Успехи public musicology обсудили на совете программы

20 ноября в СПбГУ состоялось первое заседание совета магистерской программы «Музыкальная критика», которая готовит экспертов в сфере академической музыки и музыкальной жизни. В состав совета вошли сотрудники Большого и Мариинского театров, профессора петербургских вузов и американского Бард-колледжа, известные искусствоведы и деятели искусств.

Программа «Музыкальная критика» начала работу в 2012 году и на момент создания оказалась единственной в России программой по подготовке экспертов в сфере музыки и музыкальной жизни. С самого начала ключевой особенностью программы стало, с одной стороны, нетрадиционно широкое понимание «музыкальной критики» как формы активности, сближающейся с кураторством, а с другой — стремление осмыслить современную музыкальную и музыкально-театральную практику, институции и слушательскую аудиторию в широком гуманитарном контексте.

Программа «Музыкальная критика» в каталоге магистерских программ СПбГУ

Программа изначально получила практическую направленность, ориентируясь на тесное сотрудничество со СМИ, а также с театральными и концертными организациями. Об этом в своей презентации рассказала руководитель программы, доцент СПбГУ Ольга Манулкина, которая не только читает лекции, но и руководит журналом Opera Musicologica. Среди преподавателей программы, успешно сочетающих образовательную и практическую деятельность, — известный балетный критик, куратор спектаклей, фестивалей и издательских проектов в La Scala, Большом и Мариинском театрах Павел Гершензон; известный композитор и музыкальный критик Владимир Раннев, известный композитор, музыкальный критик и радиожурналист Александр Харьковский и другие.

«Музыкальная критика» относится к одной из двух магистерских программ по направлению «Искусства и гуманитарные науки», выпускники которой помимо диплома СПбГУ получают также диплом американского партнера Университета — Бард-колледжа. Такое решение Бард-колледж принял не сразу — ему предшествовали несколько лет дискуссий и консультаций, ведь в Барде подобная программа ориентирована на оркестрантов. И все же, несмотря на различия, программа получила высокую оценку и международное признание, а выпускники программы с 2017 года получают и диплом Бард-колледжа.

Тексты магистрантов программы «Музыкальная критика» — в буклетах, постах в «Фейсбуке», рецензиях на «Кольте» — узнаваемы по нескольким абзацам. Пишущих отличает эрудированность, крепкая профессиональная подготовка, изящная ирония и жажда поделиться со слушателями своими соображениями.

Начальник издательского отдела Мариинского театра, член совета программы «Музыкальная критика» Анна Петрова

Практически все магистранты программы в настоящее время имеют возможность посетить Бард. Как правило, поездка организуется летом, в период проведения знаменитого Музыкального фестиваля Бард-колледжа, который действует уже почти 30 лет. В этом году Bard Music Festival был посвящен творчеству Римского-Корсакова, а студенты программы «Музыкальная критика», приехавшие в этот момент в Нью-Йорк, научили зрителей Центра исполнительских искусств имени Ричарда Фишера, пришедших на открытие фестиваля, знаменитой русской народной песне «Дубинушка». Опыт участия в работе фестиваля, посещение многочисленных концертов и спектаклей и, конечно, общение с известными искусствоведами и музыкантами, включая самого президента Барда Леона Ботстайна, не проходят незаметно для становления молодых музыкальных критиков.

Выездные практики и стажировки магистрантов систематически проходят не только на Музыкальном фестивале в Барде, но также на Дягилевском фестивале в Перми и на фестивале и национальной премии «Золотая маска» в Москве. Студенты и выпускники программы публикуются в различных изданиях — от «Коммерсанта» до «Музыкального обозрения», от «Петербургского театрального журнала» до Opernwelt, от «Афиши» до «Арзамаса»; готовят буклеты для Большого и Мариинского театров, Екатеринбургского и Пермского театров оперы и балета.

С магистрантами программы «Музыкальная критика» Большой театр знаком почти с ее рождения — с осени 2012 года. Многие из них активно пишут, переводят, редактируют статьи для буклетов, программок, сайта театра и разнообразных проектов, связанных как с оперой, так и с балетом. Авторов, умеющих лаконично, увлекательно и очень точно писать о музыке, всегда не хватает. Выпускники программы «Музыкальная критика» это умеют, и читать написанные ими статьи или записанные ими интервью — одно удовольствие.

Начальник литературно-издательского отдела Большого театра, член совета программы «Музыкальная критика» Татьяна Белова

Успех программы теперь уже не вызывает сомнений. Очевидно также и то, что он во многом предопределен совместной работой преподавателей и студентов над различными издательскими проектами, которые получили реализацию на самом старте программы. В частности, магистранты принимали участие в подготовке и издании таких серьезных книг, как трехтомник «Новая русская музыкальная критика: 1993–2003» (М., 2015–2016), «Век "Весны священной" — век модернизма» (М., 2013), «Жерар Мортье. Драматургия страсти. Сезоны Мортье. Интервью. Эссе» (СПб., 2016) и других.

Выпускники с благодарностью вспоминают о стиле и качестве обучения на программе.

Никто из преподавателей не учил думать, как они, но каждый помогал учиться думать и воспринимать происходящее. И так шаг за шагом под чутким руководством я научился многому.

Выпускник программы 2014 года, один из составителей третьего тома «Новая русская музыкальная критика» Александр Рябин

«Это лучшая школа в России, где учат писать об академической музыке и делать музыкальные проекты. Только практика и полезная информация — идеальное место для тех, кто не хочет терять время и намерен учиться реальной профессии», — убеждена выпускница 2014 года Анастасия Зубарева, которая совместно с другой выпускницей программы — Анной Инфантьевой — основала всероссийскую премию «Резонанс» для молодых музыкальных критиков, пишущих об академической музыке и музыкальном театре.

Премия «Резонанс» стала своего рода моторчиком в сфере музыкальной критики, она оживила отрасль и вдохновила как любителей, так и признанных специалистов, а ведь именно для этого и создавалась программа. И главной перспективой ее развития создатели видят в усилении направления public musicology, которое призвано привлекать широкую аудиторию к интеллектуальному осмыслению музыки и тем самым делать ее доступной и понятной для неспециалистов. Созданный совет программы, несомненно, будет способствовать ее развитию в этом русле.