Доктор Коган: я заинтересован в работе с коллегами из СПбГУ

В СПбГУ состоялась открытая лекция профессора Университета Кембриджа Алекса Когана «Connections, Cooperation, and Emotions: Big Data Insights into Classic Psychological Questions» («Связи, кооперация и эмоции: ответы на классические вопросы психологии благодаря работе с Big Data»).

Молодой руководитель Кембриджской лаборатории просоциального поведения и благополучия (Cambridge Prosociality and Well-Being Lab) рассказал о новых методах, которые сейчас берут на вооружение социальные науки, и о новых задачах невероятных масштабов, которые эти методы позволяют решать.

Психологи уже почти смирились с тем, что обычно исследования делаются на студентах-психологах, в специальных помещениях лабораторий и часто — при помощи опросников, работа с которыми занимает от одного часа и более, а самое интересное можно получить в интервью, которое может длиться и того дольше. Д-р Коган рассказал о том, что обращение к реальному поведению большого количества самых разных людей из многих стран мира почти без траты времени как со стороны респондентов, так и со стороны психологов-исследователей, — возможно. Это так называемые «Big Data»-исследования, которые сейчас проводят социальные сети, крупные интернет-поисковики, а также компании-владельцы интернет-магазинов и сайтов вообще: Facebook, Google, Wallmart, многие другие.

Сейчас можно достаточно просто фиксировать поведение каждого конкретного пользователя, хранить и обрабатывать эти данные, а потом строить обобщенные модели взаимосвязей между, например, количеством «лайков», отправленных в сообщениях в Фэйсбуке, данными о финансовых транзакциях между государствами (материалы Всемирного банка), а также о показателях здоровья, благополучия, вплоть до продолжительности жизни (материалы ВОЗ).

Например, одно из исследований лаборатории д-ра Когана было посвящено изучению того, какого рода «смайлики» («эмотиконы») чаще отправляют друг другу пользователи Фэйсбука в разных странах. В течение четырех недель пользователи со всего мира имели возможность отправлять в личных сообщениях специально созданные «смайлики», отражавшие максимально точно воспроизведенные выражения лица при переживании определенных эмоций.

Оказалось, что любимый «смайлик» у российских пользователей Фэйсбука — «Love».

Россия в целом схожа по набору максимально часто используемых «смайликов» с Норвегией, а Япония, к удивлению самих исследователей, похожа в этом на Канаду.

Сейчас уже можно говорить о том, что социальные сети не только «схватывают» жизнь как она есть, но и формируют, «лепят» ее. И если некоторые крупные компании используют данные о поведении пользователей для таргетированной рекламы, сейчас можно ставить задачи на уровне благополучия целых стран и даже мира, принимать решения о социальной политике государств на основе таких данных.

В течение следующих трех дней после своей открытой лекции д-р Коган провел практический семинар по работе со статистическим пакетом R, используемым при обработке больших массивов данных, для преподавателей, научных сотрудников и аспирантов-психологов.