Русский язык и русская культура в аспекте русского языка как иностранного
45.04.02 На русском языке
Реализуется по модели «два диплома»
Уровень обучения Магистратура
Форма обучения Очная
Продолжительность обучения 2 года
Направление Языкознание и литературоведение
С дополнительной квалификацией «Педагог дополнительного образования»
Образовательная программа магистратуры «Русский язык и русская культура в аспекте русского языка как иностранного» готовит специалистов в области преподавания русского языка как иностранного.
Обучающиеся углубленно изучают:
- Культурологические основы преподавания русского языка как иностранного: ценностные доминанты национального языкового сознания, национальную специфику речевого поведения русских; русское искусство и страноведение
- Дискурсивные приёмы анализа и интерпретации текста на русском язык, особенности письменной и устной форм речи в разных сферах общения
- Методику преподавания русского языка как иностранного
- Методы исследования семантических и прагматических особенностей нарушений в устной и письменной речи иностранцев на русском языке
- Лингвистические основы преподавания РКИ
- Русский язык — письменный экзамен (для граждан РФ и соотечественников)
Наличие сертификата об окончании следующих онлайн-курсов дает пять дополнительных баллов при поступлении:
- Arabic for Beginners (в т.ч. любой курс онлайн-программы)
- Arabic for Beginners. Part 1
- Arabic for Beginners. Part 2
- Arabic for Beginners. Part 3
- Arabic for Beginners. Part 4
- Arabic for Beginners. Part 5
- Business Russian Communication (в т.ч. любой курс онлайн-программы)
- Business Russian Communication: Part 1
- Business Russian Communication: Part 2
- Business Russian Communication: Part 3
- Business Russian Communication: Part 4
- Chinese in 5 Steps (в т.ч. любой курс онлайн-программы)
- Fundamentals of the Chinese Character Writing (в т.ч. любой курс онлайн-программы)
- Fundamentals of the Chinese Character Writing. Part 1
- Fundamentals of the Chinese Character Writing. Part 2
- Korean for Beginners (в т.ч. любой курс онлайн-программы)
- Korean for Beginners. Part 1
- Korean for Beginners. Part 2
- Korean for Beginners. Part 3
- Korean for Beginners. Part 4
- The Gems of Middle Eastern Literature
- Академическое русское письмо
- Английский для начинающих (в т.ч. любой курс онлайн-программы)
- Английский для начинающих. Часть 1
- Английский для начинающих. Часть 2
- Английский для начинающих. Часть 3
- Английский для начинающих. Часть 4
- Английский язык в индустрии гостеприимства
- Арабский язык. Вводный курс
- Арабский язык. Часть 2
- Введение в литературоведение
- Введение в теорию перевода
- Венгерский для начинающих (в т.ч. любой курс онлайн-программы)
- Венгерский для начинающих. Часть 1
- Венгерский для начинающих. Часть 2
- Государственный язык в России и за рубежом
- Деловой английский (в т.ч. любой курс онлайн-программы)
- Деловой английский. Часть 1
- Деловой английский. Часть 2
- Деловой английский. Часть 3
- Деловой английский. Часть 4
- Живые процессы в русской разговорной речи
- Зарубежная литература XX века
- Испанский для начинающих (в т.ч. любой курс онлайн-программы)
- Испанский для начинающих. Часть 1
- Испанский для начинающих. Часть 2
- Испанский для начинающих. Часть 3
- Испанский для начинающих. Часть 4
- История русской литературы второй половины XIX века
- История русской литературы Золотого века
- История русской письменности
- История советской литературы
- Китайская живопись: введение
- Китайская живопись: мастер-класс
- Китайская иероглифика: основы (старое название: Введение в китайскую иероглифику)
- Китайский язык для начинающих: основы фонетики (на любом языке)
- Китайский язык: пять шагов к успеху (в т.ч. любой курс онлайн-программы)
- Китайский язык: пять шагов к успеху. Часть 1 (на любом языке)
- Китайский язык: пять шагов к успеху. Часть 2 (на любом языке)
- Китайский язык: пять шагов к успеху. Часть 3 (на любом языке)
- Китайский язык: пять шагов к успеху. Часть 4 (на любом языке)
- Китайский язык: пять шагов к успеху. Часть 5 (на любом языке)
- Корейский язык для начинающих (в т.ч. любой курс онлайн-программы)
- Корейский язык для начинающих. Часть 1 (на любом языке)
- Корейский язык для начинающих. Часть 2 (на любом языке)
- Корейский язык для начинающих. Часть 3 (на любом языке)
- Корейский язык для начинающих. Часть 4 (на любом языке)
- Латинский язык для начинающих
- Лексикология английского языка
- Лингвистическая экспертиза: задачи и техника (старое название: Задачи и техника лингвистической экспертизы)
- Литература русского зарубежья
- Литературная сокровищница Ближнего Востока
- Медицинский английский (в т.ч. любой курс онлайн-программы)
- Медицинский английский. Часть 1
- Медицинский английский. Часть 2
- Медицинский английский. Часть 3
- Медицинский английский. Часть 4
- Медицинский английский. Часть 5
- Межкультурная коммуникация и перевод
- Персидский язык: разговорный курс. Часть 1
- Персидский язык: разговорный курс. Часть 2
- Русская литература XVIII века: пути развития и культурно-исторический контекст
- Современная русская литература (на любом языке)
- Стилистика русского языка
- Турецкий для начинающих: разговорный курс
- Юридический английский
- Я — переводчик (в т.ч. любой курс онлайн-программы)
- Язык современной публицистики
- Язык современной рекламы и СМИ
- Японский для начинающих (в т.ч. любой курс онлайн-программы)
- Японский для начинающих. Часть 1
- Японский для начинающих. Часть 2
- Японский для начинающих. Часть 3
- Японский для начинающих. Часть 4
- Современные проблемы теории обучения иностранным языкам
- Основы лингводидактического тестирования по РКИ
- Лингвокультурология
- Лингвистический анализ и интерпретация текста
- Современные лингвистические концепции в теории и практике РКИ
- Методология научного исследования в практической деятельности РКИ
- Национальная картина мира: формирование и история развития
- Русское искусство в аспекте русского языка как иностранного
Элективы:
- Методика преподавания русского языка как иностранного
- Лингвометодические основы разработки онлайн-урока
- Художественный текст: принципы анализа
- Экскурсионные технологии в практике преподавания РКИ
- Компьютерные технологии в лингвистических исследованиях
- Интернет-лингвистика: функционирование русского языка в виртуальной среде
- Цифровая культура: технологии и безопасность (ЭО)
- Разнообразные траектории прохождения педагогической практики: peer-to-peer (совместно с зарубежными университетами), создание электронных образовательных продуктов (в издательстве Златоуст), экскурсионные технологии
- Большой выбор элективных дисциплин, обеспечивающий индивидуализацию обучения
- Работа под научным руководством авторов известных учебников по русскому языку как иностранному, лингвокультурологии, методике преподавания РКИ, специалистов по тестированию в области РКИ
- Возможность совершенствовать свои педагогические умения и навыки, а также навыки командной работы в студенческом Международном методическом клубе
- Выпускник владеет навыками использования делового русского языка, публичной устной и письменной речи
- Выпускник владеет английским языком на уровне, сопоставимом с В2 CEFR
- Иностранный обучающийся владеет русским языком на уровне, сопоставимом с ТРКИ-3
- К. А. Рогова — доктор филологических наук, профессор, почетный профессор СПбГУ, член правления РОПРЯЛ, главный редактор журнала «Мир русского слова»
- Е. И. Зиновьева — доктор филологических наук, профессор, участник Международного фразеологического семинара под руководством профессора В. М. Мокиенко при Межкафедральном словарном кабинете имени профессора Б. А. Ларина филологического факультета СПбГУ, входит в авторский коллектив Словаря обиходного русского языка Московской Руси
XVI-XVII веков - Н. А Любимова — доктор филологических наук, профессор. Автор около 200 научных работ, в том числе монографий, учебников и учебных пособий
- Л. В. Московкин — доктор педагогических наук, профессор. Автор более 200 учебных и научных трудов, среди которых «Методы и технологии обучения русскому языку как иностранному» и «Хрестоматия по методике преподавания русского языка как иностранного»
- Т. И. Попова — доктор филологических наук, профессор. Специалист в области анализа речевого поведения в различных сферах общения. Под ее руководством создан онлайн-курс «Русский как иностранный» на платформе Coursera. Имеет более 150 опубликованных научных и научно-методических работ
- Н. Л. Федотова — доктор педагогических наук, профессор. Имеет более 70 опубликованных научных и научно-методических работ
- Функционально-семантические особенности языковой системы
- Лингвокультурология
- Текст: анализ и интерпретаци
Места прохождения практик
- практика в СПбГУ с активным уроком (траектория 1)
- практика в СПбГУ с защитой конспекта урока (траектория 2)
- практика в издательстве «Златоуст» с разработкой и апробацией интерактивного обучающего видеоконтента (траектория 3)
- практика в СПбГУ в форме peer-to-peer (траектория 4)
- практика в СПбГУ с проведением урока-экскурсии (траектория 5)
Перечень ключевых профессий
Выпускники могут работать преподавателями русского языка как иностранного, научными сотрудниками библиотек, научными сотрудниками в Институте лингвистических исследований, на радио и телевидении, в бизнес-центрах, связанных с приемом и обеспечением деятельности иностранных граждан (научной, деловой, туристической, культурно-просветительской) в средних и высших учебных заведениях. При наличии сертификата об обучении на дополнительной образовательной программе «Лингводидактическое тестирование» — тестором по русскому языку как иностранному
Организации, в которых работают выпускники
- Военно-медицинская академия имени С. М. Кирова
- Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна
- Михайловская артиллерийская академия
- Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
- Петербургский государственный университет путей сообщения
- Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена
- ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский горный университет»
- Частное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Державинский институт»
- другие учебные заведения