федерации от 28.11.2018 № 680 и реализованное в Федеральной научно‑технической программе развития генетических технологий на 2019‑2027 годы.
«Наша работа по подготовке специалистов в области биологических наук имеет огромное значение для развития отечественной науки. Именно поэтому недавно под руководством известного ученого, декана биологического факультета МГУ академика РАН Михаила Кирпичникова была разработана Концепция развития биологического образования в Российской Федерации. И, на мой взгляд, этот документ дает неплохую базу для обсуждения тех вопросов, ради которых мы сегодня собрались в рамках VII Профессорского форума», — уточнил декан биологического факультета СПбГУ.
Концепцию преподавания биологии на научно‑отраслевой биологической секции Профессорского форума представил заместитель декана биологического факультета МГУ имени Ломоносова по академической политике и развитию интернационализации кандидат биологических наук Александр Осмоловский.
По его словам, целью концепции является не только совершенствование системы биологического образования в России, но и подготовка квалифицированных кадров для отечественной науки. Кроме того, документ описывает важность просвещения и повышения биологической грамотности общества, а также повышения привлекательности биологии для молодежи в вопросах выбора профессиональной карьеры.
«В настоящее время в преподавании биологических наук есть ряд проблем, в том числе связанных с нехваткой квалифицированных педагогов. Но существуют и другие затруднения — например, в последнее время мы наблюдаем, что родители абитуриентов не хотят отдавать своих детей на биологические направления», — подчеркнул Александр Осмоловский.
Для этого концепция предусматривает «бесшовную» траекторию развития образования, когда первое знакомство с биологической наукой начинается еще в детстве и планомерно продолжается на этапах школы, вуза, индустрии и дополнительного образования. Мы понимаем, что этот план амбициозен, но нельзя сказать, что он нереализуем.
Заместитель декана биологического факультета МГУ имени Ломоносова по академической политике и развитию интернационализации кандидат биологических наук Александр Осмоловский
Вопрос довузовской подготовки биологов подробнее разобрал в своем докладе заведующий кафедрой зоологии позвоночных СПбГУ Павел Скучас. По его словам, проблемы, мешающие «бесшовности» получения биологического образования, можно наблюдать почти на каждом уровне. Тем не менее на этапе довузовского образования в настоящее время имеется очень сильный разрыв между преподаваемым и реальным уровнем биологических наук. В своем докладе Павел Скучас обратил внимание на недостаточную популяризацию биологических данных, а также на отсутствие кооперации общего биологического образования с дополнительным.
Для изменения сложившейся ситуации Павел Петрович предложил несколько вариантов решения проблемы. По его мнению, знакомство с актуальным уровнем развития биологических наук должно происходить уже на этапе довузовского образования. Также важно проводить работу по сохранению интереса к биологии у школьников. Еще одним важным фактором ученый считает необходимость показывать будущим абитуриентам российских вузов перспективы развития в биологических профессиях. Кроме того, Павел Скучас предложил не уделять больше внимания качественной подготовке к поступлению в вуз.
Образовательные программы всех уровней подготовки по биологическим наукам претерпевают динамические изменения в связи с бурным развитием новых направлений (биоинформатика, клеточные и генетические технологии) и конкретными, ориентированными на практику запросами, сформулированными работодателями (биоинженерные технологии). Об этом говорил в своем выступлении заведующий кафедрой генетики и биотехнологии СПбГУ профессор РАН Антон Нижников. Ученый подчеркнул, что сейчас необходимо сохранить фундаментальность и многогранность образовательных программ, что важно для классического Университета. Но не менее актуальным является и формирование у обучающихся навыков трансляции в практику результатов фундаментальных исследований. Антон Нижников добавил, что по биологическим наукам в СПбГУ создан пул междисциплинарных образовательных программ магистратуры, формирующих у выпускников уникальные наборы компетенций в области технологий анализа геномных, транскриптомных и протеомных данных, вычислительной биологии, биотехнологии и направленного изменения генетической информации.
Более специализированные вопросы о биотехнологии в биологическом образовании и о развитии прикладных компетенций в области почвоведения и агроэкологии на примере СПбГУ были рассмотрены в докладах профессора СПбГУ (кафедра генетики и биотехнологии) Людмилы Лутовой и заведующего кафедрой прикладной экологии СПбГУ Евгения Абакумова.
Людмила Лутова отметила, что уже в течение десяти лет курс генной инженерии и биотехнологии читается на биологическом факультете СПбГУ как общий для всех бакалавров. Лекции и семинары проводят сама Людмила Лутова (блок, связанный с растениями) и профессор СПбГУ (кафедра генетики и биотехнологии) Галина Журавлева (блок, связанный с животными и микроорганизмами). Курс обеспечен собственными учебниками.
Важно ли то, что мы этот курс поставили в учебный план как основной для всех бакалавров? Важно. Почему? Потому что сейчас генной инженерией и биотехнологией занимаются на каждой кафедре. И поскольку курс читается для выпускников бакалавриата, то это помогает привести все знания, полученные за четыре года обучения на биологическом факультете СПбГУ, к единому знаменателю.
Профессор СПбГУ (кафедра генетики и биотехнологии) Людмила Лутова
Профессор СПбГУ добавила, что Университет тесно сотрудничает с Научно‑технологическим университетом «Сириус» в создании «бесшовного» биологического образования. Кроме того, Санкт‑Петербургский университет запустил новую программу повышения квалификации для учителей биологии.
В свою очередь, завкафедрой прикладной экологии СПбГУ Евгений Абакумов, говоря о почвоведении и агроэкологии, заметил, что в Университете данные научные направления преподаются в рамках разных образовательных программ как на базе биологического факультета, так и в Институте наук о Земле.
По мнению эксперта, у почвоведения и агроэкологии существует несколько образовательных вызовов. Во‑первых, наблюдается разрыв между образовательным и профессиональным стандартами. Последние не только медленно разрабатываются, но и внедряются. Во‑вторых, есть проблема взаимодействия фундаментальной науки с прикладной сферой и трансфером технологий. Разрешение этих образовательных вызовов, по мнению Евгения Абакумова, поможет развитию прикладных компетенций в области почвоведения и агроэкологии.
В заключение научно‑отраслевой биологической секции VII Профессорского форума Игорь Тихонович наградил медалью за вклад в организацию международных конгрессов VII и VIII съездов Вавиловского общества генетиков и селекционеров лауреата премии президента РФ в области науки и инноваций для молодых ученых, ведущего научного сотрудника СПбГУ (кафедра цитологии и гистологии) и ВНИИСХМ Кирилла Антонца, научного сотрудника СПбГУ Михаила Белоусова и декана биологического факультета Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н. Г. Чернышевского Ольгу Юдакову.