Ученые СПбГУ передадут в правительство предложения о развитии Liberal Arts в России

На IV Санкт-Петербургском международном форуме труда обсудили принципы образовательной модели Liberal Arts, ее состояние за рубежом и перспективы развития в России. Инициатором дискуссии выступили ученые СПбГУ: в Университете уже более 20 лет существует программа по модели либерального образования, которая в большинстве регионов пока еще является моделью будущего.

Один из основополагающих принципов либерального образования — возможность определяться со специализацией после второго курса. Другой базовый принцип — свободное формирование студентом своей программы, индивидуальный подбор интересующих дисциплин. Третий — отход от классических лекций к самостоятельному изучению материала и последующему обсуждению в группе с преподавателем. «На выходе мы имеем то, что называют компетенциями XXI столетия: в том числе умение быстро переучиваться, умение учиться в течение жизни, умение работать в команде», — отметил модератор сессии, доцент кафедры междисциплинарных исследований в области языков и литературы СПбГУ кандидат филологических наук Денис Ахапкин.

Если в США такая модель развивается уже несколько десятилетий, в России обучение по принципам Liberal Arts реализуется в полной мере пока только в трех университетах: СПбГУ, ТюмГУ и РАНХиГС. Начальные шаги сделаны в Ростове-на-Дону и Перми. Первопроходцем в этом направлении стал Санкт-Петербургский университет: именно в СПбГУ в 1999 году впервые в России началось обучение по данной модели. С 2011 года экспериментальное направление было выделено в отдельный факультет свободных искусств и наук, деканом которого сегодня является председатель Счетной палаты РФ, экс-министр финансов Алексей Кудрин. За 20 лет своего существования выпускниками образовательного направления «Искусства и гуманитарные науки» стали почти две тысячи бакалавров и магистров..

Помогает развивать либеральное образование в СПбГУ американский партнер Университета — Бард-колледж. Вице-президент Бард-колледжа, член совета программы «Свободные искусства и науки» СПбГУ Джонатан Беккер на форуме рассказал о преимуществах подобной модели и зарубежном опыте ее внедрения, в том числе об устройстве выпускников на рынке труда. В своем выступлении он опирался на данные опросов как американских работодателей, так и российских — последние были получены в ходе исследования, проведенного на базе СПбГУ, «Перспективы образовательной модели свободных искусств и наук в свете экономических и социокультурных трендов ХХI века в российском контексте», которым руководил Данила Расков.

Современный человек в течение жизни очень часто меняет работу, и очень часто ему приходится работать не по прямой специализации, полученной в университете. Модель либерального образования может быть очень привлекательна для работодателей — как американских, так и российских. Работодатели считают, что выпускники программ Liberal Arts имеют способность постоянно обучаться чему-то новому, обладают критическим мышлением, хорошо коммуницируют и умеют решать сложные, комплексные проблемы, что гораздо важнее узкой специализации.

Вице-президент Бард-колледжа, член совета программы «Свободные искусства и науки» СПбГУ Джонатан Беккер

Распространить Liberal Arts в других российских вузах мешает высокий уровень формализации в национальной системе образования, считают эксперты. В отличие от СПбГУ и некоторых других университетов федерального уровня, которые имеют право разрабатывать собственные образовательные программы, большинство российских вузов обязаны следовать государственным стандартам. А по таким стандартам внедрить либеральное образование в России пока не представляется возможным.

«Мы видим, что система передвигается, как "квадратное колесо". Не получилось еще запустить движение в эту сторону. Что-то преодолевается, что-то делается, а потом опять возникает стопор. Наша задача — выявить самые большие сложности, стараться их изменить, чтобы это колесо могло крутиться самостоятельно», — сказал исполняющий обязанности заведующего кафедрой проблем междисциплинарного синтеза в области социальных и гуманитарных наук СПбГУ, доцент кандидат экономических наук Данила Расков.

В системе с сильной магистратурой, в которой обучение строится по схеме «2+2+2», уверены сторонники модели, можно получить наиболее адаптированные к современным реалиям кадры — способные учиться и, что немаловажно, постоянно переучиваться. В такой системе первые два года — изучение широкого набора дисциплин и возможность сознательного выбора профилей, следующие два — специализация, а еще два — более углубленное развитие или вторая специализация. Обвинения в «недоученности» таких специалистов сторонники модели отвергают: ставка делается на широту кругозора, способность критически мыслить и навык учиться, которые оказываются более востребованными.

Либеральное образование способно соответствовать человеку новой формации, который столкнется в жизни со свободным временем. К тому же такое образование способствует формированию нового типа человека, который более ответственно относится и к своему гражданскому долгу.

Исполняющий обязанности заведующего кафедрой проблем междисциплинарного синтеза в области социальных и гуманитарных наук СПбГУ, доцент кандидат экономических наук Данила Расков

Ученые, занимающиеся Liberal Arts в СПбГУ, уверены, что в российскую систему образования нужно ввести дополнительные элементы, чтобы каждый вуз при желании мог начать обучение студентов по модели «свободные искусства и науки». Предложения по обновлению, в том числе озвученные в ходе дискуссии на Форуме труда, соберут в резолюцию. Среди них: ввести многопрофильные программы в отдельную укрупненную группу специальностей, пересмотреть требования к процедурам аккредитации многопрофильных образовательных программ вплоть до их упразднения, предоставить вузам возможность разрабатывать свои форматы учебных планов, а также возможность для абитуриентов, поступающих на такие программы, выбирать из нескольких наборов ЕГЭ. Резолюцию ученые планируют направить в правительство России.