О правовом статусе наблюдателей на выборах рассказал эксперт СПбГУ
8 сентября 2019 года в России — единый день голосования. Петербуржцы будут выбирать губернатора города и муниципальных депутатов. За прозрачностью процедуры голосования будут следить независимые внешние наблюдатели.
В Петербурге их подготовкой занимаются корпус «За чистые выборы» и Межрегиональное отделение Общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России».
В ближайшие несколько недель наблюдатели получат финальные инструкции о своих правах и функциональных обязанностях и прослушают подготовительные лекции ведущих экспертов — юристов, социологов, политологов и психологов — преподавателей Санкт-Петербургского университета.
Одной из первых таких встреч с экспертами стала лекция декана юридического факультета, заведующего кафедрой конституционного права СПбГУ Сергея Белова. Он рассказал о правовых принципах работы наблюдателей, законодательном регулировании их прав и обязанностей, ответственности и границах контроля. Декан подчеркнул: неважно, кто направляет наблюдателя — кандидаты, избирательные объединения или субъекты общественного контроля, у всех наблюдателей одна цель — проконтролировать честность, объективность и законность процедур голосования и подсчета голосов.
Наблюдатели должны обеспечить контроль за работой избирательных комиссий и удостовериться, что все происходит честно и по закону.
Декан юридического факультета СПбГУ Сергей Белов
Главное право наблюдателя — находиться на участке голосования и наблюдать за голосованием и подсчетом голосов. В то же время, по словам эксперта, наблюдателю важно помнить, что он не может вмешиваться в работу избирательной комиссии. Ему нельзя агитировать за кого-то из кандидатов, самому выдавать бюллетени, расписываться за избирателя в получении бюллетеня, заполнять за избирателя, в том числе по его просьбе, бюллетень, совершать любые действия, которые нарушили бы тайну голосования. Сергей Белов отметил, что вся работа (выдача бюллетеней, организация голосования, подсчет голосов) производится непосредственно членами УИК, наблюдатель не принимает непосредственного участия в этих действиях.
«Наблюдатель должен смотреть за тем, насколько разумно и последовательно идет работа и есть ли вероятность того, что она будет проходить с нарушениями», — отметил юрист. Самым важным моментом дня голосования Сергей Белов назвал процесс составления протокола. Именно здесь требуется максимальная концентрация внимания: «Вы должны смотреть, насколько точно будут отражены результаты подсчета. Любые последующие действия с протоколом не должны происходить без ведома наблюдателя».
Слушателям лекции также рассказали, что они могут обращаться к председателю УИК или тому, кто его замещает, с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования. Сергей Белов рассказал, что делать, если наблюдатель заметил нарушение в работе избирательной комиссии.
Вы как самостоятельные субъекты избирательного процесса имеете право подать жалобу на действия участковой избирательной комиссии. Однако делать это следует только в случае, если вы абсолютно уверены, что имеет место нарушение закона, если у вас есть доказательства этого, то есть нарушение зафиксировано. Необходимо приложить эти доказательства или указать ссылки на них в жалобе: если у вас есть фотографии, видеозапись, аудиозапись, имена и фамилии свидетелей, акты о фиксации нарушений, составленные несколькими независимыми людьми, — тогда есть смысл направлять жалобу.
Декан юридического факультета СПбГУ Сергей Белов
Наблюдатели по закону имеют право осуществлять фото- и (или) видеосъемку на участках, предупредив об этом председателя, заместителя председателя или секретаря участковой избирательной комиссии.
Во время встречи была обозначена одна из самых сложных с юридической точки зрения проблем: избирательные комиссии часто не допускают наблюдателей к спискам избирателей, ссылаясь на необходимость защиты персональных данных избирателей. Это, по мнению эксперта, неправильно. Персональные данные граждан действительно защищены Федеральным законом «О персональных данных», но в случае с выборами законодатель делает исключение — наблюдатель имеет право ознакомиться с этими списками, а также с открепительными удостоверениями и с реестром их выдачи, реестром заявлений о голосовании на дому. Именно такая открытость должна стать залогом честности итогов голосования и залогом свободного выбора граждан.